Материал из ЖД cправочник
Перейти к: навигация, поиск

Регулирование перевозок — система мероприятий, направленных на предупреждение или устранение затруднений в эксплуатационной работе, обеспечение равномерной и ритмичной работы ж.-д. подразделений и эффективное использование технических средств. Необходимость регулирования обуславливается наличием неравномерности эксплуатационной работы, а также различными задержками, затруднениями и сбоями в продвижении вагонопотоков, возникающими по разным причинам. Конечная цель регулирования перевозок — освоение предстоящего объема работы и выполнение технических нормативов в конкретных условиях работы ж. д. с учетом суточных и сезонных колебаний вагонопотоков. Важным средством достижения этой цели является обеспечение рационального размещения локомотивного и вагонного парков на дорогах и отделениях в соответствии с объемом выполняемой работы.
Регулирование может быть плановым, предупредительного характера, и оперативным, которое может иметь как предупредительный, так и последующий характер. Предупредительное регулирование осуществляется заблаговременно на основании прогноза предстоящей работы и имеет целью предотвратить возникновение затруднений. Последующее регулирование направлено на ликвидацию уже возникших и выявленных затруднений. Меры планового регулирования разрабатываются на основе месячного плана перевозок и реализуются через технические нормы эксплуатационной работы. Меры оперативного регулирования реализуются через оперативные планы эксплуатационной работы, а также приказы, распоряжения и указания в системе оперативного управления и диспетчерского регулирования перевозками. Наиболее эффективно предупредительное регулирование, поскольку оно позволяет ликвидировать причины затруднений до их проявления. Чем больше его удельный вес по сравнению с последующим регулированием, тем выше качество регулировочной работы и устойчивее перевозочный процесс.
Регулирование перевозок можно подразделить на следующие виды: регулирование вагонных парков, вагонопотоков, погрузки, движения поездов, локомотивов и бригад, форсирование пропускной способности линий и перерабатывающей способности станций. Главным видом является регулирование парков, имеющее наибольшее значение для стабилизации работы ж.-д. транспорта в целом.
По масштабам применения регулировочные меры делятся на сетевые, районные (по направлениям сети), дорожные, отделенческие. Регулировочные меры, осуществляемые в пределах отделения или дороги (регулирование погрузки по назначениям, формирование продвижения вагонопотоков на выход и др.), в ряде случаев затрагивают интересы или оказывают влияние на работу других отделений, дорог и целых направлений. Такие меры уже не являются дорожными или отделенческими и должны быть отнесены к регулировочным мерам по направлениям или сетевым. По условиям применения различают регулировочные меры обычные (текущие) и чрезвычайные, применяемые в сложных ситуациях.


Регулирование вагонного парка

Регулирование вагонного парка производится с целью поддержания его на железных дорогах в размерах, соответствующих объему выполняемой работы. Для этого необходимо своевременно изымать излишки порожних вагонов, образующиеся в районах массовой выгрузки, и направлять их в районы массовой погрузки. Излишки вагонного парка снижают качество эксплуатационной работы, а недостаток затрудняет обеспечение погрузки порожними вагонами. Главными мерами планового регулирования вагонного парка являются: установление суточных технических норм передачи груженых и порожних вагонов по стыковым междорожным пунктам и погрузки вагонов по назначениям; установление регулировочных заданий дорогам на сдачу порожних вагонов из-под выгрузки и приема порожних вагонов под загрузку, а также обеспечение качественных показателей использования подвижного состава. Технические нормы — основа регулирования вагонного парка. Они должны предусматривать необходимое перераспределение парка вагонов между дорогами, а также заблаговременную концентрацию средств на отдельных дорогах при планируемом росте объема перевозок.
Существующая на ж.-д. транспорте неравномерность эксплуатационной работы обусловливает определенные колебания ее суточных параметров. В этих условиях технические нормы являются критерием, который определяет разработку и применение оперативных регулировочных мероприятий, предназначенных для стабилизации эксплуатационной обстановки в рамках технических норм. Оперативные задания устанавливаются с учетом выполнения технических норм с начала месяца, чтобы в кратчайшие сроки погасить имеющуюся задолженность и выйти на уровень работы, установленный техническими нормами.
Для устойчивой работы погрузочные дороги (на которых погрузка вагонов превышает их выгрузку) должны получать груженые и порожние вагоны извне в количестве, достаточном для обеспечения погрузки на выход (вывоза). Если поступление груженых вагонов возрастает, следует своевременно уменьшить подачу порожних вагонов, и наоборот. При недостаточном поступлении порожних вагонов нужно ускоренно продвигать грузы на данную дорогу, при необходимости — увеличить погрузку в ее адрес.
Для устойчивой работы сдаточных дорог необходимо, чтобы сумма погрузки на выход и отдачи порожних вагонов из-под выгрузки обеспечивалась поступлением груженых вагонов под выгрузку (ввозом). Неравномерность перевозок грузов вызывает необходимость содержания резерва порожних вагонов, куда переводятся лишние вагоны при снижении объема работы и откуда изымаются недостающие вагоны при увеличении перевозок.


