Материал из ЖД cправочник
Версия от 07:44, 10 августа 2011; Kst (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Диспетчерское руководство перевозочным процессом, совместно с оперативным планированием поездной и грузовой работы, является важнейшей составляющей системы организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте и должно обеспечивать выполнение плана перевозок и наилучшее использование технических средств в конкретных условиях на каждом участке и станции сети.
Диспетчерское руководство перевозочным процессом построено на принципах иерархического управления (то есть многоступенчато) с распределением функций между соподчиненными уровнями (частями) на базе территориальных и функциональных признаков, с целью обеспечения единства железнодорожной сети, непрерывности перевозочного процесса, а также организационной целостности управления на всех уровнях перевозочного процесса.
Оперативное управление движением на железных дорогах осуществляет диспетчерский аппарат на четырех уровнях: станциях, отделениях и управлениях дорог, в МПС России. В МПС оперативное управление движением реализуют оперативно-распорядительные отделы по районам сети Главного управления движения; в управлении дороги — оперативно-распорядительный диспетчерский аппарат отдела движения; в отделениях (на дорогах без концентрации диспетчерского управления в рамках ЕЦДУ) — диспетчерский аппарат подотдела движения дороги; на станциях — станционный (маневровый) диспетчер или дежурный по станции.
Для реализации оперативного управления по территориальному признаку ж.-д. сеть разбита на районы, дороги — на дорожные диспетчерские круги, участки и опорные станции, крупные станции — на сортировочные системы и парки. Такая структура диспетчерского руководства обеспечивает непрерывный контроль за ходом перевозочного процесса на всем протяжении сети, формирование непрерывной информации вышестоящих подразделений о работе низовых и доведение до исполнителей оперативных указаний руководителей всех уровней. Это позволяет быстро принимать необходимые меры для выполнения государственного плана перевозок, предотвращения возможных затруднений и оказания помощи тем участкам, на которых возникают трудности.


Оперативное руководство эксплуатационной работой на сетевом уровне

Оперативное руководство и контроль за эксплуатационной деятельностью дорог осуществляют оперативные отделы и диспетчерский аппарат ЦУП МПС РФ. Контроль за деятельностью ЦУП осуществляет заместитель министра путей сообщения. Приказы и оперативные указания ЦУП подлежат выполнению всеми работниками служб перевозок, локомотивного, вагонного и грузового хозяйств дорог, станций и депо.
ЦУП МПС в оперативном режиме управляет грузопотоками, вагонопотоками, поез-допотоками; обеспечивает взаимосвязь с представителями всех видов транспорта РФ; с крупными клиентами, операторскими компаниями, портами, пограничными станциями, зарубежными потребителями транспортных услуг; обеспечивает связь с транспортным отделом правительства РФ, с департаментами МПС по материально-техническому и безопасному обеспечению перевозок, с ЦФТО по организации внеочередных (приоритетных) перевозок; осуществляет контроль за: направлением действий железных дорог в поездной и местной работе для выполнения специальных заданий Департамента управления и руководства МПС России; возвратом железными дорогами России вагонов собственности других государств и т. д.; обеспечивает организацию работы по удовлетворению заявок ЦФТО на сетевые перевозки грузов с целью обеспечения вывоза готовой продукции с решающих предприятий всех отраслей экономики, пограничных станций, морских портов.
Общее оперативное руководство перевозочным процессом на сети ж. д. России осуществляет главный диспетчер ЦУП МПС (ЦДГПС). Основные функции диспетчера: организация работы диспетчерского аппарата ЦУП и его взаимодействия с диспетчерским аппаратом ж. д. России и соседних государств; руководство всеми видами эксплуатационной работы сети ж. д.; установление оперативных заданий диспетчерам, исходя из общего плана работы сети, и порядка их выполнения; анализ потребности и возможности обеспечения погрузки; организация выгрузки вагонов, поездообразования, хода передачи поездов между дорогами и с соседними государствами, взаимодействия с выделенными предприятиями и портами; контроль выполнения оперативного плана и заданий руководства МПС, беспрепятственности передачи вагонов и поездов между дорогами и с соседними государствами, выполнения графика движения пассажирских поездов, соблюдения плана формирования поездов, выполнения заданий по передаче и развозу местного груза на дорогах и отделениях, насыщения участков поездами и выполнения нормативов графика движения, выполнения железными дорогами регулировочных заданий по сдаче и передаче, соблюдения безопасности движения на сети дорог с немедленным сообщением о нарушениях руководству МПС и соответствующим департаментам.
