Материал из ЖД cправочник
Перейти к: навигация, поиск

Железнодорожный переезд – место пересечения автомобильной дороги с ж.-д. путями в одном уровне, оборудованное необходимыми устройствами, обеспечивающими безопасность движения и улучшающими условия пропуска поездов и транспортных средств. В зависимости от интенсивности движения ж.-д. и автомобильного транспорта переезды делятся на 4 категории (см. таблицу 1).
По месту расположения различают: переезды общего пользования – при пересечении ж.-д. путей общего пользования с автомобильными дорогами общего пользования и муниципальными, а также улицами; необщего пользования – при пересечениях с автомобильными дорогами отдельных предприятий и организаций. На сети железных дорог общего пользования не допускается открывать вновь переезды: I, II и III категорий на участках со скоростями движения поездов более 120 км/ч; IV категории при пересечении трех и более главных ж.-д. путей, при пересечениях путей в выемках и других местах, где не обеспечены условия видимости, а также в случаях, когда требуется обслуживание переездов дежурным работником.
По способу управления движением различают переезды регулируемые – оборудованные устройствами переездной сигнализации или обслуживаемые дежурными, и нерегулируемые – не имеющие сигнализации или дежурных. На переездах без дежурного водителям транспортных средств, находящимся на удалении не более 50 м от ближнего рельса, должна быть обеспечена видимость приближающегося поезда в соответствии с установленными нормами (см. таблицу 2).


Pereezdt.jpg

Управление переездом дежурными работниками с сигнализацией или без нее устанавливается: на участках со скоростями движения поездов более 140 км/ч, а также при наличии трамвайного или троллейбусного движения; переездов I категории; II категории, расположенных на участках с интенсивностью движения более 16 поездов в сутки и не оборудованных автоматической светофорной сигнализацией с белолунным мигающим огнем и автоматическим контролем неисправности устройств переездной сигнализации у дежурного по станции или поездного диспетчера, а переездов без сигнализации только в случаях пересечения автомобильной дорогой трех и более главных путей; II категории при неудовлетворительных условиях видимости и на участках с интенсивностью движения более 16 поездов в сутки независимо от условий видимости; III категории при неудовлетворительных условиях видимости на участках с интенсивностью движения более 16 поездов в сутки и во всех случаях при интенсивности движения более 200 поездов в сутки.
Переезды обычно располагают на прямых участках железных и автомобильных дорог за пределами выемок и мест, где не обеспечиваются удовлетворительные условия видимости. Пересечения железных дорог автомобильными дорогами должны осуществляться преимущественно под прямым углом (рис. 3.90). При невозможности выполнения этого условия острый угол между пересекающимися дорогами должен быть не менее 60°. Действующие переезды, расположенные под более острым углом, необходимо переустраивать одновременно с реконструкцией автомобильных дорог.

