Материал из ЖД cправочник
Версия от 09:31, 10 августа 2011; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Пропускная способность определяется как в целом для ж.-д. линии или участка, так и по отдельным элементам и устройствам — перегонам, станциям, локомотивным депо, устройствам энергоснабжения, водоснабжения и другим ж.-д. устройствам, предназначенным для обслуживания движения поездов. Провозную способность определяют обычно в целом для железнодорожной линии.


Пропускная способность

Пропускная способность ж.-д. участка — максимальные размеры движения в поездах (пара поездов), которые могут быть реализованы по данному участку за единицу времени (сутки, час) в зависимости от числа главных путей, средств связи по движению поездов, типа и мощности тяговых средств и способа организации движения. Различают (и учитывают) наличную, потребную и результативную пропускную способность.
Наличная пропускная способность ж.-д. линии — максимальные размеры движения поездов, которые могут быть реализованы в зависимости от ее технического оснащения.
Потребная пропускная способность линии — число поездов, которое необходимо реализовать для выполнения плана перевозок. Соответственно различают наличную и потребную провозные способности линии, получаемые как результат возможного использования ее мощности на осуществление грузовых перевозок при соответствующем удовлетворении потребностей пассажирского движения. Пропускную способность линии рассчитывают, исходя из полного использования всех технических средств. Однако она должна иметь резерв, устанавливаемый по технико-экономическим соображениям и выражаемый разностью между наличной (или проектируемой) пропускной способностью и потребной, то есть заданными (или планируемыми) на перспективу. Допустимый коэффициент заполнения пропускной способности участков по перегонам принимается равным на двухпутных линиях — 0,91, на участках с двухпутными вставками — 0,87 и на однопутных линиях — 0,85.
Результативная пропускная способность участков определяется на основе данных о пропускной способности отдельных устройств, а направлений в целом — на основе результативной пропускной способности участков. Результативную пропускную способность отдельных участков устанавливают по следующим элементам:

  • по перегонам (число главных путей, длина перегонов, профиль пути, устройства автоматики и связи, путевое развитие промежуточных раздельных пунктов, устройства энергоснабжения);
  • по станциям (приемо-отправочные пути и стрелочные горловины);
  • по деповскому хозяйству (стойла для периодического осмотра и ремонта электровозов и тепловозов, устройства для экипировки локомотивов и ходовые пути);
  • по устройствам электроснабжения (тяговые агрегаты, силовые трансформаторы тяговых подстанций и контактная сеть).

Наименьшая пропускная способность этих элементов может ограничивать пропускную способность данной производственной единицы в целом и определять значение результативной пропускной способности.
Пропускная способность устанавливается для участков ж.-д. линий с одинаковыми на всем протяжении техническим оснащением, мощностью грузопотока и размерами пассажирского движения. Начальными и конечными пунктами таких участков являются участковые и сортировочные станции, зонные станции пригородных участков, а иногда промежуточные станции зарождения и погашения грузопотоков и отправительских маршрутов.


Провозная способность

Провозная способность ж.-д. линии — наибольшая величина грузопотока (в млн. т), которая может быть освоена линией в течение года. Провозная способность линии зависит от ее пропускной способности, норм массы грузовых поездов, структуры поездопотока по категориям поездов и грузопотока по родам грузов и выражает мощность линии, используемую для выполнения грузовых перевозок при обеспечении пропуска заданного числа пассажирских и других поездов срочного обращения. Для однопутных линий с равными размерами движения по направлениям пропускная способность выражается числом пар поездов установленной массы обоих направлений, а для двухпутных линий и однопутных при непарном графике — числом поездов установленной массы для каждого направления в отдельности. Число поездов или пар поездов, которое может пропустить ж.-д. линия, определяют обычно за суточный период. Для пригородных участков с интенсивным пассажирским движением из-за большой неравномерности движения пропускная способность определяется не только за сутки, но и за период наибольшей загрузки участка — час пик.

Провозная способность участка определяется максимальной интенсивностью потока поездов, их средней массой и в определенной степени конструкцией подвижного состава. Эти величины также зависят от профиля пути, длины станционных приемо-отправочных путей, мощности локомотивов, ходовой скорости грузовых поездов, структуры поездопотоков. Профиль пути, длина станционных путей и структура поездопотока по массе определяют при данном типе локомотива максимально возможную массу поезда. Однако мощность локомотива может быть использована как на увеличение массы поезда, так и на увеличение ходовой скорости. В соответствии с правилами тяговых расчетов массу состава и скорость движения поездов определяют исходя из условий полного использования мощности и тяговых качеств локомотива. Следовательно, с увеличением массы при прочих равных условиях снижается ходовая скорость и уменьшается связанная с ней пропускная способность линии и наоборот. Очевидно, что максимум провозной способности обеспечивается при рациональном соотношении массы и скорости грузовых поездов, то есть повсеместное стремление к максимально большим весовым нормам грузовых поездов может привести к снижению провозной способности.