Регулирование вагонопотоков

Регулирование вагонопотоков решает задачи равномерного продвижения вагонопотоков, обеспечения погрузки порожними вагонами, перемещения вагонных парков, рациональной загрузки направлений и сортировочных станций, максимального использования кратчайших и экономически выгодных направлений.
Воздействие на вагонопотоки осуществляется посредством перераспределения вагонопотоков по параллельным ходам и кружностям с учетом использования резервного пробега локомотивов, преимущественного и ускоренного продвижения вагонопотоков отдельных назначений, изменения порядка подвода поездов к узлам и станциям, нормирования обмена поездами по стыковым пунктам дороги, перераспределения сортировочной работы между станциями путем оперативного изменения действующего плана формирования поездов и др.


Регулирование погрузки

Регулирование погрузки — одно из наиболее важных и эффективных средств управления перевозочным процессом. Оно позволяет предупредить нарушения в питании погрузочных районов сети вагонами и затруднения с пропуском вагонопотоков, выгрузкой и перевалкой грузов на другие виды транспорта. Погрузку регулируют так, чтобы были выполнены технические нормы погрузки в целом за месяц. Меры регулирования погрузки — сгущение, ограничение или временное прекращение погрузки. Погрузку по назначениям или роду груза сгущают по согласованию с отправителем. Эту меру применяют также для восполнения недогруза, сверхплановой погрузки отдельных грузов, создания запасов сырья или вывоза накопившейся продукции. Временное прекращение погрузки в определенных направлениях, испытывающих затруднения с пропуском вагонопотоков или не обеспечивающих выгрузку, допускается в исключительных случаях.


Регулирование выгрузки

Регулирование выгрузки сводится главным образом к ее увеличению путем привлечения дополнительной рабочей силы и максимального использования механизмов, формирования дополнительных сборных и вывозных поездов, организации ускоренного развоза местного груза, круглосуточной выгрузки и др. Особая мера — переадресовка груженых вагонов для выгрузки на менее загруженных станциях, применяется только при согласии владельца груза. В исключительных случаях вагоны передаются для выгрузки на другие станции другим предприятиям. Для предупреждения затруднений с выгрузкой следует загружать вагоны в адрес отдельных пунктов с учетом их выгрузочных способностей; регулировать подвод вагонов к станциям, где накапливаются вагоны с местным грузом; равномерно отправлять грузы для перевалки на другие виды транспорта; отклонять транзитные потоки на другие направления, чтобы создать благоприятные условия для развоза местного груза.


Регулирование движения поездов

Регулирование движения поездов с целью беспрепятственного и ускоренного пропуска их по участкам и направлениям реализуется посредством диспетчерского управления движением, регулирования подвода поездов к станциям и узлам, ускоренного пропуска поездов по участку, изменения пунктов обгона и скрещения поездов и др. способами.


Форсирование пропускной и перерабатывающей способности

Форсирование пропускной и перерабатывающей способности применяется при необходимости ускоренного продвижения определенного потока поездов и вагонов. При этом на однопутных линиях используется непарный график часто в сочетании с отправлением поездов вслед в преимущественном направлении. Пакетный и частично пакетный графики на двухпутных линиях могут быть применены при движении по неправильному пути для временного увеличения пропускной способности в одном направлении. Помимо этого, могут применяться скоростное подталкивание или двойная тяга поездов, сдваивание и страивание поездов, создание путевых постов на ограничивающих перегонах для возможности применения пакетного графика, пропуск тяжеловесных и длинносоставных поездов, преимущественное продвижение в одном направлении, замена локомотивов на более мощные и др. Для этого на станциях устраивают дополнительные пути, организуют новые маневровые районы, увеличивают число маневровых локомотивов, укладывают съезды для ускорения маневровой работы и изоляции ее от поездного движения, пересматривают специализацию сортировочных путей и пр. Для облегчения работы станций в этих условиях регулируют подвод поездов, чередуя разборочные и транзитные поезда, перераспределяют сортировочные работы между станциями и корректируют план формирования поездов и др.


Регулирование парка локомотивов

Регулирование парка локомотивов направлено на наиболее рациональное использование имеющихся локомотивов, чтобы меньшим парком выполнить большую работу. Если все имеющиеся локомотивы задействованы, локомотивный парк увеличивают до необходимых размеров за счет форсирования ремонта неисправных локомотивов, перераспределения локомотивов по видам работы, изъятия из резерва, перекомандирования из других депо и дорог, деления двухсекционных локомотивов на секции, которые можно использовать по отдельности для вождения легковесных поездов и порожних составов. Ввод в работу дополнительных локомотивов и вагонов связан с необходимостью увеличения мощности ремонтных средств локомотивного и вагонного хозяйств и увеличения расхода топлива. Это в свою очередь требует улучшения использования и соответствующего перераспределения средств для ремонта локомотивов и вагонов, а также регулирования запасов топлива на складах и усиления экипировочного хозяйства подразделений.


Регулирование контингента бригад

С изменением размеров движения изменяется потребность в локомотивных бригадах, поэтому наряду с регулированием парка локомотивов важно обеспечить правильное регулирование численности бригад. Кратковременная нехватка бригад восполняется за счет привлечения к работе заранее подготовленных работников других профессий (например, машинистов — за счет помощников машинистов, имеющих права управления локомотивом, помощников машинистов — за счет работников ремонтных бригад), временного прекращения отпусков, прикомандирования бригад с других депо и дорог.