Материал из ЖД cправочник
Перейти к: навигация, поиск
 
(нет различий)

Текущая версия на 13:32, 16 августа 2011

Производственная санитария — система организационных и санитарно-технических средств, уменьшающих вредные производственные факторы, воздействие которых на работающих может приводить к заболеванию, снижению работоспособности. Производственная санитария рассматривает вопросы санитарного благоустройства, улучшения условий труда, предупреждения профессиональных заболеваний, а также охраны здоровья трудящихся. Анализ заболеваний показывает, что их число сокращается там, где наблюдается снижение предельно-допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. В более узком смысле под производственной санитарией понимают совокупность систем отопления и теплоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха, защиты от шума, освещения, водоснабжения и канализации, очистки сточных вод и т. п.
Гигиена труда — составная часть производственной санитарии — изучает влияние на организм человека трудовых процессов и окружающей производственной среды, разрабатывает гигиенические нормативы и мероприятия для обеспечения благоприятных условий труда и предупреждения профессиональных болезней.


Отопление помещений

Отопление помещений производится в холодный период года с целью возмещения теплопотерь и поддержания температуры, отвечающей условиям теплового комфорта, определяемого сочетанием температуры, влажности, атмосферного давления и скорости движения воздуха. Оптимальный микроклимат поддерживает тепловое равновесие между организмом и окружающей средой. Мощность отопительной системы должна возмещать теплопотери в помещениях с учетом тепловыделения в них (от оборудования, людей, освещения и т. д.). Для работ на открытых площадках установлены следующие параметры метеорологических условий: для легких работ в летний период года оптимальная температура воздуха 22-25 °С, относительная влажность 60-40 %, скорость движения воздуха менее 0,2 м/с; для тяжелых работ в холодный и переходный периоды эти параметры соответственно равны 13-19 °С, 75 % и 0,5 м/с. Системы отопления подразделяются на местные и центральные. К местным относятся системы, в которых теплота получается и используется в одном помещении, а к центральным — системы для отопления нескольких помещений или зданий из одного центра. Используется паровое, воздушное, водяное или электрическое отопление. Наиболее распространено водяное отопление, преимущество которого — возможность совмещения с вентиляцией и кондиционированием воздуха. Для создания благоприятного микроклимата в кабинах машиниста предусмотрены калориферы, электрические печи, а также отопительно-вентиляционные установки.


Вентиляция

Вентиляция — регулируемый воздухообмен, а также сами устройства, которые его создают и обеспечивают санитарно-гигиенические условия. Основной источник вредных веществ, теплоты и влаги в производственных помещениях — технологический процесс. По вредности наиболее опасными на ж.-д. транспорте являются малярные работы, переработка полимеров, заливка баббита, зарядка аккумуляторов, сварка, а также работы в цехах щебеночных и шпалопропиточных заводов.
Различают вентиляцию приточную, вытяжную, приточно-вытяжную, общеобменную, местную, естественную и механическую. Приточная вентиляция подает чистый воздух в помещение извне, вытяжная — удаляет загрязненный воздух из помещения. Приточно-вы-тяжная вентиляция обеспечивает одновременно подачу свежего воздуха в помещение и удаление загрязненного. Вентиляция называется естественной, если воздухообмен в помещении достигается за счет теплового или ветрового напора. При механической вентиляции воздухообмен осуществляется вентиляторами. Общеобменная вентиляция обеспечивает в рабочей зоне помещения условия, соответствующие нормам. Местная вытяжная вентиляция удаляет вредные примеси от места выделения. На рабочих местах, где осуществляются операции с выделением теплоты или холода, применяют воздушные души с увлажнением (в первом случае) или с подогревом воздуха (во втором). Для задержания холодного воздуха у наружных ворот депо устраивают воздушно-тепловые завесы.
Чистота воздуха и метеорологический режим в помещении периодически контролируются. Кондиционирование воздуха — создание в помещениях и транспортных средствах комфортных параметров воздушной среды. Местные кондиционеры устанавливают в кабинах локомотивов и путевых машин, в пассажирских вагонах.


