Материал из ЖД cправочник
Версия от 10:38, 17 декабря 2012; Kst (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Продажа билетов в прямом и местном пассажирском сообщении осуществляется через пункты продажи, находящиеся на вокзалах, станциях, в агентствах, туристических организациях и офисах.


Пункт продажи

Пункт продажи – объединение группы билетных касс. Каждый пункт продажи может включать не более 99 касс. При этом кассы одного пункта продажи могут находиться на значительном удалении друг от друга (например, в разных зданиях и помещениях). Общее число пунктов продажи на каждой дороге не должно превышать 99. При необходимости наличия большего числа пунктов увеличивают размеры билетных касс в пунктах продажи. Общее число касс на дороге во всех пунктах продажи должно быть не более 9801. Пункты продажи и кассы являются самостоятельными финансовыми единицами, и их номера фиксируются на проездных документах. Печатаемый на каждом продаваемом проездном документе номер содержит пять знаков: два цифровых знака кода пункта продажи (максимум 99); один буквенный знак шифра дороги, к которой относится данный пункт продажи; два цифровых знака, фиксирующих порядковый номер кассы в указанном номере пункта продажи (например, код 01М08 означает, что это первый пункт продажи Московской железной дороги и проездной документ выдан кассой номер восемь). Данный код является и технологическим номером пункта продажи и кассы, на основании которого осуществляется контроль работы билетных касс и финансовый учет работы пунктов продажи в целом.


Билетная касса

Билетная касса – помещение для продажи билетов и других видов проездных документов. Размещается обычно в здании вокзала, транспортного агентства или на пассажирской платформе. Для автоматизированной продажи проездных документов в билетной кассе устанавливают терминальное оборудование системы «Экспресс» с билетопечатающим устройством. Билетные кассы по назначению подразделяются на предварительные, суточные и пригородные; могут специализироваться для продажи билетов по направлениям, для определенного контингента пассажиров (инвалидов, железнодорожников, военных и др.), для возврата билетов, для продажи билетов на предприятиях, но могут быть и универсальными. На билетных кассах обычно вывешивают таблички с информацией: номер кассы, часы ее работы, фамилия билетного кассира. Расположение рабочего стола кассира и окошка кассы должно позволять кассиру свободно разговаривать с пассажиром сидя. Для удобства работы уровень пола билетной кассы обычно на 30-35 см выше пола пассажирского зала или платформы, а уровень окна – на высоте не менее 130 см от уровня пола зала. Помещение кассы обычно защищают от постороннего шума, а для разговора с пассажиром устанавливают переговорное устройство связи. Для хранения денег и бланков строгого учета проездных документов в кассах устанавливают сейфы.


Предварительная продажа билетов

Предварительная продажа билетов осуществляется заблаговременно, до отправления поезда. Начало предварительной продажи устанавливает МПС. В электронных системах принят стандартный предварительный срок резервирования – 63 дня (два месяца).


Суточная продажа билетов

Суточная продажа билетов начинается за сутки до отправления поезда и заканчивается в момент его отправления. Комиссионные сборы за предварительную и за суточную продажу билетов устанавливает МПС.


Текущая продажа билетов

Текущая продажа билетов осуществляется с момента отправления поезда до момента его прибытия на предпоследнюю станцию. Продажа ведется на промежуточных станциях по ходу поезда во время его движения.


