Материал из ЖД cправочник
Версия от 11:14, 9 августа 2011; Kst (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

При перевозках грузов осуществляется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение их сохранности с учетом рационального использования подвижного состава при максимальной его грузоподъемности и вместимости. Условия перевозок определены Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте, в которых рассматриваются оптимальные способы размещения и крепления грузов в вагоне, особенности перевозки негабаритных, опасных, тяжеловесных, подконтрольных Госветнадзору, скоропортящихся и пр. грузов, а также определяется маршрут следования, скоростной режим, указываются дополнительные мероприятия по осмотру груза и обслуживанию его в пути следования и др.


Перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов

Перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов осуществляются в соответствии с Инструкцией по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств — участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утвержденной на тридцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту 19 октября 2001 г.
Согласование перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов предусматривает следующие этапы. Первый этап — предварительное согласование с Управлением перевозок МПС возможности и способа перевозки, при котором рассматривается заявка с обоснованием необходимости перевозки и эскиз груза (либо схема транспортировки). Второй этап — разработка и согласование в Управлении железной дороги отправления погрузочной документации, включающей чертеж размещения и крепления груза; расчеты негабаритное™, устойчивости, крепления груза; чертеж контрольной рамы (для сверхнегабаритного груза). Третий этап — окончательное согласование погрузочной документации Управлением перевозок МПС — для грузов, перевозимых на транспортерах; грузов, имеющих 3-6-ю степени нижней, 4-6-ю степени боковой, 3-ю степень верхней негабаритности; сверхнегабаритных грузов. Предварительное согласование оформляется телеграммой в адрес грузоотправителя, окончательное согласование — телеграммой в адрес грузоотправителя и службе движения дороги отправления. Согласование дорогой погрузочной документации на грузы меньших степеней негабаритности оформляется телеграммой в адрес отдела негабаритных перевозок МПС. Номер телеграммы проставляется на чертежах размещения и крепления груза.
После окончания погрузки производится комиссионная проверка соответствия фактического размещения и крепления негабаритного груза согласованным чертежам. В состав комиссии, как правило, входят старший коммерческий ревизор отделения дороги, начальник станции (его заместитель), представители дистанции пути и пункта технического обслуживания вагонов.
Условия пропуска поездов с негабаритными и тяжеловесными грузами по перегонам и станциям определяются в соответствии с Инструкцией по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств — участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и устанавливаются приказом начальника железной дороги. Негабаритные грузы 1-2-й нижней, 1-2-й боковой, 1-3-й верхней степеней негабаритности пропускаются в соответствии с действующим общим порядком направления вагонопотоков. Грузы 3-6-й нижней, 4-6-й боковой, 3-й верхней степеней негабаритности и сверхнегабаритные пропускаются преимущественно по однопутным линиям или по двухпутным при отсутствии негабаритных мест. В пределах станций поезда с негабаритными грузами, как правило, должны пропускаться только по специально выделенным и указанным в техническо-распорядительных актах путям с расстоянием между осями путей не менее 4800 мм; около этих путей не должно быть высоких платформ, а все остальные сооружения и устройства должны соответствовать габариту С.
Номер поезда, в который включены вагоны с негабаритными грузами, дополняется индексом негабаритности, характеризующим зоны и степени негабаритности груза. В натурном листе делается отметка о наличии в поезде вагонов (транспортеров) с негабаритным (тяжеловесным) грузом. Груз, следующий с контрольной рамой, должен сопровождаться опытным работником дистанции пути по квалификации не ниже дорожного (мостового) мастера, а при необходимости и работниками дистанции СЦБ и связи, участка энергоснабжения и др.


