Материал из ЖД cправочник
Версия от 06:58, 5 мая 2011; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

“Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта” – Федеральный закон от 27.02.03 № 29-ФЗ, устанавливает организационно-правовые особенности приватизации имущества железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения этим имуществом. Среди ключевых мероприятий структурной реформы на железнодорожном транспорте, программа которой утверждена Правительством Российской Федерации 18 мая 2001 г.,- смена собственника имущества железнодорожного транспорта. После национализации в 1918 г. частных железных дорог, протяженность которых составляла до 25 процентов всей сети, все железные дороги принадлежали государству B003 г.). Но вопросы приватизации такой масштабной и жизненно важной для экономики Российской Федерации отрасли не могли быть решены в рамках общего законодательства. Необходимо было определить ряд особенностей, позволяющих обеспечить полную прозрачность данного процесса и его подконтрольность государству. В этой связи, при подготовке Федерального закона его концепция была ориентирована на регламентацию принципиально новых отношений собственности на железнодорожном транспорте и защиту интересов государства и пользователей услуг железнодорожного транспорта. При этом использовался опыт приватизации зарубежных железных дорог, а также опыт реструктуризации российских естественных монополий и предприятий транспорта.
Предмет правового регулирования Федерального закона условно может быть разделен на два основных логических блока.

Первый блок регулирует вопросы приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта. В процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект – Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО РЖД) путем внесения в его уставный капитал имущественных комплексов государственных унитарных предприятий, имущества государственных учреждений железнодорожного транспорта. Единственным учредителем этого акционерного общества выступает Правительство Российской Федерации, к его компетенции относится утверждение устава этого общества. Перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал ОАО РЖД, утверждается Правительством Российской Федерации. Процесс согласования этого перечня весьма сложный и требует к себе взвешенного, сбалансированного подхода. С одной стороны, нельзя допустить, чтобы акционерное общество было перегружено непрофильными активами. С другой стороны, в уставный капитал необходимо внести такой комплекс имущества, который бы обеспечивал осуществление всей полноты технологического цикла организации перевозочного процесса. Такой комплекс не должен привести к росту издержек для отрасли и к ухудшению социальной защищенности железнодорожников. Процедуре внесения имущества федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал ОАО РЖД предшествует инвентаризация имущества и обязательств, проводимая по каждой организации федерального железнодорожного транспорта с целью выявления полного перечня имущества, находящегося у них на балансе, определения его балансовой стоимости, а также систематизации их прав и обязательств. По результатам инвентаризации составляются передаточные акты по каждой организации федерального железнодорожного транспорта, а на их основе – сводный передаточный акт.
Балансовая стоимость указанных в сводном передаточном акте активов учитывается при определении размера уставного капитала ОАО РЖД. Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона размер уставного капитала не может быть выше этой балансовой стоимости. Такая конструкция обусловлена рядом причин. Во-первых, в условиях, когда у акционерного общества имеется единственный учредитель, а акции этого общества не могут быть каким-либо образом отчуждены, не имеет никакого смысла проводить предусмотренную законодательством об оценочной деятельности независимую оценку вносимого в уставный капитал имущества, которая потребует существенных расходов из федерального бюджета или повышения тарифов на перевозки. Во-вторых, размер уставного капитала должен быть ниже балансовой стоимости вносимого в уставный капитал имущества для того, чтобы создать необходимый резерв в случае уменьшения чистых активов акционерного общества, особенно в начальный период его функционирования. Это позволит избежать крайне нежелательных последствий (например, уведомление кредиторов, возмещение причиненных им убытков), возникающих в случае уменьшения уставного капитала акционерного общества, когда размер чистых активов общества окажется ниже размера его уставного капитала. Сводным передаточным актом также определяется состав имущества, подлежащего внесению в уставный капитал ОАО РЖД. На основании сводного передаточного акта производится государственная регистрация права собственности ОАО РЖД на вносимое в его уставный капитал недвижимое имущество.
Одним из важнейших вопросов является вопрос о собственности на земли железнодорожного транспорта. Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона предусмотрено, что земли железнодорожного транспорта, в частности, находящиеся под магистральными железнодорожными линиями, станциями, вокзалами, объектами мобилизационного назначения и гражданской обороны, а также под имуществом, обеспечивающим выполнение аварийно- восстановительных работ, сохраняются в федеральной собственности. Такие земли, прежде всего, имеют стратегическое назначение, не могут быть приватизированы, поэтому предоставляются ОАО РЖД в аренду по льготной ставке – в размере до 25 процентов от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно Закону Российской Федерации «О плате за землю». Земли, находящиеся под предприятиями потенциально-конкурентного сектора (ремонтные мастерские, строительные участки и др.), социальной сферы, могут подлежать приватизации. Такое решение вопроса удовлетворяет интересам как с позиции национальной безопасности, обороноспособности государства, так и с позиции повышения инвестиционной привлекательности предприятий отрасли.
Правопреемство ОАО РЖД по отношению к правам и обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал этого акционерного общества, имеет свои особенности. Все без исключения права и обязательства таких организаций передаются ОАО РЖД. Однако происходить это будет не в порядке универсального правопреемства, предусмотренного гражданским законодательством при реорганизации юридического лица, поскольку реорганизация организаций федерального железнодорожного транспорта при создании ОАО РЖД невозможна. Права и обязательства этих организаций передаются ОАО РЖД по правилам перевода долга и уступки требования, о чем должны быть уведомлены все без исключения кредиторы и должники этих организаций. Учитывая масштабность процесса приватизации и технические сложности в уведомлении всех кредиторов (кредитором этих организаций, в том числе, может выступать любой пассажир, оплативший авансом свой проезд), в Федеральном законе на этот счет предусмотрена особенность: уведомлением кредиторов и должников будет являться официальное опубликование утверждаемого Правительством перечня организаций, имущество которых вносится в уставный капитал ОАО РЖД, о котором шла речь выше. С момента опубликования этого перечня у тех кредиторов, которые не согласны с переводом долга на ОАО РЖД, есть один месяц для того, чтобы предъявить свои требования. Если в течение месяца такие требования не предъявляются, то перевод долга организаций федерального железнодорожного транспорта на ОАО РЖД считается согласованным со стороны кредиторов.
В Федеральном законе предусматриваются механизмы контроля за сохранностью активов организаций федерального железнодорожного транспорта в процессе приватизации. Пунктом 7 статьи 4 этим организациям со дня их включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества без согласования с федеральным органом по управлению государственным имуществом, федеральным органом по регулированию естественных монополий и федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта запрещается: получать кредиты, осуществлять выпуск ценных бумаг, предоставлять займы и выдавать ссуды; передавать имущество в аренду, залог или безвозмездное пользование; приобретать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ; совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые влекут за собой возможность отчуждения имущества, стоимостью более чем 5% балансовой стоимости активов организации и с ценой, превышающей 5% балансовой стоимости активов организаций на дату утверждения ее последнего балансового отчета, а также цена которых более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.
После завершения процесса внесения имущества в уставный капитал ОАО РЖД и оформления правопреемства соответствующие организации федерального железнодорожного транспорта с нулевым балансом прекращают свою деятельность и исключаются из Единого государственного реестра юридических лиц.
Одновременно с созданием ОАО РЖД Федеральным законом предусматривается образование на базе имущества железнодорожных организаций в сфере торговли, строительства, промышленности, ремонта, подпадающих под критерии, указанные в пункте 2 статьи 4, самостоятельных (независимых от ОАО РЖД) акционерных обществ. Акции этих обществ будут принадлежать государству до решения вопроса об их продаже.

