http://xn--b1amah.xn--d1ad.xn--p1ai/w/index.php?title=%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84%D1%8B_%D0%B8_%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&feed=atom&action=historyТарифы и тарифная политика - История изменений2024-03-28T18:35:07ZИстория изменений этой страницы в викиMediaWiki 1.23.17http://xn--b1amah.xn--d1ad.xn--p1ai/w/index.php?title=%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84%D1%8B_%D0%B8_%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&diff=1885&oldid=prevKst: Новая страница: «=== Тарифы<br> === Тарифы – платы за проезд пассажиров и провозные платы за перевозку грузов, ...»2011-08-16T11:09:10Z<p>Новая страница: «=== Тарифы<br> === Тарифы – платы за проезд пассажиров и провозные платы за перевозку грузов, ...»</p>
<p><b>Новая страница</b></p><div>=== Тарифы<br> ===<br />
<br />
Тарифы – платы за проезд пассажиров и провозные платы за перевозку грузов, багажа и грузобагажа, а также правила их применения. Тарифы на перевозки грузов и грузобагажа относятся к разновидности оптовых цен, а на проезд пассажиров и перевозку багажа – розничных цен.<br> Виды тарифов: базовые – устанавливаются в прейскурантах (тарифных руководствах) № 10-01 и 10-02 соответственно на грузовые и пассажирские перевозки, тарифной политикой железных дорог СНГ на перевозки грузов в международном сообщении и системой тарифов «Восток-Запад»; исключительные – в процентах или с коэффициентами по отношению к базовым; специальные (аккордные) ставки (см. Гибкая тарифная полити ка); договорные (см. Договорные тарифы).<br> Базовые тарифы в рамках действующих прейскурантов дополнительно дифференцируются по группам (классам) и отдельным родам грузов, расстояниям и другим экономико-географическим признакам с учетом проведения гибкой тарифной политики путем введения коэффициентов.<br> Грузовые тарифы прейскуранта № 10-01 содержат две основные ставки – за начально-конечную и движенческую операции. Последняя умножена на расстояние для определения провозных плат, опубликованных в Тарифном руководстве № 1 в виде расчетных таблиц. Такое построение тарифов обеспечивает замедленное увеличение размера платы в зависимости от расстояния, что соответствует изменению себестоимости перевозок. Провозная плата взимается за кратчайшее расстояние. Это не относится к перевозкам грузов негабаритных и погруженных на транспортеры.<br> Тарифы для повагонных отправок дифференцированы по типам вагонов.<br> По универсальным вагонам (полувагоны, крытые платформы) масса груза в тарифах учитывается таким образом, что с ее ростом плата в расчете на тонну уменьшается, стимулируя грузоотправителей к увеличению загрузки подвижного состава. Для предотвращения занижения массы груза в базовых тарифах для универсальных вагонов установлены минимальные весовые нормы (МВН). По массовым грузам с высоким удельным весом МВН приняты на уровне грузоподъемности вагонов. Провозная плата рассчитывается за фактическую массу груза, округленную до тонн (но не менее МВН).<br> Поскольку конструкции специализированных вагонов предназначены для перевозок конкретных грузов, провозные платы установлены для фиксированной загрузки. Более высокий уровень тарифов при использовании специализированных вагонов по сравнению с универсальными связан с повышенным порожним пробегом, но окупается экономией грузовладельцев, связанной с обеспечением сохранности грузов, погрузочно-разгрузочных операций и подготовки подвижного состава.<br> Для стимулирования укрупнения отправок скоропортящихся грузов установлены дополнительные коэффициенты за число грузовых вагонов в рефрижераторной секции: для полносоставной секции из четырех вагонов – коэффициент 1, из трех, двух вагонов и при одном вагоне (автономный рефрижераторный вагон) – соответственно: 1,1; 1,4; 1,7, а при пяти грузовых вагонах (секции увеличенной грузоподъемности) – 0,85. При перевозках в цистернах плата определяется умножением тарифных ставок в рублях за тонну на фактическую массу груза.<br> Отдельные тарифные схемы установлены для мелких отправок и контейнеров. Для собственных и арендованных вагонов и контейнеров из тарифов исключены затраты их владельцев и арендаторов по амортизации и плановым ремонтам. За порожний пробег собственного и арендованного подвижного состава дополнительно взимается плата, в отличие от варианта перевозок общесетевым парком, порожнее передвижение которого регулируется МПС, и поэтому расходы по нему включены в среднем размере в тарифные схемы.<br> Отдельные тарифные схемы установлены за передвижение по федеральным ж.