Руководство поездной работой в регионах сети ж. д. (Центр, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток) осуществляют ведущие региональные диспетчеры (ЦЦГП). В обязанности ведущих региональных диспетчеров входит: выполнение заданий оперативного плана и указаний руководства МПС и Департамента управления перевозками; контроль работы диспетчеров дорог и отделений; обеспечение беспрепятственного продвижения поездов по участкам и их передачи по стыковым станциям между дорогами, с соседними государствами; слежение за соответствием числа планируемых составов, обеспечением их локомотивами, бригадами и «нитками» графика движения; слежение за эффективностью принимаемых на дорогах мер по приведению в соответствие планируемого составообразования, локомотивов, бригад и «ниток» графика движения поездов; контроль эксплуатационных условий работы выделенных сортировочных станций. Принятие мер по недопущению или ликвидации затруднений; контроль подвода поездов к выделенным станциям, передачи поездов по стыковым пунктам; слежение за соблюдением плана формирования и выполнением нормативов графика движения поездов; контроль выполнения вариантных графиков движения поездов в период проведения «окон» и обеспечение после их окончания скорейшего восстановления нормальной поездной работы; контроль движения пассажирских поездов и ввод в график при опоздании; контроль выполнения дорогами задания по сдаче вагонов в регулировку, сбора порожних вагонов, формирования из них маршрутов, пропуска и сдачи на соседние дороги; своевременное информирование главного диспетчера, руководителей ЦУП и Департамента управления перевозками обо всех случаях браков в поездной и маневровой работе, вызвавших перерыв в движении поездов.
Руководство работой парка поездных локомотивов железнодорожной сети осуществляет ведущий локомотивный диспетчер (ЦДГТ). Его основные обязанности: контроль за содержанием эксплуатируемого парка локомотивов и бригад, размерами движения поездов на участках обращения, дислокацией локомотивов, взаимодействием железных дорог на общих участках обращения локомотивов; контроль поездного положения с целью определения соответствия планируемого числа составов, локомотивов, бригад, эффективности принимаемых на отделениях и дорогах мерах по обеспечению составов локомотивами и бригадами; осуществление на участках обращения локомотивов, охватывающих несколько дорог, регулировочных мер по обеспечению локомотивами плана составообразования; контроль обеспечения дорогами беспрепятственной передачи поездов по междорожным стыковым пунктам; контроль за следованием новых локомотивов, следованием локомотивов в ремонт и по специальным нуждам, за своевременным направлением локомотивов на плановый ремонт; контроль за выполнением машинистами нормативов графика движения пассажирских и грузовых поездов; недопущение эксплуатации локомотивов на незакрепленных участках; контроль за соблюдением режима работы и отдыха локомотивных бригад в пунктах оборота.