Zp 3 90.jpg
На существующих переездах на протяжении не менее 10 м от крайнего рельса автомобильная дорога в продольном профиле имеет горизонтальную площадку или вертикальную кривую большого радиуса либо уклон, обусловленный превышением одного рельса над другим, когда пересечение находится в кривом участке пути. Продольный уклон подходов автомобильной дороги к переезду на протяжении не менее 20 м перед площадкой должен составлять до 50%о. При реконструкции и строительстве новых автомобильных дорог подходы устанавливаются такими, чтобы на протяжении не менее 2 м от крайнего рельса автомобильная дорога в продольном профиле имела горизонтальную площадку.
Подходы автомобильной дороги к переезду на протяжении не менее 50 м проектируют с продольным уклоном до 30%о. При подходах к переезду автомобильных грунтовых дорог (без твердого покрытия) на протяжении 10 м и более от головки крайнего рельса в обе стороны укладывают твердое покрытие. Вновь создаваемые защитные лесные насаждения должны обеспечивать водителям транспортных средств в пределах 50 м от переезда видимость приближающегося поезда на расстоянии не менее 500 м.
Ширина укладываемого на переезде настила должна быть равна ширине проезжей части автомобильной дороги, но не менее 6 м, а в местах прогона скота – не менее 4 м. Путь под настилом может быть как на деревянных, так и на железобетонных шпалах. С наружной стороны рельсовой колеи настил укладывают в одном уровне с верхом головок рельсов; не допускается отклонение верха головки рельсов, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более чем на 2 см. Внутри колеи настил делается на 1-3 см выше головок рельсов. При резинокордовом или полимерном материале настила понижение его междурельсовой части относительно уровня головок рельсов не допускается. В зависимости от конструкции переезда для обеспечения беспрепятственного прохода колесных пар подвижного состава в пределах настила могут укладываться контррельсы. Их концы на длине 50 см отгибают внутрь колеи на 25 см. Ширина желоба устанавливается 75-110 мм, а глубина – не менее 45 мм.
Zp 3 91.jpg
Стойки шлагбаумов, мачты светофоров переездной сигнализации, ограждения, перила и направляющие столбики располагают на расстоянии не менее 0,75 м от кромки проезжей части дороги. Направляющие столбики (рис. 3.91) устанавливают с обеих сторон переезда на протяжении от 2,5 до 16 м от крайних рельсов через каждые 1,5 м. Для прогона скота на переездах устанавливают перила или ограждения барьерного типа из железобетона, дерева или металла высотой 1,2 м, а к механизированным шлагбаумам подвешивают заградительные сетки. На переездах с интенсивным движением транспортных средств, а также скоростным движением пассажирских поездов могут применяться специальные устройства заграждения ж.-д. переездов (УЗП) от несанкционированного въезда транспортных средств. Переезды, оборудованные такими устройствами, должны иметь пешеходные дорожки и звуковую сигнализацию.







