Материал из ЖД cправочник
Версия от 08:02, 29 июня 2012; Kst (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Железнодорожная статистика представляет собой область практической деятельности по сбору, обработке и анализу статистической информации о работе железных дорог; это раздел статистической науки, в котором исследуются массовые явления на железнодорожном транспорте. Она вбирает в себя совокупные статистические данные, характеризующие деятельность транспорта и отдельные его стороны. Железнодорожная статистика, как необходимый элемент управления ж.-д. транспортом, в разных странах имеет различную степень развития и в части систем используемых показателей, и в части организационных форм. В этом отражается уровень обобществления ж.-д. транспорта, уровень планирования и нормирования его работы и другие особенности экономического и социального строя.
Центральной категорией статистики является система показателей, как совокупность взаимосвязанных показателей и их подсистем, отражающих как общие стороны деятельности ж.-д. транспорта, так и специфические черты и свойства, характерные для его хозяйств. Состав показателей в системе и их логическая взаимосвязь определяются качественным содержанием характеризуемых явлений. При изучении и анализе явлений на основе системы показателей установленные между ними связи описываются в виде математических формул, представляющих собой аналитическую факторную модель изучаемого явления. Опираясь на систему показателей, статистика изучает закономерности количественных изменений явлений на ж.-д. транспорте в результате общественного развития и целенаправленной деятельности людей, а также под влиянием технических, технологических и природно-климатических факторов.
Качественное разнообразие явлений на ж.-д. транспорте обусловило выделение относительно самостоятельных разделов статистики: статистика перевозок, эксплуатационная статистика, статистика технической вооруженности; статистика труда; статистика материальных ресурсов; статистика себестоимости перевозок; финансовая статистика; статистика эффективности работы ж.-д. транспорта как элемента национальной экономики и самостоятельной ее отрасли. Система показателей статистики взаимоувязана с системой адекватных ей показателей планирования и нормирования работы предприятий и отрасли в целом, по отношению к которой она значительно шире, так как содержит дополнительную информацию, обеспечивающую всесторонний анализ производственных и экономических процессов, выявления закономерностей развития ж.-д. транспорта в конкретных условиях, показа достижений и вскрытия резервов повышения эффективности работы. См. также Статистический учет, Статистическая отчетность, Статистическое обследование.


Статистика перевозок

Статистика перевозок — раздел железнодорожной статистики, в котором изучается продукция ж.-д. транспорта: перевозки грузов, пассажиров и багажа. Основные задачи статистики перевозок: получение и обобщение статистической информации, всесторонне характеризующей объемы и качество перевозок за определенный период и в динамике, и ее анализ с целью оценки степени удовлетворения потребностей в них при повышении требований к их качеству; исследование закономерностей развития перевозок исходя из потребностей в перевозках отдельных видов продукции и поездок населения. В статистике перевозок выделяются разделы: статистика перевозок грузов, статистика перевозок пассажиров и статистика перевозок багажа.
Статистика перевозок грузов отражает перевозки продукции отраслей народного хозяйства из мест ее производства к местам потребления. Единица наблюдения -отправка груза, оформленная перевозочными документами. В ходе наблюдения регистрируются многочисленные признаки, позволяющие выделять группы отправок грузов по особенностям перевозок и исчислять показатели объема отправления, прибытия, массы перевезенных грузов в тоннах, тарифного грузооборота, доходов от перевозок, средней дальности перевозки, средней продолжительности и скорости доставки грузов, средней густоты перевозок, средней доходной ставки.
Статистические сведения используются для изучения процессов обращения промышленной и с.-х. продукции. Для этого составляются транспортно-экономические балансы, рассчитываются показатели перевозимости продукции, определяются транспортные затраты, учитывается неравномерность перевозок и др.
Статистика перевозок пассажиров изучает поездки населения и вызывающие их причины. Единица наблюдения — пассажиропоездка, совершаемая по пассажирскому билету. На основе отчетов билетных кассиров о проданных и выданных билетах по моменту приобретения билета исчисляются в целом и по отдельным группам пассажи-ропоездок показатели размеров отправления и перевозок пассажиров, пассажирооборота, доходов от перевозок пассажиров, средней дальности перевозок пассажиров, средней густоты перевозок пассажиров, средней доходной ставки. Эта информация используется в изучении и анализе потребностей населения в перевозках отдельных видов, характеризуемых коэффициентом подвижности населения (см. Статистическое обследование).
Статистика перевозок багажа изучает явления на основе показателей отправления, грузооборота, доходов от перевозок, средней дальности перевозок и средней доходной ставки от перевозок багажа.
Общий объем перевозок измеряется обобщающими показателями приведенной продукции транспорта в условных единицах измерения — приведенных тонно-километрах и доходов от перевозок.
Данные статистики перевозок служат основой для анализа производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости и себестоимости перевозок.