Перевозки грузов, подконтрольных Госветнадзору

Перевозки грузов, подконтрольных Госветнадзору, осуществляются при наличии ветеринарных сопроводительных документов на каждую отправку. При отправлении таких грузов грузоотправитель обязан вместе с накладной представить ж.-д. станции ветеринарное свидетельство — документ, разрешающий перевозку по территории РФ и стран СНГ животных (включая птиц, рыб, насекомых) и биологических объектов для размножения (форма № 1), продуктов и сырья животного происхождения (форма № 2), технического сырья и кормов для животных (форма № 3). Ветеринарное свидетельство характеризует ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза и удостоверяет, что животные или грузы отправлены из пунктов, благополучных по заразным болезням животных, и прошли осмотр перед погрузкой. Ветеринарные свидетельства выдают ветеринарные врачи государственной ветеринарной службы района (города). Ветеринарные свидетельства имеют порядковый номер, являются бланками строгой отчетности. Ветеринарные свидетельства формы Ne 2 и № 3 действительны только в подлиннике в течение 3 дней со дня выдачи и до начала погрузки. Ветеринарное свидетельство подписывается ветврачом и заверяется печатью учреждения (подразделения) ветеринарной службы, выдавшего его. Ветеринарное свидетельство прикладывается к перевозочным документам с указанием в накладной наименования ветеринарного документа, номера и даты его выдачи.
Грузы, подлежащие ветеринарно-санитарному надзору, принимаются к перевозке только до той станции и в адрес того получателя, которые указаны в ветеринарном свидетельстве (сертификате). Изменения станции назначения и наименования грузополучателя допускаются в исключительных случаях по согласованию с органами Госветнадзора. Ветеринарное свидетельство на экспортные грузы, отправляемые за пределы СНГ, на пограничных ветеринарных контрольных пунктах (ПВКП) заменяются ветеринарным сертификатом.
Ветеринарный сертификат — документ, разрешающий перевозку на экспорт из России за пределы стран СНГ убойных, племенных и других животных, птиц, пчел, расплода пчел (форма № 5а); племенного материала — сперма производителей, эмбрионы, инкубационное яйцо, икра и др. (форма № 5с); фуражного зерна и других растительных продуктов для животноводства (форма № 5Ь), молока и молочных продуктов (форма № 5d), мяса и мясопродуктов домашних и диких животных (форма № 5е). Ветеринарный сертификат выдает ветврач пограничного ветеринарного контрольного пункта (ПВКП) взамен ветеринарного свидетельства, выданного госветслужбой района (города) в месте погрузки экспортного груза. Ветеринарный сертификат заполняется на русском и английском языках и прикладывается к перевозочным документам с указанием в накладной СМГС наименования документа, его номера и даты выдачи.
При поступлении на ПВКП грузов, ввозимых в РФ из государства, не являющегося участником СНГ, взамен сопровождающего его зарубежного сертификата выдается ветеринарное свидетельство, которое должно иметь номер, а также даты разрешения перевозки Департамента ветеринарии и других компетентных органов СНГ на перевозку транзитом этих грузов через их территории. Вывоз и ввоз подконтрольных органам Госветнадзора экспортно-импортных грузов производятся только через станции, на которых имеется ПВКП.


