Материал из ЖД cправочник
Перейти к: навигация, поиск
м
 
(нет различий)

Текущая версия на 09:15, 6 сентября 2013

На российских железных дорогах с 1851 г. движение поездов осуществляется по графику. График движения поездов по существу является планом всей эксплуатационной работы железных дорог, основой организации движения поездов, грузовой и коммерческой работы станций, депо, подразделений вагонной службы, службы пути, сигнализации и связи, строительных организаций, то есть всех подразделений железнодорожного транспорта. Он позволяет осуществлять своевременную перевозку грузов и пассажиров при одновременном выполнении требований безопасности движения, наивыгоднейшего использования подвижного состава, обеспечения ритмичности работы станций, участков при наилучшем использовании их пропускной способности.
Zd 15 1.jpg
Для железных дорог России установлена единая форма графика движения поездов. График представляет собой графическое изображение следования поездов по участкам и направлениям, выполненное в координатных осях времени (горизонтальная ось) и расстояния (вертикальная ось, рис. 15.1). Он отражает время прибытия, отправления и проследования поездов по каждому раздельному пункту, время следования поездов по перегонам, продолжительность нахождения локомотивов и бригад на участках и конечных станциях.

График строится обычно на стандартной сетке с масштабом времени и расстояния. На сетке каждый час разделен вертикальными линиями на шесть десятиминутных интервалов, получасовые деления указаны штриховой линией; горизонтальными линиями обозначены оси раздельных пунктов. Номера нечетных поездов наносят сверху вниз, а четных — снизу вверх. В точках пересечения линий движения поездов с осями раздельных пунктов (в тупых углах) ставят цифру, указывающую число минут сверх целого десятка, соответствующую моменту прибытия, отправления или проследования поезда.
Например, скорый поезд № 7 прибывает на станцию А в 1 ч 13 мин и проследует станцию Б без остановки в 1 ч 30 мин. На станцию В он прибывает в 1 ч 49 мин. Грузовой поезд № 2102 отправляется со станции В в 1 ч 02 мин и на станцию Б прибывает в 1 ч 25 мин, стоит 11 мин, пропуская встречный скорый поезд № 7. В 1 ч 36 мин он отправляется и станцию А проходит без остановки в 1 ч 58 мин.
При разработке графика движения решается комплекс задач:

  • расчет элементов графика, обеспечивающих качественное его выполнение и полную безопасность движения поездов;
  • пропуск заданного числа поездов различных категорий по участкам и направлениям с наилучшими показателями скорости движения и использования локомотивов;
  • организация местной работы на участках и направлениях;
  • организация тягового обеспечения поездного движения;
  • обеспечение условий для выполнения ремонта и содержания технических устройств железных дорог в исправном состоянии.