Руководство работой с порожними крытыми вагонами, полувагонами, платформами и прочими вагонами, предназначенными для перевозок в составе формируемых поездов осуществляет ведущий вагонораспределитель (ЦДГВ). В его функции входят: контроль за выполнением железными дорогами заданий руководства МПС и Департамента управления перевозками по сдаче из-под выгрузки порожних вагонов, передаче их по стыковым пунктам между дорогами, комплексной регулировке, обеспечению порожними вагонами дорог массовой погрузки; слежение за фактическими регулировочными разрывами на дорогах; сбором порожних вагонов, формированием маршрутных поездов из порожних вагонов; планирование обеспечения порожними вагонами (кроме рефрижераторов и цистерн) районов массовой погрузки на несколько дней вперед и выдача руководству Департамента перевозок предложений по дополнительной постановке порожних вагонов «на рейс»; контроль за выполнением железными дорогами заданий по формированию маршрутов из порожних вагонов, в том числе крытых, платформ, полувагонов, зерновозов и др. и обеспечение их сохранности, ускоренного продвижения на всем пути следования до районов погрузки; контроль за выполнением планов погрузки по дорогам назначения; контроль за выполнением железными дорогами указаний руководства МПС и Департамента управления перевозками на остановку, изъятие и перемещение вагонов резерва МПС и технологического резерва; подготовка оперативных приказов, справок и отчетов о выполнении специальных заданий руководства ЦУП и Департамента управления перевозками.
Управление перевозками выделенных родов грузов (наливных, металлургических, угля, продуктов и др.) осуществляют «породовые» диспетчеры (ОДГН, ЦДГУ, ОДГМА и др.)
В состав оперативного отдела ЦУП МПС введены новые диспетчеры, которые обеспечивают: руководство работой с гружеными и порожними иностранными вагонами (ЦДГВИ), руководство погрузкой и выгрузкой вагонов (ЦДГГ), руководство работой с кольцевыми маршрутами, составленными из крытых вагонов, полувагонов, платформ и прочих вагонов в груженом и порожнем состоянии (ЦДГВК).
Руководство и диспетчерский аппарат ЦУП МПС осуществляют непрерывное взаимодействие с оперативным персоналом ЕЦДУ дорог.


Оперативное руководство эксплуатационной работой на дорожном уровне

Управление перевозочным процессом на железной дороге осуществляет Единый диспетчерский центр (ЕЦДУ), который является структурным подразделением службы перевозок Управления железной дороги. ЕЦДУ организует движение пассажирских, пригородных и грузовых поездов по графику; исполняет оперативные плановые задания диспетчеров ЦУП МПС по общесетевым грузовым перевозкам; организует грузовые перевозки по заявкам ДЦФТО; разрабатывает и организует движение согласно вариантным графикам движения поездов во время выполнения строительно-монтажных и ремонтно-пу-тевых работ; организует развоз местного груза и подачу вагонов под погрузку и выгрузку; обеспечивает выполнение технических нормативов работы дороги. Руководит работой ЕЦДУ начальник оперативно-распорядительного отдела (ДГ-ДЗ), он же является начальником ЕЦДУ и заместителем начальника службы перевозок. Основной функцией ДГ является организация взаимодействия диспетчерского аппарата ЕЦДУ с диспетчерами технических служб.
Планирование внутридорожных перевозок, а также участие в планировании сетевых перевозок на следующие сутки осуществляет заместитель ДГ по планированию (замДГП). В его обязанности входит: получение в ДЦФТО заявок на внутридорожные перевозки; выборка заявок, обслуживание которых целесообразно начинать в следующие сутки; прогнозирование высвобождения порожних вагонов после выполнения действующего плана внутридорожных перевозок на текущие сутки; составление плана обеспечения порожними вагонами по заявкам ЦФТО; выдача элементов оперативного плана внутридорожных перевозок начальнику смены; получение у ДГ заданий по объемам работ для сетевых перевозок на следующие сутки; планирование сетевых перевозок с выдачей элементов оперативного плана сетевых перевозок начальнику смены.
Общее оперативное руководство перевозочным процессом на дороге, а также руководство сменой диспетчеров ЕЦДУ обеспечивает начальник смены (ДГС). Его основные функции: организация работы диспетчерского аппарата ЕЦДУ и его взаимодействия с диспетчерским аппаратом опорных станций, выделенных предприятий по выполнению оперативного плана работы дороги; установление заданий диспетчерам, исходя из общего оперативного плана работы, и порядка их выполнения; осуществление контроля за выполнением оперативного плана, работой стыковых с соседними дорогами и соседними государствами станций, за выполнением графика движения и планов формирования грузовых и пассажирских поездов, содержанием и использованием локомотивов и бригад, своевременным обеспечением ими составов, за выполнением станциями регулировочных заданий по сдаче, передаче и постановке «на рейс» порожних вагонов, соблюдением безопасности движения с немедленным докладом о нарушениях руководству дороги и соответствующим службам.