Перевозка животных

Перевозка животных (птиц, пушных зверей, лабораторных, зоопарковых и домашних животных, морских зверей, пчел, рыб и др.) по железным дорогам осуществляется под надзором работников органов Государственного ветеринарного надзора на государственной границе Российской Федерации и транспорте. Перевозка лабораторных, зоопарковых и домашних животных производится в специализированных вагонах, либо в оборудованных для такой перевозки крытых вагонах. Пригодность вагонов для перевозки животных устанавливается грузоотправителем совместно с ветеринарным врачом Госветнадзора.
На отправляемых животных грузоотправитель обязан вместе с накладной представить станции ветеринарное свидетельство формы № 1, выданное ветеринарным врачом Государственной ветеринарной службы района (города) на каждый вагон отдельно с указанием количества животных в вагоне. При отправлении животных на экспорт за пределы территории СНГ в ветеринарном свидетельстве должны быть указаны номер и дата разрешения Департамента ветеринарии на экспорт.
Прием к перевозке по отечественным ж. д. животных, ввозимых в Российскую Федерацию из государств, не входящих в СНГ, допускается при наличии ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом государства-экспортера, и письменного разрешения Департамента ветеринарии на импорт животных или их транзит через территорию РФ. Ввоз животных на территорию Российской Федерации и вывоз их за рубеж разрешаются только через те станции, на которых имеются пограничные ветеринарные контрольные пункты. Вагоны с животными сопровождают проводники грузоотправителя, обязанностью которых является кормление животных в пути, поение их и очистка вагонов от навоза на определенных станциях, перечень которых утверждается МПС России, а также выявление больных (павших) животных с проведением необходимых карантинных мероприятий.
Проводники в письменной форме уведомляют через начальника станции орган Госветнадзора и главного государственного ветеринарного инспектора района (города), на территории которого находится данная станция, о каждом случае массового или единичного заболевания (падежа) животных в пути следования, а также об отказе ими принимать корм или воду. Категорию ветеринарно-санитарной обработки (первая — промывка, вторая или третья — дезинфекция) вагонов после перевозки животных устанавливает представитель Госветнадзора с выдачей ветеринарного назначения. Ветеринарно-санитарная обработка вагонов проводится железной дорогой за счет грузополучателя.
Перевозка животных по отечественным железным дорогам регламентируется Правилами перевозок животных на ж.-д. транспорте.