Билет

Билет – документ установленной формы на право проезда по железным дорогам в прямом, местном, пригородном или международном сообщении. На билете обычно указывают: название, номер и серию билета; название станции и дороги отправления и назначения; путь следования при поездке с пересадками; число пассажиров; стоимость, срок годности; номер поезда, номер и тип вагона; место, время отправления поезда; делают служебные отметки. Билеты отличаются видом и способом их оформления.
Картонный билет покрывается с обеих сторон фоновой защитной сеткой разного цвета и рисунка, включая цветные полосы; используется, когда между станциями имеется большой и устойчивый пассажиропоток; выдается на одного человека. Номер вагона и места на билете вписывает кассир. Номер поезда и дату отправления проставляют игольчатым компостером в верхней, нижней или боковой части билета.
Картонный билет покрывается с обеих сторон фоновой защитной сеткой разного цвета и рисунка, включая цветные полосы; используется, когда между станциями имеется большой и устойчивый пассажиропоток; выдается на одного человека. Номер вагона и места на билете вписывает кассир. Номер поезда и дату отправления проставляют игольчатым компостером в верхней, нижней или боковой части билета.
Бланковый комбинированный билет отличается от бланкового билета тем, что в средней части указывают не номера поясов со стоимостью проезда, а перечень категорий вагонов и набор сумм, необходимых для взимания стоимости проезда. Кассир вручную в правой и левой части билета указывает тарифный пояс и цену, среднюю часть вырезает с таким расчетом, чтобы в ней были набраны соответствующая сумма стоимости проезда и требуемая категория вагона. Билет используется для проезда в вагонах любых категорий пассажирских и скорых поездов, может выдаваться один на группу пассажиров.
Бланковый билет системы «Экспресс» оформляется автоматически через билетопечатающие устройства системы – «Экспресс» на бланках, включающих в себя три слипа. Первый слип предназначен для пассажира и имеет максимальную степень защиты. Второй слип пассажир отдает проводнику в поезде во время поездки (для контроля ревизорами). Третий остается у билетного кассира во время оформления проездных документов (для контроля работы билетных кассиров). Обычно в билете печатают четыре строки. В первой строке указывают трехзначный номер поезда, дату и время его отправления, номер вагона и его тип, суммарную стоимость билета (на всех пассажиров, число которых на один билет не должно превышать 12), срок годности билета в сутках и его название в зависимости от назначения. Вторая строка – станции отправления и назначения, при поездке с пересадками – весь маршрут следования с пересадками, третья – конкретные номера мест (при оформлении билета на одного человека – номер одного места), четвертая – служебные отметки для ревизоров. На оборотной стороне билета даются разъяснения и выделено место для компостирования при поездке с пересадками.
Групповой билет аналогичен по форме бланковому комбинированному билету, оформляется на группу пассажиров. Групповые льготные билеты могут оформляться также и на бланковых билетах системы «Экспресс».
Льготный билет – проездной документ, стоимость которого рассчитана со скидкой. Для получения льготного билета в кассу должны быть представлены документы, дающие право на получение скидки (например, студенческий билет, удостоверение инвалида Великой Отечественной войны, пенсионное удостоверение).
Обратный билет – проездной документ, выдаваемый пассажиру на обратный выезд со станции назначения до его выезда в прямом направлении на станцию назначения. Билет не отличается от билета на прямую поездку.
Служебный билет выдается бесплатно для поездок по служебным делам железнодорожникам, учащимся железнодорожных учебных заведений, штатным работникам железнодорожных предприятий, организаций и учреждений. Служебные билеты могут быть годовыми и разовыми для отдельных поездок. Годовые билеты выдаются и на меньший срок для поездок по нескольким или одной железной дороге. Существует восемь форм годовых служебных билетов: высшая форма обеспечивает проезд по нескольким железным дорогам в любых поездах и вагонах, низшая – проезд в пределах участка одной железной дороги только в жестких некупейных вагонах поездов всех категорий.
Разовые служебные билеты выдаются для поездок в служебные командировки и по личным делам железнодорожникам, проработавшим не менее 11 месяцев, и членам их семей. Имеется пять форм разовых служебных билетов. Высшая форма дает право на проезд туда и обратно на расстояние до 600 км в купейных вагонах и св. 600 км в мягких вагонах двухместных купе поездов всех категорий, низшая форма – на проезд только в плацкартном вагоне пассажирского поезда. Билет действителен в течение трех месяцев.
Провизионный билет – разновидность служебного билета. Выдается семейным железнодорожникам для поездок в ближайший торговый пункт для приобретения продуктов и предметов широкого потребления. Билет дает право на 24 поездки или на 12 поездок в год в общем вагоне местного или пригородного поезда, кроме скорого.
Консультационный билет – разновидность разового служебного билета. Выдается железнодорожникам для проезда в лечебные учреждения за получением медицинской помощи или для медицинского освидетельствования. Консультационный билет дает право проезда туда и обратно в плацкартном вагоне любого поезда. Для этих же целей может выдаваться разовый билет.
Талонный билет – платный годовой безымянный служебный билет, выдаваемый работникам организаций, осуществляющим ремонтные и строительные работы на железных дорогах. Билет дает право на проезд в жестких общих и плацкартных вагонах независимо от наличия мест и во всех поездах. Билет имеет шесть талонов: при каждой поездке туда и обратно один талон компостируется в билетной кассе.
Воинский билет – бланковый билет, который выдается при ручной продаже в обмен на воинское требование. При автоматизированной продаже через систему «Экспресс-2» воинским билетом является само воинское требование, обратная сторона которого имеет форму бланкового билета системы «Экспресс». Эта форма заполняется системой автоматически, как при выдаче обычных билетов.
Билетный купон – проездной документ в международном сообщении. В купоне указываются, как и в обычном билете, все основные данные и дополнительно – класс вагона. Билетный купон действителен вместе с купонной книжкой, в которую он вкладывается. На книжке указывают срок годности, общую стоимость всех документов в книжке и ставят штамп организации, выдавшей документы. При поездке туда и обратно выдают две книжки.
Единый билет выдается в прямом смешанном сообщении с участием различных видов транспорта. Стоимость билета взимается полностью в пункте отправления. При этом в билете указывают все необходимые данные.