Существуют нормативный график и график исполненного движения. Первый является основой нормирования показателей работы участков, расчета потребного парка локомотивов, локомотивных бригад и служит диспетчерскому персоналу основой для качественной организации движения поездов на участках. График исполненного движения, фиксирующий фактическое проследование поездов по участку поездным диспетчером или в автоматическом режиме в единых дорожных центрах управления перевозками на дорогах, необходим для анализа качества выполненных работ.
График движения характеризуется количественными и качественными показателями. К количественным показателям графика относятся: размеры погрузки и выгрузки, которые могут быть освоены при данном графике; размеры движения поездов; передача поездов и вагонов по стыковым пунктам дороги; вагонооборот станций; пробеги поездов, вагонов и грузов.
Основными качественными показателями являются: техническая, участковая и маршрутные скорости; коэффициент скорости; среднесуточный пробег локомотивов; средняя масса поезда и оборот пассажирских составов. Кроме того, определяют дополнительные качественные показатели: среднюю продолжительность стоянки транзитных поездов на сортировочных и участковых станциях; средний простой локомотивов на станциях их оборота; эксплуатационный и полный оборот локомотивов.
Железнодорожная сеть России характеризуется различными размерами движения, числом главных путей, соотношением скоростей грузовых и пассажирских поездов, разностью размеров движения по направлениям и т. д. В связи с этим различны и сами графики движения, которые классифицируются по нескольким признакам.
По соотношению скоростей движения поездов графики подразделяются на параллельные и непараллельные. При параллельном графике все поезда каждого направления имеют одинаковую скорость движения на перегоне, поэтому линии хода поездов расположены параллельно. Параллельный график позволяет наиболее полно использовать пропускную способность участков, служит основой для изучения свойств и закономерностей всех типов графиков.
При непараллельном графике предусматривается обращение грузовых и пассажирских поездов с разными ходовыми скоростями движения, причем поезда могут быть одной или нескольких категорий (скорые, пассажирские, грузовые нормальной скорости, грузовые ускоренные и др.).
По числу главных путей на участке графики подразделяются на однопутные, двухпутные и многопутные. На двухпутны х линиях главные пути специализируются на движении поездов только по одному направлению (четному или нечетному); скрещения поездов могут осуществляться не только на станциях и разъездах, но и на перегонах. Графики движения на участках с однопутными и двухпутными перегонами называют однопутно-двухпутными. На трехпутных линиях обычно два пути специализируются по направлениям, а один используют для следования поездов обоих направлений. На четырехпутных участках чаще всего два пути используют для грузового и два для пассажирского движения со специализацией каждой пары путей по направлениям.
При попутном следовании поездов с разграничением не менее чем одним раздельным пунктом с путевым развитием (станцией, разъездом, обгонным пунктом) график на однопутных линиях называется непакетным или пачечным, а на двухпутных — пачечным.
По перегонам, оборудованным автоматической блокировкой или имеющим блок-посты при полуавтоматической блокировке, поезда могут следовать в попутном направлении с разграничением их блок-участками или межпостовыми перегонами. Графики движения поездов с таким порядком следования называются пакетными или частично-пакетными. При таких графиках на перегоне может находиться не один, а два или несколько поездов, следующих в нужном направлении. На однопутных и двухпутных линиях в целях уменьшения влияния пассажирских поездов на движение грузовых пропускают группу пассажирских поездов.
По соотношению времени занятия перегонов парой поездов или одним поездом различают графики идентичные и неидентичные. Степень неидентичности графиков зависит от неидентичности перегонных станционных интервалов и добавок времени на разгоны и замедления. По соотношению размеров движения в четном и нечетном направлениях графики разделяют на парные с одинаковым числом поездов в обоих направлениях и непарные; как правило, графики характеризуются той или иной степенью непарности.
График движения поездов разрабатывается на основе следующих расчетных элементов:

  • времени хода поездов по перегонам и добавок времени на их разгон и замедление;
  • станционных интервалов — промежутков времени между прибытием или отправлением одного поезда на раздельный пункт и прибытием или отправлением другого поезда, необходимых для выполнения всех операций, обеспечивающих безопасность движения поездов согласно требованиям ПТЭ и инструкций по сигнализации и движению поездов;
  • интервалов между поездами в пакете при автоблокировке или полуавтоматической блокировке, зависящей от длины блок-участков или межпостовых перегонов и скорости движения поездов;
  • норм стоянок поездов для выполнения операций на промежуточных станциях (контрольное опробование автотормозов, посадка и высадка пассажиров и др.);
  • норм нахождения локомотивов на станциях основного и оборотного депо;
  • технологических норм времени на обработку поездов в парках участковых, грузовых, пассажирских и сортировочных станций.

График движения поездов составляют одновременно для всей сети ж. д. на годовой период времени. На отдельных дорогах график корректируют на зимний период. Перед разработкой графика движения МПС России задает каждой дороге его основные качественные нормативы: техническую, участковую и маршрутную скорости и среднесуточный пробег локомотивов, которые должны быть обеспечены при составлении графика. График составляется в отделениях дорог, увязывается между отделениями в управлениях дорог и по стыкам между дорогами в МПС. В связи с этим наиболее целесообразным является следующий порядок построения графика:

  • прокладываются нитки пассажирских поездов дальнего и местного сообщения по согласованным моментам и переходам от одного подразделения на другое, затем ускоренных грузовых и сборных;
  • разрабатывается принципиальная схема (эскиз) графика движения поездов и оборота локомотивов для всего направления с учетом выбранных систем организации местной работы участков и направления;
  • в соответствии с принципиальной схемой строятся подробные графики для каждого участка;
  • разработанные по участкам графики движения поездов увязываются между собой как по ниткам хода поездов, так и по соответствию интервалов подхода обрывных ниток поездов к станциям (разборочных, следующих в ответвление, и т. п.).