На подходах к переездам со стороны ж. д. устанавливают постоянные сигнальные знаки «С» о подаче машинистами поездов свистка, а со стороны автомобильной дороги перед всеми переездами без дежурного – предупредительные дорожные знаки: «Однопутная железная дорога», «Многопутная железная дорога». При наличии на переезде светофорной сигнализации эти знаки располагают на одной опоре со светофорами, а при ее отсутствии – на расстоянии не менее 20 м от ближнего рельса.
Сигнальные знаки «С» располагают с правой стороны по ходу движения поездов на расстоянии 500-1500 м от переездов, а на перегонах, где обращаются поезда со скоростями более 120 км/ч, на расстоянии 800-1500 м. Перед переездами без дежурных с неудовлетворительными условиями видимости, кроме того, должны устанавливаться дополнительные сигнальные знаки «С» на расстоянии 250 м от переезда (на перегонах, где скорость поездов более 120 км/ч, на расстоянии 400 м). Перед переездами без дежурных и не оборудованными переездной сигнализацией, если водителям транспортных средств, находящимся на удалении до 50 м от ближнего рельса, не обеспечена видимость поезда на расчетном расстоянии, а также при производстве работ на переезде, устанавливается дорожный знак «Движение без остановки запрещено». На подходах к месту для прогона скота на расстоянии 20 м от крайних рельсов ставят таблички с надписями на русском и местном языках: «Берегись поезда! Место прогона скота», а на расстоянии 3-4 м от крайнего рельса поперек дорожек для прогона скота – столбики для предотвращения выезда на путь транспортных средств. На электрифицированных линиях с обеих сторон переезда дополнительно размещают запрещающие дорожные знаки «Ограничение высоты» с цифрой на знаке «4,5 м» на расстоянии не менее 5 м от шлагбаума, а при его отсутствии – не менее 14 м от крайнего рельса.
На подходах к переездам со стороны автомобильных дорог устанавливают также предупредительные знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» или «Железнодорожный переезд без шлагбаума» на расстоянии 150-300 м, а в населенных пунктах – на расстоянии 50-100 м от крайнего рельса.
Переезды с дежурными оборудуются шлагбаумами, которые располагают на обочине автомобильной дороги с правой стороны (по ходу движения транспортных средств) по обе стороны переезда, при этом брусья шлагбаумов в закрытом положении устанавливаются на высоте 1-1,25 м от поверхности проезжей части дороги. Автоматические, полуавтоматические и электрошлагбаумы должны перекрывать не менее половины проезжей части автомобильной дороги с правой стороны, левая сторона дороги шириной не менее 3 м не перекрывается. Брусья этих шлагбаумов выполняют стандартной длины 4, 6 и 8-ми снабжают световозвращающими устройствами красного цвета. Механизированные шлагбаумы перекрывают, как правило, всю проезжую часть дороги и имеют сигнальные фонари, применяемые в темное время суток, а также днем при плохой видимости (туман, метель и другие неблагоприятные условия). Сигнальные фонари, установленные на заградительных брусьях механизированных шлагбаумов, должны подавать в сторону автомобильной дороги: при закрытом положении шлагбаумов – красные сигналы (огни), при открытом положении шлагбаумов – прозрачно-белые сигналы (огни); в сторону ж.-д. пути – контрольные прозрачно-белые сигналы (огни) как при открытом, так и при закрытом положении шлагбаумов.
Механизированные шлагбаумы располагают на расстоянии не менее 8,5 и не более 14 м от крайнего рельса; автоматические, полуавтоматические и электрошлагбаумы – на расстоянии не менее 6, 8 и 10 м от крайнего рельса в зависимости от длины заградительного бруса (4; 6; 8 м). Нормальное положение автоматических и полуавтоматических шлагбаумов открытое, а электрошлагбаумов и механизированных шлагбаумов закрытое. В отдельных случаях на переездах с интенсивным движением транспортных средств, а также на переездах, переданных на обслуживание работникам других служб, для электрошлагбаумов и механизированных шлагбаумов в качестве нормального может быть установлено открытое положение.
Для ограждения переезда при производстве ремонта пути, сооружений и устройств используют запасные горизонтально-поворотные шлагбаумы ручного действия, установленные на расстоянии не менее 1 м от основных шлагбаумов в сторону автомобильной дороги и перекрывающие ее проезжую часть не менее, чем основные. Эти шлагбаумы должны иметь приспособления для закрепления их в открытом и закрытом положениях и навешивания сигнального фонаря. Заградительные брусья шлагбаумов (основных и запасных) окрашивают чередующимися полосами красного и белого цвета, наклоненными (если смотреть со стороны автомобильной дороги) вправо по горизонтали под углом 45-50°. Ширина полос 500-600 мм. Конец заградительного бруса должен иметь красную полосу шириной 250-300 мм. Брусья шлагбаумов оборудуют световозвращающими устройствами красного цвета.
Для разделения транспортных потоков противоположных направлений на дорогах, имеющих несколько полос движения в обоих направлениях, перед переездами на расстоянии 100 м наносится горизонтальная разметка. Разметка наносится также на расстоянии не менее 5 м от шлагбаума или светофора, а при их отсутствии – на расстоянии не менее 10 м от ближнего рельса.
На ж.-д. переездах с дежурными строятся специальные помещения для дежурных – здания переездных постов с выходом вдоль ж.-д. пути в сторону автомобильной дороги. Со стороны ж.-д. пути выходы должны ограждаться перилами.
Все переезды I и II категорий, а также III и IV категорий при наличии продольных линий электроснабжения или других постоянных источников должны иметь электрическое освещение. Освещенность в пределах переезда должна быть не менее: I категории – 5 лк; II категории – 3 лк; III категории – 2 лк; IV категории – 1 лк. В необходимых случаях для осмотра проходящих поездов переезды оборудуют прожекторными установками. На переездах с дежурными предусматривается радиосвязь с машинистами поездных локомотивов, прямая телефонная связь с ближайшей станцией или постом, а на участках с диспетчерской централизацией – с поездным диспетчером. Вызов по телефонной связи дополняется наружным звонком (ревуном).
Zp 3 92.jpg
На автомобильных дорогах перед переездами, оборудованными сигнализацией, устанавливаются светофоры с двумя горизонтально расположенными и попеременно мигающими красными сигналами (рис. 3.92). Светофоры устанавливают с правой стороны по направлению движения транспортных средств. В отдельных случаях (в зависимости от условий видимости и интенсивности движения) сигналы (огни) светофоров могут повторяться на противоположной стороне автомобильной дороги. На отдельных переездах без дежурного по условиям, утвержденным МПС России, применяется светофорная сигнализация двумя переменно мигающими красными сигналами и одним белолунным мигающим сигналом, свидетельствующим при выключенных красных сигналах о разрешении движения транспортных средств (рис. 3.92,6).