-д. линиям поездных формирований из собственных вагонов и локомотива. Более высокие платы предусмотрены при использовании электровоза с учетом потребления электроэнергии от контактной сети. Экономия ж. д. при следовании грузов и перемещении собственных порожних вагонов отправительскими маршрутами за счет сокращения маневровой работы учитывается в соответствующей скидке с провозной платы.<br> Сбор за подачу вагонов на подъездные пути (и уборку вагонов) включает в себя расходы по использованию маневрового локомотива и бригады. При нахождении подъездного пути на балансе ж. д. прибавляются затраты по его содержанию, ремонту и амортизации в виде готовых ставок за пользование подъездным путем в рублях за сутки. Эти ставки установлены пропорционально расстоянию подачи и уборки в оба конца. Сбор предусматривает выбор пользователем одного из двух вариантов оплаты. По желанию пользователя подача и уборка вагонов может тарифицироваться либо в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов, либо за каждый выход локомотива. Последний вариант оплаты этой услуги выгоднее пользователю при отсутствии регулярной подачи и уборки вагонов и малом вагонообороте. Такой подход заинтересовывает в поиске более экономичных форм использования ма-лозагруженных подъездных путей (например, на основе совместной деятельности, аренды или обслуживания собственными средствами с передачей подъездного пути на баланс предприятия).<br> Плата за пользование вагонами и контейнерами на подъездных путях взимается таким образом, чтобы стимулировать ускорение их оборота. В основе платы заложена базовая часовая ставка, которая дифференцирована с учетом различий в затратах на амортизацию и плановые ремонты по типам вагонов (шесть групп) и контейнеров (три группы). За длительный простой плата дополнительно увеличивается.<br> Пассажирские тарифы в дальнем следовании унифицированы для всех ж.-д. администраций СНГ. Плата за проезд пассажиров складывается из стоимости билета и плацкарты. Стоимость плацкарты включает в себя расходы по содержанию, экипировке, ремонту и амортизации вагона и по содержанию проводников, поэтому передается ж. д. приписки.<br> Базовые тарифы за проезд пассажиров установлены по двухставочной модели в зависимости от расстояния и дифференцированы по типам вагонов и категориям поездов. Стоимость проезда понижается для детей и льготных категорий пассажиров. Плата взимается за фактическое расстояние следования поезда. Отдельные услуги, связанные с предоставлением постельных принадлежностей, питания в пути следования, а также на вокзалах оплачиваются отдельно.<br> Пригородные пассажирские тарифы не имеют плацкарты, поэтому в билете место не указывается. Основным типом пригородного тарифа для разовых поездок является зонное построение. Тарифные зоны определены по согласованию с местными органами управления.<br> Покилометровый тариф устанавливается на участках с небольшими пассажиропотоками на уровне зонного, но взимается за фактическое расстояние поездки.<br> Льготный характер носят абонементные тарифы. Льготами могут пользоваться все граждане, покупающие абонементные билеты на длительный период для поездок между определенными остановочными пунктами.<br> Тарифы за перевозки ручной клади, багажа и грузобагажа. Зависят от массы и расстояния, за перевозку багажа и грузобагажа взимается также сбор за объявленную ценность. Стоимость перевозки грузобагажа в 2 раза выше, чем багажа. За пробег грузовых и почтовых вагонов с пассажирскими, почтово-багажными и грузопассажирскими поездами провозная плата взимается по специально установленным ставкам.<br><br />
<br />
<br><br />
<br />
=== Законодательная база и основы регулирования тарифов<br> ===<br />
<br />
Согласно Федеральному закону «О федеральном железнодорожном транспорте» тарифы на перевозки по ж. д. России устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики, а на перевозки в международном сообщении – в соответствии с международными договорами (см. Международные тарифы).<br> Государственную тарифную политику проводит Правительство РФ. Оно принимает постановления, регламентирующие государственное регулирование ж.-д. тарифов с учетом состояния и прогнозируемого развития экономической ситуации в стране и финансового положения ж.-д. транспорта и базовых отраслей производства. Правительственные постановления и распоряжения устанавливают размеры изменения уровня тарифов по всем перевозкам, а также по отдельным грузам и расстояниям во внутрироссийском сообщении.<br> В тарифном руководстве публикуются все тарифы, а также сборы и платы, которые объявлены в Транспортном уставе железных дорог (ТУЖД): за хранение грузов, взвешивание, подачу и уборку вагонов на подъездные пути локомотивами ж. д., отдельные виды погрузочно-разгрузочных работ, объявление ценности грузов, переадресовку груза (изменение грузополучателя или станции назначения по заявке грузовладельца), сопровождение и охрану грузов.