Перевозка подкарантинных грузов

Перевозка подкарантннных грузов осуществляется под надзором органов Государственной инспекции по карантину растений. Подкарантинные грузы, перевозимые в пределах Российской Федерации, являются объектом контроля Госинспекции по карантину растений в случае вывоза их с территорий, на которые наложен карантин. В этом случае грузоотправитель обязан вместе с накладной представить станции карантинный сертификат, удостоверяющий отсутствие в грузах карантинных объектов.
Карантинный сертификат — документ строгой отчетности, который представляется вместе с накладной при перевозке под-карантинных грузов в случае вывоза их с территорий, объявленных под карантином, отправлении на экспорт с перегрузкой в пункте пропуска через государственную границу РФ или приеме импортных грузов, после перегрузки их в пункте пропуска через государственную границу. Выдается органами Госинспекции по карантину растений в местах отгрузки подкарантннных грузов как документ, разрешающий перевозку данного груза. Сертификат предъявляется на каждый вагон, контейнер или на каждую отправку (партию) подкарантинного груза при нахождении в одном вагоне, контейнере нескольких отправок (партий) груза. Один экземпляр карантинного сертификата прилагается к перевозочным документам, другой экземпляр остается на станции отправления и хранится как документ строгой отчетности. Карантинный сертификат действителен для предъявления на станции погрузки в течение срока, указанного в карантинном сертификате. Срок действия сертификата на груз, погруженный в вагон, контейнер, не ограничивается. Карантинный сертификат подписывается госинспектором по карантину растений и заверяется печатью Госинспекции (пункта), действителен только в подлиннике.
Прием к перевозке подкарантинных грузов, направляемых на экспорт без перегрузки их на пограничных передаточных станциях в пунктах пропуска через государственную границу, допускается при условии предъявления грузоотправителем вместе с накладной фитосанитарного сертификата, выдаваемого органами Госинспекции по карантину растений в местах отгрузки на каждый вагон, контейнер или на каждую отправку (партию) подкарантинного груза. При приеме к перевозке подкарантинных грузов, направляемых на экспорт с перегрузкой вагонов на пограничных передаточных станциях и в портах, в пунктах пропуска через государственную границу грузоотправитель предъявляет фитосанитарный сертификат.
Фитосанитарный сертификат -документ строгой отчетности, который прикладывается к перевозочным документам при перевозке подкарантинных грузов в международном сообщении. Сертификат является разрешением на перевозку подкарантинного груза и удостоверяет, что груз признан свободным от карантинных объектов, а фитосани-тарное состояние его соответствует условиям, указанным в импортном карантинном разрешении; выдается государственными организациями по карантину и защите растений стран-экспортеров. Фитосанитарный сертификат, выдаваемый Госинспекцией по карантину растений Российской Федерации в местах отгрузки подкарантинных грузов, заполняется на двух языках (русском и английском), подписывается госинспектором по карантину растений и заверяется печатью инспекции.
Ввоз в Российскую Федерацию импортных подкарантинных грузов допускается только при наличии на пограничных пунктах пропуска через государственную границу импортного карантинного разрешения (ИКР) и приложенного к накладной СМГС фитосанитарного сертификата государства-экспортера. Импортное карантинное разрешение выдается Госинспекцией по карантину растений Российской Федерации на основании письменной заявки от получателя подкарантинного груза. В ИКР определяются пограничные пункты, через которые будет ввозиться в РФ данная товарная партия импортных подкарантинных грузов, условия ввоза и использования этих грузов, или названия пограничных пунктов ввоза и вывоза транзитных грузов. Перевозка отдельных импортных подкарантинных грузов без фитосанитарного сертификата или без ИКР и фитосанитарного сертификата допускается только в случаях, установленных законодательством РФ. После перегрузки импортного карантинного груза в пункте пропуска через государственную границу и карантинного фитосанитарного контроля госинспектор по карантину растений выдает на каждую отправку груза карантинный сертификат. Импортные подкарантинные грузы, ввозимые без перегрузки на пограничной передаточной станции или проходящие территорию России транзитом, следуют до станции назначения или до пункта пропуска через государственную границу при наличии фитосанитарного сертификата государства-экспортера. На накладной во всех случаях должен быть штамп органа Госинспекции по карантину растений установленного образца с разрешением на ввоз подкарантинного груза в Российскую Федерацию или его транзитное проследование.
После выгрузки подкарантинных грузов грузополучатель очищает вагоны, контейнеры, а остатки груза и мусор уничтожает в специально отведенных для этого местах по указанию государственного инспектора по карантину растений. В необходимых случаях транспортные средства после выгрузки подкарантинных грузов в соответствии с предписанием госинспектора по карантину растений подлежат обеззараживанию, которое проводится органами Госинспекции по карантину растений. Перевозки подкарантинных грузов регламентируются Правилами перевозок подкарантинных грузов на железнодорожном транспорте.