Статистика технической вооруженности

Статистика технической вооруженности ж.-д. транспорта — раздел железнодорожной статистики, изучающий состав, размещение, технический уровень, состояние и использование технических средств транспорта по их видам: ж.-д. путь, постоянные устройства, подвижной состав, машины и оборудование и др. Ее основные задачи связаны с получением и обобщением статистической информации, всесторонне характеризующей материально-техническую базу ж.-д. транспорта, выполнением программ технического перевооружения отрасли, хозяйств и предприятий. Эта статистика основывается на сплошном документированном учете в натуральном выражении отдельных единиц (предметов) технических средств, находящихся в инвентаре предприятий. Техническую вооруженность ж.-д. транспорта как отрасли народного хозяйства отражают показатели эксплуатационной длины ж.-д. участков, отличающихся пропускными и провозными способностями: протяженность сети ж.-д. путей сообщения с выделением участков с различными типами тяги, средств СЦБ и связи, доли в общем протяжении электрифицированных участков и участков, оборудованных наиболее прогрессивными средствами СЦБ и связи, средней пропускной и провозной способности. Обеспеченность территорий страны ж.-д. путями сообщений характеризуют показатели плотности ж.-д. путей как соотношение эксплуатационной длины ж.-д. линий и площади территории страны (или региона). Наиболее специфичными для ж.-д. транспорта являются показатели технической вооруженности путевого, локомотивного и вагонного хозяйств.


Эксплуатационная статистика

Эксплуатационная статистика — раздел железнодорожной статистики, объектом изучения которого являются наличные парки локомотивов и вагонов. В ее задачи входит получение статистической информации и анализ наличия, состояния, работы и использования в перевозочном процессе подвижного состава ж. д. за определенный период и в динамике. Целью анализа является выявление закономерностей в формировании объемов работы и рационального использования транспортных средств, оценка выполнения планов и соблюдения нормативов эксплуатационной работы и изыскание резервов повышения эффективности перевозочного процесса, исследование пропорциональности развития парков подвижного состава, применения прогрессивных перевозочных средств и передовой технологии.
Единицей наблюдения в эксплуатационной статистике является локомотив, вагон, поезд или поездо-участок. Методы статистики основываются на сплошной текущей регистрации в учетно-статистических документах операций производственного цикла работы локомотива, вагона, поезда и т. д. и процессов нахождения их в нерабочем состоянии. По данным наблюдения определяются значения статистических показателей, характеризующих наличные парки подвижного состава и их распределение, выполненные объемы работы, пробеги, затраты времени, число производственных циклов и технологических операций, производительность, продолжительность цикла работы подвижного состава и нахождения в нерабочем состоянии, скорости, нагрузки и т. п.
В определенные периоды развития ж.-д. транспорта и статистики использовались показатели и методы их исчисления, позволявшие учитывать в первую очередь особенности структуры парков подвижного состава и их эксплуатации. При значительных различиях вагонов по грузоподъемности (вместимости) и локомотивов по мощности (силе тяги) наряду с физическими единицами учета применяются условные единицы (условный вагон, локомотив) или учитываются определенные значения осности, грузоподъемности, вместимости вагонов, мощности локомотива.


Статистическая отчетность

Статистическая отчетность — основная форма статистического наблюдения за явлениями, связанная с обязательным для всех предприятий и организаций ж.-д. транспорта представлением в вышестоящие органы в определенные сроки информации о своей деятельности в виде документов строго установленной формы. В них содержится система статистических показателей, характеризующих общие результаты и отдельные стороны деятельности предприятий и отрасли в целом.
По продолжительности отчетного периода различают отчетность оперативную (отчетный период — сутки, пятидневка, декада), текущую (месяц, квартал) и годовую. Оперативная отчетность служит для наблюдения за выполнением планов перевозок, дислокацией парков вагонов и локомотивов, соблюдением нормативов эксплуатационной работы и содержит в основном объемные показатели. Текущая и годовая отчетность включает обширный круг объемных и качественных показателей.
По организации сводки статистическая отчетность делится на децентрализованную, разрабатываемую непосредственно на отраслевых линейных предприятиях с последующим обобщением на уровне отделения и управления ж. д., и централизованную — в информационно-вычислительных центрах дорожного и отраслевого уровня по данным учетно-статистических документов. Подавляющий объем отчетности об основной деятельности проходит через систему статистических органов ж.-д. транспорта, информация о других видах деятельности — через систему отраслевых органов. См. также Статистика перевозок, Эксплуатационная статистика, Статистика технической вооруженности.