<br> Плата за пользование вагонами и контейнерами федерального ж.-д. транспорта взимается за время их нахождения на подъездных путях.<br> В соответствии с ТУЖД порядок взимания платы за пользование вагонами и контейнерами и сборов за дополнительные операции определяется нормативными актами (постановлениями) Правительства РФ. В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» тарифы, сборы и платы, содержащиеся в тарифном руководстве, утверждаются органом по регулированию естественных монополий.<br> Услуги и работы, на которые не зафиксированы сборы и платы в тарифном руководстве, согласно ТУЖД оплачиваются железной дороге заказчиками по соглашению сторон (см. Договорные тарифы). Так же оплачиваются и погрузочно-разгрузочные работы по грузам, не указанным в тарифном руководстве, или при использовании специальных дорогостоящих погрузочно-разгрузочных механизмов. На этой же основе устанавливается стоимость отдельных работ, выполняемых грузовладельцами по просьбам железных дорог.<br> Тарифы на проезд пассажиров в дальнем следовании, перевозки багажа, грузобагажа и почты утверждаются Органом по регулированию естественных монополий, а пригородные – субъектами РФ в соответствии с правом, предоставленным им Правительством России.<br> МПС России предоставлено временное право в порядке эксперимента по дерегулированию рынка пассажирских перевозок и развитию конкуренции устанавливать тарифы на проезд в вагонах СВ всех категорий поездов и в купейных вагонах фирменных поездов. Начальники дорог устанавливают коэффициенты к базовым тарифам за проезд в фирменных поездах, но не выше максимального размера, объявленного Органом по регулированию естественных монополий.<br><br />
<br />
<br><br />
<br />
=== Договорные тарифы<br> ===<br />
<br />
Договорные тарифы устанавливаются по соглашению сторон на услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей и грузополучателей, а также на транспортно-экспедиторские услуги. Органом по регулированию естественных монополий утверждаются рекомендации по установлению и применению этих тарифов, а также примерный перечень соответствующих работ и услуг.<br> Договорные тарифы целесообразно применять на перевозки, требующие более высокого качества, чем это предусмотрено ТУЖД, Правилами перевозок грузов и Тарифным руководством № 1 (например, если грузовладелец устанавливает время отправления или прибытия, либо вагоны и контейнеры подаются на станции, не открытые для грузовых операций, и т.п.). Такие договорные тарифы устанавливаются обычно в форме надбавок за дополнительные услуги к действующей провозной плате. Договорные тарифы рассчитываются в соответствии с утвержденными МПС России Методическими рекомендациями по определению свободных (договорных) тарифов на перевозки, работы и услуги, выполняемые предприятиями ж.-д. транспорта. Уровень договорных тарифов фиксируется в протоколе (договоре) согласования, который подписывается руководителями предприятий – заказчика и исполнителя.<br><br />
<br />
<br><br />
<br />
=== Международные тарифы<br> ===<br />
<br />
На перевозки грузов устанавливаются тарифы согласно тарифному соглашению, принятому в 1993 г. ж.-д. администрациями государств СНГ и Балтии. На Тарифных конференциях СНГ не менее чем за 2 мес до введения тарифа принимается Тарифная политика железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на очередной фрахтовый год (сокращенно ТП СНГ). Тарифная политика включает в себя основной документ, определяющий сферу действия, правила применения, порядок регулирования (изменения) международных тарифов и размеры коэффициентов для определения базовой провозной платы. Ставки на внешнеторговые перевозки установлены в швейцарских франках.<br> В связи с необходимостью стабильного осуществления внешнеэкономических связей ТП СНГ содержит достаточно жесткий регламент изменения уровня тарифных ставок и сборов. Ж.-д. администрации – участницы Тарифного соглашения имеют право на повышение уровня ставок и дополнительные сборы за перевозки по своим ж. д. не чаще 2 раз в течение фрахтового года с уведомлением всех причастных сторон не позднее чем за 2 мес. Из этого правила имеются два исключения. Во-первых, изменение правил и ставок международных транзитных тарифов (МТТ) дает право на внеочередное внесение изменений в тарифную политику. Во-вторых, аналогичную роль играют решения Совета по железнодорожному транспорту государств СНГ.