Перевозка скоропортящихся грузов

Перевозка скоропортящихся грузов (СПГ) регламентируется Правилами перевозок скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте, утверждаемыми МПС России. Для отдельных родов СПГ в Правилах регламентируются предельные сроки перевозки, температура груза перед погрузкой, вид тары или упаковки, способ и максимальная высота укладки груза в вагоне, контейнере, температурный режим при перевозке, необходимость вентилирования в пути следования. СПГ перевозятся в изотермических транспортных средствах, а также в крытых вагонах и универсальных контейнерах. Под погрузку СПГ должны предоставляться чистые, сухие, исправные транспортные средства, при необходимости, удовлетворяющие ветеринарно-санитарным требованиям. Транспортное средство для перевозки СПГ выбирает грузоотправитель в зависимости от груза, температуры груза перед погрузкой, нормативной продолжительности доставки груза, возможного срока транспортабельности груза, указанного в документе о качестве СПГ, и климатических условий (периодов года) на всем пути следования.
Сроки начала и окончания периодов года (летний, зимний, переходный) по железным дорогам (участкам дорог) сети РФ регламентируются Правилами. Правилами устанавливаются также предельные сроки перевозки СПГ в зависимости от рода СПГ, его температуры перед погрузкой, рода вагона и периода года. СПГ (кроме плодоовощей) в вагоне, контейнере укладывают плотным штабелем без применения реек. При размещении свежих плодоовощей в ящиках используют шахматную или вертикальную укладку. Ящики-лотки и картонные ящики со свежими плодоовощами устанавливают плотным штабелем без применения реек. Мешки и сетки с овощами размещают в вагоне «стоймя» в несколько ярусов.
При перевозке СПГ в рефрижераторных вагонах, контейнерах в грузовом помещении соблюдаются определенные диапазоны температуры, нормативные пределы которых указываются в Правилах в зависимости от рода груза или его температуры перед погрузкой. При перевозке СПГ в вагоне-термосе или в контейнере-термосе основным критерием возможности такой перевозки требуемой продолжительности является температура груза перед погрузкой и период года ее выполнения. Плодоовощи, как выделяющие биологическое тепло, в вагонах — и контейнерах-термосах не перевозятся.
Документ о качестве скоропортящегося груза (удостоверение, сертификат качества, выписка из акта экспертизы) — подтверждает соответствие продукции и ее упаковки нормативным документам. Он выдается грузоотправителем в день погрузки груза на каждую отправку и прикладывается к накладной. В документе о качестве груза указывается: точное наименование груза, показатели качества согласно нормативным документам с указанием их номеров, срок транспортабельности груза в сутках, вид тары и упаковки, количество мест, общая масса — брутто и нетто (в кг), наименование станции отправления и назначения, наименования и адреса грузоотправителя и грузополучателя, номер и тип вагона, контейнера.
Дополнительно в документе о качестве СПГ необходимо указывать:

  • для замороженных и охлажденных грузов — дату выработки продукта, температуру продукта и наружного воздуха при погрузке;
  • для дрожжей — дату окончания технологического процесса изготовления и упаковки, влажность, подъемную силу, кислотность и стойкость;
  • для маргарина твердого, застывших жиров кулинарных, кондитерских и хлебопекарных — твердость;
  • для плодоовощей — наименование ботанического, помологического или ампелогра-фического сорта, дату сбора и упаковки (при хранении — дату переборки), номер сертификата о содержании токсикантов;
  • для рыбы охлажденной и холодного копчения — дату изготовления и упаковки; рыбы и сельди соленых — процент содержания соли; рыбы живой и рыбопосадочного материала (мальков) — продолжительность периода выдержки в садках (в часах) до погрузки в вагон.

