Материал из ЖД cправочник
Версия от 06:29, 5 мая 2011; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

По мере развития сети железных дорог увеличивалась и численность железнодорожных рабочих и служащих. Состав работающих комплектовался в основном из местного населения после соответствующего обучения. Наиболее ответственные и требующие высокой квалификации рабочие места пополнялись за слег приглашения специалистов, имеющих необходимую профессиональную подготовку и опыт работы, из других районов (Москва, Петербург, Губернии Центра России, Харьков, Ростов и другие города). Для их обустройства возводилось жилье, создавался собственный жилой фонд. Особенности условий жизни и быга железнодорожников, тяжелый и опасный груд при относи 1ельно низкой заработной плате потребовали еще в дореволюционное время ввести льготы для работающих на железных дорогах: служебное жилье, бесплатный проезд но железным дорогам, медицинская помощь, сочетание обязательного и добровольного пенсионного обеспечения. Наиболее значительное жилищное строительство осуществлялось во второй половине 20 в. В 1961- 1980 гг. было построено около 33,5 млн. м2, в 1981-1990 – около 18 млн. м2. Спад экономики России в 90-х гг. и вследствие этого значительное сокращение объемов перевозок, а также прекращение государственной финансовой поддержки отрасли вызвали резкое уменьшение темпов жилищного строительства на железнодорожном транспорте: в начале 90-х гг. ежегодно вводилось от 1,5 до 1,7 млн. м2, в 1996 г.- около 1,2 млн. м2, а в 2000 г.- лишь 0,54 млн. м2.
Содержание развитой социальной инфра структуры в условиях падения объема перевозок стало затруднительным для предприятий железнодорожного транспорта. Начиная с 1997 г. в целях снижения непроизводственных издержек и приведения расходов на социальную сферу отрасли в соответствие с новыми условиями хозяйствования, из сферы деятельности федеральных железных дорог стали выделяться объекты социально-бытового назначения с передачей их в муниципальную собственность. Из 54 млн. м жилья на начало 1997 г. на балансе железных дорог к янв. 2002 г. осталось 13,9 млн. м2 жилья, из которых более 60% входит в линейно-путевой фонд, фонд жилья, расположенного в служебно-технических зданиях и общежитиях.
Кроме тою, на балансе железных дорог содержалось 3,8 тыс. пунктов централизованного водоснабжения и 14,9 тыс. км сетей водоснабжения, большое количество пунктов централизованной канализации и ее сетей, объектов нецентрализованного водоснабжения и др.
Одновременно ведется строительство объектов социальной сферы: в 1997-2000 гг. построено и введено в эксплуатацию 2 млн. м2 общей площади жилых домов. Осуществляются мероприятия по увеличению объема ввода жилья к 2005 г. до 1 млн. м2 в год. В соответствии с принятой программой ведется переселение из северных районов ветеранов и высвобождаемых работников отрасли. Проводимая жилищная политика включает создание и совершенствование системы приобретения жилья работниками отрасли с разными уровнями доходов, обеспечение социальной защиты малоимущих железнодорожников, гарантирующей им жилищные условия в соответствии с установленными социальными стандартами; формирование эффективного рынка жилья с участием ипотечного кредитования; содействие ускоренному развитию частного жилищного сектора за счет средств физических лиц; использование для строительства жилья потенциала строительной индустрии отрасли. Улучшение жилищных условий работников железнодорожного транспорта и пенсионеров решается по договорам социального найма, то есть бесплатно, для части категорий работников, перед которыми есть обязательства государства и отрасли, и для остальной категории железнодорожников – на платной основе с использованием ипотечного жилищного кредитования. В процессе реформирования железнодорожного транспорта объекты жилищно-коммунального хозяйства подлежат передаче в муниципальную собственность.