<br> ТП СНГ применяется по отношению к перевозкам внешнеторговых грузов в сообщениях между странами СНГ, а также из стран СНГ в страны дальнего зарубежья и Балтии (третьи страны) и в обратном направлении.<br> За основу тарифной политики на ж. д. России приняты ставки МТТ, к которым последовательно применяется ряд коэффициентов и т. н. индексов. Эти коэффициенты и индексы устанавливаются в целях приближения уровня и формы построения МТТ европейского типа к условиям транзитных перевозок по российским ж. д. Первая группа коэффициентов в ТП РЖД применяется к ставкам МТТ в зависимости от дальности (как правило, их значение меньше 1). Вторая группа коэффициентов отражает снижение себестоимости перевозки в зависимости от загрузки вагонов. В отличие от прейскуранта № 10-01, оплата повагонных перевозок в ТП РЖД, как и в МТТ, производится потонным способом, т. е. умножением ставки на округленную (до целых тонн) массу груза в данном вагоне.<br> Дополнительной мерой, способствующей снижению стоимости перевозки наиболее массовых и относительно дешевых сырьевых грузов (т.н. класс «А») служит понижающий коэффициент 0,9 для угля, руды, удобрений, кокса, торфа, песка, нефтебитума.<br> Провозная плата за перевозки грузов в универсальных контейнерах определена за каждую физическую единицу, независимо от фактической массы груза.<br> Для определения окончательного размера провозной платы базовые ставки ТП умножаются вначале на годовой индекс по данному грузу, а затем – на понижающий текущий коэффициент с учетом направления, использования российского или заграничного порта, дальности перевозки и других факторов, которые указываются в публикуемых в открытой печати материалах по ТП РЖ Д.<br> К провозной плате добавляются сборы за дополнительные операции, определяемые по ставкам МТТ, а при отсутствии – по внутреннему тарифу. В ТП РЖД установлен отдельный сбор за простой вагонов ж. д. третьих стран под перегрузкой в ширококолейные вагоны ж. д. России.<br> Тарифы на пассажирские перевозки установлены с оплатой в инвалюте раздельно в сообщениях с ж. д. СНГ, где действует общая система пассажирских тарифов, и с другими странами. В сообщениях с европейскими странами применяется система тарифов «Восток-Запад», дифференцированных по классам и в зависимости от числа мест в купе. Для каждой страны применяются отдельные ставки плат и плацкарты. Проезд пассажиров в международном сообщении оплачивается отдельно за расстояние поездки по территории каждой страны по установленному в ней тарифу.<br><br />
<br />
<br><br />
<br />
=== Гибкая тарифная политика<br> ===<br />
<br />
Гибкая тарифная политика направлена на своевременное и эффективное отражение рыночных факторов в проводимой тарифной политике для поддержания и повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей и перевозчиков на внешнем и внутреннем рынках. Эта задача решается в нескольких направлениях:<br> <br />
<br />
*на сетевой основе – дифференциацией базовых тарифов по классам грузов;<br />
*избирательным введением дополнительных понижающих коэффициентов к классным тарифам по отдельным родам грузов и расстояниям;<br />
*по отдельным направлениям и корреспонденциям – установлением исключительных тарифов и аккордных ставок.<br />
<br />
В первый класс, с понижением тарифов на 10-50% в зависимости от рода груза и дальности транспортировки, включены уголь, руда, кокс, флюсы, строительные грузы, лес, апатиты и другое сырье с высоким удельным весом транспортных расходов в цене потребления. Второй класс, с исходным уровнем провозной платы, отведен для производственных полуфабрикатов, нефтепродуктов, зерна, продовольствия и других товаров – со средней долей транспортной слагаемой в их стоимости. Существенно выше тарифы для грузов третьего класса – наиболее дорогостоящей продукции машиностроения, металлов, промышленных потребительских товаров и т. п.<br> Специальные (аккордные) ставки устанавливаются для конкретных корреспонденции международных перевозок определенных наименований грузов. В отличие от применяющихся во внутригосударственном сообщении исключительных тарифов в форме процентных скидок они имеют более стабильный характер, поскольку выражены в долларах за тонну.<br> Согласно ТП СНГ (см. Международные тарифы) специальные ставки (сквозные) могут устанавливаться на перевозки грузов по ж. д. нескольких стран – участниц Тарифного соглашения. Определен особый порядок согласования сквозных ставок. Сквозные ставки согласовываются администрациями заинтересованных ж. д. с учетом перспективности направления перевозки, привлечения грузопотока с других видов транспорта, перевозки гуманитарных грузов и т.д.</div>Kst