Материал из ЖД cправочник
Версия от 12:09, 4 мая 2011; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Melnikov.jpg
Место рождения и его родители неизвестны. В своих послужных списках Мельников писал, что он “из дворян, крестьян не имеет”. А.И. Дельвиг, инженер путей сообщения, в своих воспоминаниях утверждал, что Павел Петрович и его младший брат Алексей Петрович были побочными детьми некоего Беклемишева, который выдал их мать за дворянина Мельникова, чтобы дать сыновьям дворянские права.

В 14 лет поступил учиться в Московский благородный пансион Василия Кряжева и окончил его с отличием. В 1822 г. закончил Военно-строительную школу путей сообщения и как “первым по успехам” был направлен в Строительный отряд в чине прапорщика. Благодаря широте знаний и эрудиции, по протекции А. Бетанкура, ректора Института корпуса инженеров путей сообщения, был зачислен на III курс института.

В 1825 г. “первым по успехам” закончил институт и его имя было занесено на мраморную доску почета в актовом зале. По предложению профессора Бенуа Поль Клапейрона, специалиста в прикладной механике, был оставлен в институте для “приготовления” к профессорскому званию, которое он получил в 29 лет. В 1833 г., как профессор института, вошел в состав Петербургского комитета строений и гидравлических работ, в котором работали в то время известные архитекторы: Росси, Стасов, Тон, Михайлов и др.

В 1834 г. возглавил строительство деревянного купола Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка в Петербурге вместо металлического купола, сорванного вихрем. Способ постройки купола представлял собой крупный вклад в практику строительного искусства. Купол собора, сохранившийся до настоящего времени, был в то время вторым по величине деревянным куполом в Европе. С этого времени, как ученый и инженер, получил широкую известность в Петербурге.

Начало его профессорской деятельности совпало с постройкой первых железных дорог с паровой тягой. Русские механики Черепановы уже построили в России паровоз для заводской железной дороги. Необходимы были научные исследования в области экономической эффективности и технической возможности строительства железных дорог в России. В 1835 г. Мельников издал первый теоретический труд: "О железных дорогах". За книгу, изданную невиданным тогда тиражом 600 экземпляров, от Главного управления путей сообщения и публичных зданий автор получил награду — бриллиантовый перстень. В 1837 г. конференция Института инженеров путей сообщения отправила его в Западную Европу для изучения "проблем прикладной механики применительно к транспорту", а в 1839 г. на 15 месяцев в Соединенные Штаты Америки. Отчет по итогам поездки содержал пять томов объемом 1500 страниц и большое количество чертежей.

В начале 1841 г. в ведомстве путей сообщения были рассмотрены его рекомендации по строительству Петербургско-Московской железной дороги, а 1 февраля 1842 г. был объявлен Указ Николая I о строительстве железной дороги, в соответствии с которым П.П. Мельников был назначен начальником Северной дирекции (Петербург—Бологое), Так закончился первый двадцатилетний период творческой деятельности.

В проектировании и строительстве этой дороги раскрылся талант П.П. Мельникова, что выдвинуло его в первые ряды ученых России того времени и позволило ему стать основоположником отечественной транспортной науки. Магистраль строилась 8,5 лет и представляла собой одно из выдающихся инженерных сооружений конца первой половины XIX в. В этот период она была крупнейшей в мире железнодорожной магистралью. Затраты на строительство дороги составили 72,4 млн. руб. Официальное открытие состоялось 1 ноября 1851 г. Состав находился в пути 21 ч. 45 мин. За вклад в ее строительство талантливый инженер удостоен орденом Святой Анны.

После 1851 г. Мельников организовал ряд экспедиций для изыскательских работ по постройке новых железных дорог в соответствии с проектом создания сети железных дорог в Европейской части России. За этот труд Мельников был награжден орденом святого Владимира второй степени. В 1862 г. назначен исполняющим обязанности, а в 1863 г. — главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями (одиннадцатый руководитель ведомства путей сообщения в его истории). В 1865 г. ведомство было преобразовано в министерство, и Мельников стал первым министром путей сообщения. За время его пребывания на этом посту сеть российских железных дорог увеличилась на 7062 км.

Мельников очень остро переживал разрешенную правительством продажу в 1868 г. магистрали Петербург — Москва в частное пользование Главному обществу российских железных дорог. Он был категорически против этого решения, чем вызвал немилость царского двора, и в 1869 г. (в возрасте 65 лет) ушел в отставку.

Мельников — первый в России инженер, решивший увековечить титанический труд строителей Петербурго-Московской железной дороги посредством церкви-памятника в честь святых апостолов Петра и Павла в городе Любани. Половину денежных средств для строительства церкви он внес из своих сбережений. Кроме церкви, учредил в Любани на свои средства Петропавловские богоугодные заведения: школу для детей железнодорожников, приют для девушек-сирот и богадельню для неимущих престарелых женщин, железнодорожных рабочих и служащих.

Последние годы своей жизни ученый прожил на станции Любань. Накануне своей кончины составил завещание, в котором указал, что все доходы от имущества, состоящего из дома в Петербурге, дачи в Любани и 30 тыс. руб. капитала, должны идти на содержание богоугодных заведений, открытых на его средства.

Умер в 1880 г. и был похоронен под алтарем любанской церкви. В 1954 г. перезахоронен в сквере станции Любань, там же выдающемуся строителю дороги по проекту скульптора Д.М. Епифанова установлен памятник-бюст.

Литература:

  1. Лукин А.П. Выдающиеся русские мостовики XIX ст.//Военно-транспортная академия Вооруженных Сил. - Л., 1949;
  2. Никифоров С.Н. Участие русских ученых XIX в. в разработке основных положений сопротивления материалов //Вестник Московского университета. 1948. N 10;
  3. Уродков С.А. Петербурго-Московская дорога - История строительства. - Л.: ЛГУ им. Жданова, 1951.
  4. Зензинов Н.А, Рыжак С.А. Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта. - М.: Транспорт, 1990.
  5. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.