Руководит территориальным районом управления дороги заместитель начальника смены (ДГЗС), его функции аналогичны функциям ДГС.
Руководство распределением вагонных парков на дороге осуществляет вагонорас-пределитель (ДНЦВ). В его обязанности входит: планирование обеспечения порожними вагонами районов массовой погрузки; контроль выполнения планов погрузки; оперативный контроль за работой кольцевых маршрутов; контроль за формированием маршрутов из порожних вагонов и обеспечение их продвижения на всем пути следования до районов погрузки; слежение за сбором порожних вагонов, формированием из них маршрутных поездов, постановкой маршрутов «на рейс» и др.
Организуют перевозки выделенных родов грузов диспетчеры «породовых» перевозок: диспетчер по перевозкам нефтехимических грузов; диспетчер по перевозкам угля и рудно-металлургических грузов; другие аналогичные диспетчеры.
Руководство поездной работой на диспетчерском круге дороги осуществляет поездной диспетчер (ДНЦ). Его основные функции: обеспечение безопасности движения поездов при максимальном использовании пропускной и провозной способности участков и линий; обеспечение скоростной обработки поездов на станциях; организация пропуска тяжеловесных и длинносоставных поездов; соблюдение расписания следования пассажирских поездов; слежение за продвижением поездов по перегонам и своевременным приемом, отправлением и пропуском поездов по станциям; контроль за работой станций; выдача указаний по движению поездов дежурным по станциям, а при необходимости и машинистам локомотивов; обеспечение сбора порожних вагонов и развоза местного груза по станциям участка; организация подготовки составов и отправления их точно по графику; предоставление предусмотренных графиком движения поездов технологических «окон» по текущему содержанию пути, искусственных сооружений и устройств СЦБ; контроль за действиями дежурных по станциям.


Оперативное руководство эксплуатационной работой на отделенческом уровне

Руководство эксплуатационной работой бывших отделений в составе ЕЦДУ осуществляется в рамках территориальных районов управления дороги. Оперативным планированием и диспетчерским регулированием района управления руководит заместитель начальника смены (ДГСЗ). На станциях дороги эксплуатационная работа оперативно осуществляется под руководством маневровых (или станционных) диспетчеров (ДСЦ), а там, где их нет, — под руководством дежурных по станциям (ДСП). Каждая станция подчиняется одному поездному диспетчеру.
Контроль за выполнением заданий руководства дороги и службы перевозок на опорных станциях дороги осуществляет вагоно-распределитель (ДНЦВ). Его основными функциями в части опорных станций являются: контроль сдачи из-под выгрузки порожних вагонов и обеспечение ими районов массовой погрузки; контроль передачи порожних маршрутов на другие опорные станции дороги; контроль заданий на формирование опорными станциями маршрутов из порожних вагонов и обеспечение их ускоренного продвижения на всем пути следования до районов погрузки.
В локомотивных депо, на пунктах технического обслуживания вагонов, в энергоучастках, дистанциях пути, сигнализации и связи и в других подразделениях диспетчерские функции по организации движения поездов выполняют сменные дежурные или диспетчеры.
На отдельных дорогах сети, где не завершена реорганизация диспетчерского аппарата и не осуществлена полная концентрация диспетчерского управления на базе ЕЦДУ, руководство эксплуатационной работой отделения осуществляет начальник подотдела движения дороги. Оперативно руководит движением на отделении диспетчерский аппарат отдела движения, который возглавляет старший диспетчер отделения (ДНЦС). Диспетчерские смены возглавляют сменные дежурные по отделению (ДНЦО). В состав смен входят поездные участковые и узловые диспетчеры (ДНЦ), локомотивные и энергодиспетчеры (на отделениях с электрической тягой).