При завозе скоропортящихся грузов для погрузки в местах общего пользования указывается тип автомобиля, расстояние подвоза груза и температура наружного воздуха. Удостоверение о качестве груза заверяется печатью грузоотправителя, а сертификат, выписка из акта экспертизы — печатью органа, выдавшего эти документы.
На предъявляемые к перевозке продукты и сырье животного происхождения дополнительно представляется ветеринарное свидетельство или ветеринарный сертификат, а для плодоовощей — документ о содержании в них токсикантов, радионуклидов и соблюдении регламентов применения пестицидов. При отгрузке плодоовощей, растений живых, семенного и посадочного материала из зон, объявленных под карантином, а также при экспортно-импортных перевозках таких грузов грузоотправитель дополнительно представляет карантинные или фитосанитарный сертификат.
Транспортабельность скоропортящегося груза — предельный срок перевозки данного груза, который указывается грузоотправителем в документе о качестве СПГ с учетом его качественного состояния на момент погрузки и продолжительности хранения до погрузки. СПГ, срок транспортабельности которых менее нормативного срока доставки груза, к перевозке не принимается или перевозится на особых условиях в соответствии с требованиями Транспортного устава железных дорог РФ. Суммарная продолжительность, включающая период хранения СПГ от выработки до погрузки, продолжительность перевозки и период от выгрузки до реализации (не менее 3-5 суток), не должна превышать предельного срока хранения (срока годности) СПГ в надлежащих условиях, установленного нормативными документами на данный вид продукта.
Изотермическое транспортное средство (ИТС) — вагон или контейнер, имеющие кузов с теплоизолирующими стенками (включая дверь, пол и крышу), позволяющие ограничивать теплообмен между внутренней и наружной поверхностью кузова. В соответствии с Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для их перевозок, ИТС делятся на две категории: обычное ИТС, общий коэффициент теплопередачи которого не превышает 0,7 Вт/(м2/°С), и ИТС с усиленной изоляцией, общий коэффициент теплопередачи которого не превышает 0,4 Вт/(м2/°С). К ИТС (в соответствии с Соглашением) относятся ледники, рефрижераторы, отапливаемые транспортные средства и, кроме того, неотапливаемые транспортные средства. ИТС могут быть универсальными, предназначенными для перевозки всех видов скоропортящихся грузов, и специализированными — для перевозки одного груза или группы однородных грузов (например, цистерны-термосы для молока или вина, живорыбные вагоны).
Ледник — изотермическое транспортное средство, в котором источником холода являются естественный лед с добавлением или без добавления соли, эвтектические плиты, сухой лед (с приспособлением, позволяющим регулировать его сублимацию, или без такового); сжиженные газы (с устройством для регулирования испарения или без такового), что позволяет понижать температуру внутри порожнего кузова и поддерживать ее затем при средней наружной температуре +30 °С на уровне не более +7 °С (класс А), −10 °С (класс В), −20 °С (класс С), 0 °С (класс D). Общий коэффициент теплопередачи транспортных средств классов В и С не должен превышать 0,4 Вт/(м2/°С).
Рефрижератор — изотермическое транспортное средство, имеющее индивидуальную или общую для нескольких транспортных единиц холодильную установку (механический компрессорный агрегат, абсорбционная установка и т. д.), которая позволяет при средней наружной температуре +30 °С понижать температуру внутри порожнего кузова и затем постоянно ее поддерживать: для классов А, В и С с любым заданным фактически постоянным уровнем температуры, который может выбираться между +12 и 0 °С включительно (класса А), +12 и −10 "С включительно (класс В), +12 и −20 °С (класс С); для классов D, Е и F с определенным фактическим постоянным уровнем температуры, который не превышает +2 °С (класс D), −10 °С (класс Е), −20 °С (класс F). Общий коэффициент теплопередачи транспортных средств классов В, С, Е и F не должен превышать 0,4 Вт/(м2/°С).
Рефрижераторные вагоны парка России имеют одновременно машинную холодильную установку и электрическое отопление (холодильно-отопительную установку). Как рефрижераторное транспортное средство они относятся к классу С, а как отопительное транспортное средство — к классу В. Холодильно-отопительная установка рефрижераторных вагонов парка России обеспечивает поддержание в грузовом помещении температуры в пределах от +12 до −20 °С при температуре наружного воздуха от −45 до +36,5 °С. На отечественных ж. д. эксплуатируются 5-вагонные секции (групповой рефрижераторный подвижной состав — ГРПС) и автономные рефрижераторные вагоны со служебным помещением (АРВ-Э).
Отапливаемое транспортное средство -изотермическое транспортное средство, имеющее отопительную установку, позволяющую повышать температуру внутри порожнего кузова и затем поддерживать ее без дополнительного поступления тепла в течение по меньшей мере 12 ч на фактически постоянном уровне не ниже +12 °С при средней наружной температуре −10 °С (для класса А) и −20 °С (для класса В). Общий коэффициент теплопередачи транспортных средств класса В не должен превышать 0,4 Вт/(м2/°С).
Транспортное средство — термос — изотермическое транспортное средство (вагон-термос, контейнер-термос, цистерна-термос) без приборов отопления и охлаждения, в котором сохраняется тепло или холод, аккумулированный грузом, до некоторого допустимого уровня температуры груза в конце перевозки. Общий коэффициент теплопередачи вагона-термоса российских железных дорог составляет 0,18 (нового) и 0,25 Вт/(м2/°С) (находящегося в эксплуатации).