Статистический учет

Статистический учет — деятельность по измерению массовых явлений и процессов путем регистрации в учетно-статистических документах признаков отдельных единиц, операций, фактов, представляемых измеряемые явления на предприятиях, с последующей разработкой статистической отчетности. Осн. объекты такого учета: перевозки грузов и пассажиров, наличие, состояние и работа подвижного состава, техническая вооруженность, состав, движение и использование рабочей силы, расход топлива и электроэнергии на тягу поездов и др. Источником данных статистического учета служит также бухгалтерский учет.
Главный принцип организации статистического учета — строжайшая учетная дисциплина, основанная на своевременной, полной и достоверной записи сведений в документах первичного учета. Перечень собираемых сведений определяется системой показателей, всесторонне характеризующих деятельность ж.-д. транспорта и его предприятий. Основу статистического учета на ж.-д. транспорте составляет сплошной текущий учет операций производственно-финансовой деятельности на предприятиях. Организуется также специальное статистическое обследование. Применяемые формы и методы статистического учета обусловлены характером учитываемых явлений и усложняются по мере расширения масштабов и степени их развития.


Учетно-статистические документы

Учетно-статистические документы — письменные свидетельства об отдельных свершившихся операциях (фактах, событиях) деятельности ж.-д. транспорта, получаемые в процессе статистического учета в соответствии с инструктивными указаниями на бланках определенной формы, регламентирующих перечень регистрируемых признаков и последовательность их записей, скрепляемых подписью должностного лица. Многочисленность форм документов обусловлена многообразием учитываемых явлений, организацией учета, уровнем его рационализации и автоматизации. Для отражения одной или нескольких операций составляются разовые документы, которые являются документами первичной регистрации. К ним относятся: дорожная ведомость, вагонный лист, натурный лист поезда, маршрут машиниста и другие документы, следующие вместе с наблюдаемой единицей (отправка, вагон, поезд, локомотив и т. п.), что обеспечивает отражение всех операций, выполняемых в пути следования. Для постоянного отражения однотипных операций в течение определенного времени ведутся накопительные документы, составляемые на основе первичных и являющиеся обычно документами вторичной регистрации. К ним относятся: книга учета погрузки (выгрузки), настольный журнал дежурного по локомотивному депо, журнал движения поездов и локомотивов, книга учета простоя вагонов и др. Совершенствование статистического учета привело к формированию единых учетно-статистических документов, в которых отражаются данные для всех видов учета. Преимущества единых документов в наибольшей степени реализуются при их интегральной обработке, когда при однократном вводе в автоматизированную систему обработки данных в полном объеме обеспечивается решение задач всех видов учета — оперативно-технического, бухгалтерского и статистического.


Статистическое обследование

Статистическое обследование — специально организованное наблюдение явлений на ж.-д. транспорте для получения информации дополнительно к материалам статистической отчетности. Оно проводится периодически или единовременно с использованием различных видов сплошного или несплошного наблюдения. Сплошное наблюдение осуществляется в виде переписей (например, ежегодная перепись вагонов) или специального учета с целью получения данных о размерах явлений на основе систем объемных показателей и их свойств на основе систем качественных показателей — средних и относительных значений. Несплошное наблюдение, проводимое гл.обр. в виде выборочного наблюдения (например, периодические обследования продолжительности и скорости доставки грузов и единовременные обследования пассажиров в пригородном сообщении), или обследование основного массива (например, учет расчлененного простоя вагонов) служат для получения характеристики свойств явлений на основе систем качественных показателей. При выборочном наблюдении обследованию подлежат единицы статистической совокупности, отобранные в случайном порядке, а при наблюдении основного массива — совокупность, представляющая собой часть объектов, которая имеет преобладающий удельный вес в явлении в целом. Специальные обследования проводятся статистическими органами и научными организациями при содействии органов управления ж.-д. транспорта.


Автоматизированная система железнодорожной статистики

Автоматизированная система железнодорожной статистики (АСЖС) — многоуровневая автоматизированная система сбора и обработки информации с целью всесторонней характеристики массовых явлений на ж.-д. транспорте на основе высокоразвитой системы статистических показателей.
Как элемент Автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом она базируется на единой системе информационно-вычислительных центров линейных предприятий, управлений ж. д. и МПС. Это обеспечивает однократный ввод информации регистрации в первичных учетно-статистических документах разнообразных операций, фактов и событий в деятельности предприятий и ее интегрированную обработку для решения комплексов учетных и аналитических задач оперативно-технического, статистического и бухгалтерского учета для всех уровней управления ж.-д. транспортом. Оконечным элементом АСЖС является автоматизированное рабочее место оператора, диспетчера, экономиста, других специалистов, обеспечивающее диалоговый режим обработки данных и представление информации в виде, пригодном для эффективного использования в управлении.
Использование в АСЖС высокоэффективных средств — технического и программного обеспечения, позволяющих с высокой скоростью осуществить обработку данных по самым сложным алгоритмам, способствует использованию возможностей статистического учета и статистической отчетности в наибольшей мере.