Плацкарта

Плацкарта – проездной документ, дающий пассажиру право занимать нумерованное место для лежания в спальном вагоне конкретного поезда. В международном сообщении плацкарту выдают дополнительно к билету. Во внутригосударственном сообщении плацкарта отдельно не выдается, а ее стоимость входит в стоимость билета или доплат. При перевозках с пересадками пассажиров по воинскому билету выдается воинская плацкарта, включающая доплату за проезд в скорых поездах. Прямой плацкартой называется квитанция доплат за место для лежания в спальном вагоне (включая доплату за скорость для выезда из пункта пересадки), выдаваемая пассажиру на начальной станции отправления или в поезде при поездке с пересадками. На этой квитанции ставится штамп в правом верхнем углу «Прямая плацкарта» с указанием станции выдачи и номера кассы.


Посадочный талон

Посадочный талон – контрольный документ с указанием определенного места в вагоне конкретного поезда и конкретной даты его отправления. Выдается пассажиру бесплатно. Действителен только при предъявлении билета.


Резервирование проездных документов

Резервирование проездных документов – технологический процесс оформления заказов пассажиров на предоставление мест в поездах и выдачу проездных документов. Первая экспериментальная электронная система резервирования мест на поезда, созданная в 1960 г. в Японии фирмой «Хитачи», была рассчитана на резервирование 2 тыс. мест в сутки с помощью 12 касс; период резервирования – 15 суток до отправления поезда. Такие системы, обладающие рядом преимуществ по сравнению с действующей ранее ручной диспетчерской централизацией распределения мест, были в дальнейшем введены примерно на 20 железных дорогах мира. В Западной Европе в 1977 г. создана специальная вычислительная сеть электронного резервирования мест «ИРИС», обслуживающая 14 железных дорог. Небольшие транспортные организации (перевозящие до 3-4 млн. пассажиров в год) могут эффективно сохранять ручную систему диспетчерской централизации резервирования мест, но при перевозках св. 12 млн. пассажиров в год необходим переход на автоматизированную систему резервирования мест с использованием ЭВМ.
Автоматизации подлежат распределение мест по заказам пассажиров, изготовление проездных документов на основании заказа и вся финансовая деятельность по учету работы билетных касс, получение статистической и оперативной финансовой отчетности по перевозкам пассажиров и распределение доходов от них. В первых системах был автоматизирован только сам процесс резервирования мест с выдачей пассажиру плацкарты или посадочного талона. В более совершенных системах предусмотрена автоматизация всех указанных технологических процессов, в результате чего стоимость систем возросла на 5-10%, однако благодаря более широкой информации о пассажирских перевозках и комплексному решению технологических процессов дополнительные выгоды значительно превосходят затраты на создание системы. В связи с этим тенденция развития систем резервирования проездных документов направлена на полную автоматизацию всех технологических процессов, связанных с обслуживанием пассажиров и управлением пассажирскими перевозками в целом. В России и странах СНГ для этих целей используется система «Экспресс».


Требования пассажира на поездку

Требования пассажира на поездку – предъявляются пассажиром при покупке билетов на проезд по железной дороге, учитываются билетным кассиром при оформлении проездных документов и определении стоимости проезда. К таким требованиям относятся: дата выезда, номер поезда, тип вагона, нижнее или верхнее место, станция назначения. При этом пассажир указывает, сколько и какие ему необходимы билеты (взрослые, детские, детские без занятия мест, льготные, бесплатные, воинские и др.), а также требуется ли питание в поезде.