Материал из ЖД cправочник
Версия от 07:55, 24 мая 2011; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Zs 4 80.jpg
Маневровая работа осуществляется на ж.-д. станциях и других раздельных пунктах с путевым развитием с целью перемещения вагонов и одиночных локомотивов в соответствии с установленными технологическими процессами. Всякие перемещения подвижного состава в пределах станции, связанные с обработкой прибывших и отправляемых поездов, называются маневрами. Управление маневровой работой осуществляют маневровый диспетчер, дежурный по станции, дежурный по горке или парку. Распределение между ними обязанностей по управлению маневрами устанавливается техническо-распорядительным актом станции. Руководителем маневров является работник, непосредственно распоряжающийся действиями лиц, участвующих в маневрах (обычно – составитель поездов); непосредственные исполнители маневров – комплексная бригада или маневровая бригада. В состав комплексных бригад входят работники станции, бригады маневровых локомотивов, работники пункта технического обслуживания вагонов и работники, непосредственно участвующие в осуществлении маневров. На станциях, где не предусмотрена организация комплексных бригад, создают маневровые бригады, в которые входят составитель поездов и его помощник, машинист маневрового локомотива и его помощник, регулировщик скорости движения вагонов.
Рациональная организация маневров во многом определяет успешную работу станций, уровень их перерабатывающей способности и выполнение основного качественного показателя – затрат времени на обработку вагонов. По степени сложности маневры подразделяют на простые, при которых величина маневрового состава остается неизменной, и сложные, когда она изменяется в процессе маневров. По характеру маневровой работы различают маневры сортировочные, перестановочные, группировочные и специальные. Сортировочные маневры заключаются в расстановке вагонов по сортировочным путям назначения, перестановочные – в перестановке составов, групп или отдельных вагонов с одного станционного пути на другой, группировочные – в подборке вагонов в группы по разным признакам (станциям или районам назначения, пунктам погрузки, выгрузки, подачи и т. д.), специальные – в продвижении вагонов при их взвешивании, промывке и тому подобных операциях. По назначению различают маневры расформирования, формирования, прицепки, отцепки, подачи, уборки вагонов и др. Маневры расформирования и формирования чаще всего полностью или частично совмещаются.
Для оценки объема маневров в качестве измерителя пользуются понятием маневровая операция. Типовые маневровые операции: расформирование состава или передачи, формирование состава поезда, обработка транзитного поезда с изменением массы состава или обменом групп вагонов, перестановка состава или группы вагонов из одного парка в другой или с одного пути на другой, подача или уборка группы вагонов и перестановка отдельных вагонов.
Маневры производят при помощи сортировочных устройств и маневровых двигателей. Сортировочными устройствами являются сортировочные горки повышенной, большой, средней и малой мощности, а также вытяжные пути со стрелочными горловинами на уклоне или площадке. К маневровым двигателям относятся локомотивы, тягачи и толкатели, а также стационарные устройства для передвижения вагонов (электрошпили, электролебедки). В качестве маневровых локомотивов применяют тепловозы, электровозы, а также дизель-контактные или контактно-аккумуляторные локомотивы. На вытяжных путях и свободных концах путей маневры могут выполняться оттягиванием и толчками (см. рис. 4.80).

Определение необходимых затрат времени на выполнение тех или иных маневров называется их нормированием и производится при помощи расчетных параметров, устанавливаемых на основе хронометражных (натурных) наблюдений или тяговых расчетов. При помощи хронометражных наблюдений устанавливаются расчетные параметры для нормирования в основном сложных (сортировочных, группировочных) маневров с большим числом однотипных маневровых рейсов и маневровых полурейсов. Способ тяговых расчетов целесообразнее применять при нормировании простых маневров, состоящих из более или менее длинных одиночных полурейсов по подаче, уборке, перестановке групп вагонов или составов маневров со сборными поездами на промежуточных станциях, а также при определении расчетных маневровых параметров для нормирования более сложных маневров.
Для научно обоснованного нормирования маневровые передвижения разделяют на следующие основные группы:

  • полурейсы вытягивания, оттягивания, заездов, продолжительность которых зависит от величины маневрового состава;
  • маневры толчками, продолжительность которых зависит не только от величины маневрового состава, но и от скорости разгона, профиля пути, характера и значения развиваемых локомотивом тяговых усилий и мощности тормозных средств;
  • передвижения подвижного состава под действием силы тяжести с сортировочных горок и наклонных вытяжных путей;
  • перестановки вагонов, осуществляемые полурейсами типа разгон – установившееся движение — торможение, продолжительность которых зависит не только от величины маневрового состава, но и от длины полурейса.

Затраты, связанные с маневровой работой на станциях, составляют ок. 10% всех эксплуатационных расходов по осуществлению грузовых перевозок и ок. 30-40% всех расходов на станциях. Поэтому ускорение маневров, совершенствование их технологии, более производительное использование маневровых средств имеют большое экономическое значение. Повышение экономичности маневровых работ может быть достигнуто за счет увеличения времени производительной работы маневровых локомотивов, снижения затраты времени на выполнение маневровых операций на основе применения более совершенной технологии, сокращения механической работы преодоления сил сопротивления движению при маневрах (уменьшением суммарного расстояния пробега подвижного состава, числа маневровых рейсов и др.).