Второй блок Федерального закона регулирует отношения, возникающие после завершения процесса приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта: определяет принципы функционирования созданного ОАО РЖД, особенности его правового положения, действенны механизмы государственного контроля за деятельностью этого акционерного общества, в том числе в части сохранности его активов и эффективности использования переданного ему имущества. Среди вопросов второго блока необходимо отдельно выделить две основные особенности. Первая особенность – 100 процентов акций ОАО РЖД будет принадлежать государству без возможности его отчуждения иначе, как путем принятия отдельного закона (статья 7). Такая конструкция позволит сохранить полный государственный контроль за деятельностью этого акционерного общества, поскольку два основных органа управления ОАО РЖД (общее собрание акционеров и совет директоров) будут состоять целиком из представителей государства, а единоличный исполнительный орган (президент) этого акционерного общества будет назначаться и освобождаться от должности Правительством Российской Федерации.
Вторая особенность – Федеральным законом предусмотрен механизм ограничения оборота имущества ОАО РЖД. Данный механизм делит имущество этого акционерного общества на три основные категории. К первой категории относится имущество, распоряжение которым, включая аренду, передачу в доверительное управление, запрещено. Данное ограничение распространяется, прежде всего, на магистральные железнодорожные линии с устройствами и сооружениями на них, на систему управления движением поездов, объекты мобилизационного назначения и гражданской обороны, имущество, обеспечивающее выполнение аварийно-восстановительных работ. Ко второй категории относится имущество, отчуждение которого допускается исключительно по согласованию с Правительством Российской Федерации. Это ограничение относится к акциям дочерних обществ ОАО РЖД, малоинтенсивным (малодеятельным) железнодорожным линиям, участкам, станциям, а также к отдельным объектам недвижимости инфраструктуры. К третьей категории относится не подпадающее под указанные выше ограничения в обороте имущество, которым ОАО РЖД вправе распоряжаться самостоятельно. При регламентации вопроса ограничения имущества ОАО РЖД в обороте в Федеральном законе определены лишь категории такого имущества. Конкретный перечень объектов имущества, ограничиваемых в обороте, будет определяться Правительством Российской Федерации. Предложенная Федеральным законом конструкция обеспечения сохранности имущества ОАО РЖД наряду с закреплением государственной собственности на акции этого акционерного общества практически полностью поддерживается всеми согласовывающими инстанциями. В условиях приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта необходимы механизмы, обеспечивающие защиту национальной безопасности и обороноспособности государства, прав пользователей услуг железнодорожного транспорта на качественное транспортное обеспечение, на что данная конструкция как раз и направлена.
ОАО РЖД – крупнейшее акционерное общество в Российской Федерации. Учитывая особенности его правового положения и поставленные перед ним задачи, в ряд федеральных законов потребовалось внести изменения, которые направлены на сокращение расходов федерального бюджета и минимизацию юридических рисков при проведении приватизации и создании ОАО РЖД, упрощение процедуры получения лицензий, сохранение единой системы организации и осуществления перевозочного процесса.