Освещение

Освещение — важный фактор обеспечения нормальных условий труда. Неудовлетворительное освещение утомляет зрение и организм работника в целом и может явиться причиной травматизма. Плохо освещенные опасные зоны, слепящие лампы, резкие тени вызывают потерю ориентации работающими. Условия работы локомотивных бригад требуют многократной переадаптации зрения, которая при недостатке искусственного освещения в кабине машиниста может приводить к утомлению глаз машиниста. На боковых окнах с внутренней стороны кабины установлены экраны, защищающие глаза машиниста и его помощника от слепящего воздействия солнечных лучей. В темное время суток в кабине включаются светильники общего и местного освещения.


Защита от шума

Шум — нежелательный звук, характеризуемый уровнем (интенсивностью), спектром частот и временем действия, при определенных условиях оказывает вредное влияние на организм человека, вызывая преждевременное утомление, ослабление внимания, потерю бдительности. Кроме того, шум заглушает предупредительные звуковые сигналы и нарушает речевую связь. Поэтому шумы могут стать косвенной причиной несчастных случаев, особенно у работников, связанных с движением поездов, ремонтом ж.-д. пути, подвижного состава, контактной сети. Воздействие шума на локомотивные бригады, диспетчеров отрицательно сказывается на безопасности движения поездов.
Источниками шума являются двигатели, машины, оборудование, механизированные инструменты, технологические процессы; на подвижном составе шум возникает от работы силового и вспомогательного оборудования, взаимодействия колес и рельсов. Шум движущегося поезда отрицательно влияет на окружающую среду и может быть снижен за счет уменьшения числа стыков в конструкции пути. Допустимые нормы уровня звука в производственных помещениях — 85 дБ, в пассажирских вагонах — 65 дБ. Снижение уровня шума в помещениях (кабинах) достигается за счет уменьшения активности источника шума, рациональной планировкой помещения, звукоизоляцией (стены, перекрытия, кожуха, кабины наблюдения), звукопоглощением, экранами, глушителями, виброизоляцией, вибропоглощением и др. Индивидуальные средства защиты (наушники, вкладыши) могут применять только работники, не связанные с движением поездов.


Защита от вредных веществ

Защита от вредных веществ — предупреждение проникновения вредных веществ в организм человека через дыхательные пути, пищеварительную систему и кожный покров при работе на предприятиях ж.-д. транспорта, а
также при погрузке, транспортировке и выгрузке грузов. Вредные вещества подразделяют на физические, химические и биологические, они могут быть в виде паров, газов, аэрозолей. Воздействие вредных веществ на организм человека зависит от их токсичности, концентрации и времени действия, а вредность пыли возрастает при уменьшении размеров частиц. По степени опасности вредные вещества разделяют на 4 класса: 1-й — чрезвычайно опасные (аэрозоли свинца, хрома и др.); 2-й — высокоопасные (аэрозоли марганца, бензол, фенол и др.); 3-й — умеренно опасные (пыль диоксида кремния, толуол, серная кислота и др.); 4-й — малоопасные (ацетон, оксид углерода).
Коллективные средства защиты — вентиляция, очистка воздуха, местные отсосы; герметизация устройств, в которых осуществляются технологические процессы, связанные с выделением вредных веществ и пыли; механизация и автоматизация загрузки, слива и выгрузки вредных веществ. Вредные газы и пары, а также сточные воды, содержащие опасные загрязнения, подвергаются очистке и нейтрализации перед выбросом в атмосферу или до сброса в канализацию. Применяются также и индивидуальные средства — спецодежда, спецобувь, средства защиты органов дыхания, рук, лица, глаз.
Проектирование предприятий ж.-д. транспорта, разработка технологических процессов и оборудования предусматривают коллективные средства защиты, исходя из предельно допустимых концентраций вредных веществ в рабочей зоне. Порядок перевозки опасных веществ и способы защиты определяются Правилами перевозки грузов МПС. Контроль содержания вредных веществ в рабочей зоне и состояние средств защиты осуществляют дорожные санэпидемстанции.