Материал из ЖД cправочник
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «История форменного обмундирования железнодорожников неразрывно связана с подготовкой с...»)
 
(нет различий)

Текущая версия на 06:27, 5 мая 2011

История форменного обмундирования железнодорожников неразрывно связана с подготовкой специалистов – инженеров по строительству и эксплуатации путей сообщения – и в первую очередь с созданием Института Корпуса инженеров путей сообщения в 1809 г. Институт был полувоенным учебным заведением, поэтому форма выпускников и кадетов соответствовала военной форме того времени. Для отличия чинов служили серебряные эполеты с золотыми звездочками Инженеры выпускались трех классов: I класса в звании майора, имели одну звездочку на штаб-офицерских эполетах; II класса — в звании капитана – три звездочки на обер-офи- церских эполетах; III класса – в звании поручика – две звездочки на обер-офицерских эполетах. С течением времени форма неоднократно видоизменялась. Так, на мундирах офицеров Института появились пуговицы с изображением крестообразно расположенных топора и якоря, а на генеральских мундирах 4 ЖДТ пуговицы с государственным гербом (двуглавый орел). Знак из топора и якоря сохранялся вплоть до 1932 г., до введения технического знака из перекрещенных гаечного ключа и молотка. Инженеры путей сообщения продолжали носить военные мундиры до 1867 г., когда стали выпускать из Института в званиях гражданских инженеров с чином коллежского или губернского секретаря.
На Петербург-Московской железной дороге с начала ее эксплуатации обслуживающий персонал – машинисты, помощники машинистов, кочегары, обер-кондукторы и кондукторы имели мундир военного образца, головным убором служила каска Начиная с 1855 г. происходят изменения в покрое форменного обмундирования всех служащих ведомства путей сообщения. Для поднятия престижа государственной службы нижним чинам предоставляется право отличать выслугу лет серебряными галунами. В 1861— 1873 гг. появлявшиеся акционерные железнодорожные общества вводили свою форму для служащих. Первая единая форма одежды для всех железных дорог России (кроме Финляндии) была введена в 1878 г. В 70-е гг. появилась и эмблема – распростертые крылья с колесом. 24 авг. 1904 г. высочайше утверждаются последние изменения в форменном обмундировании гражданских чинов Министерства путей сообщения дореволюционной России, согласно которым чиновники и инженеры получают шесть видов форменного обмундирования, в т. ч. парадную, обыкновенную, дорожную и др. Первая советская железнодорожная форма была введена в 1932 г. Ее основные особенности: темно-синий цвет ткани и знаки различия, покрытые красной эмалью, размещенные на петлицах (у высшего командного состава — звездочки, у среднего — шестигран ники, у младшего и рядовых – углы).
Во время Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сент. 1943 г. были введены персональные звания и новые знаки различия – погоны для личного состава железнодорожного транспорта. Это способствовало укреплению дисциплины и единоначалия, повышению трудовой активности железнодорожников. Установлены были, например, звания: для высшего начальствующего состава — генерал-директор движения первого, второго и третьего ранга; старшего состава – директор-полковник, директор-подполковник, инженер-майор движения; среднего состава – инженер-капитан, инженер-лейтенант, техник-лейтенант движения; младшего состава — техник движения первого, второго, третьего ранга и др. Начальствующий состав подразделялся на пять служб: движения, тяги, пути и строительства, связи, административную. При этом, например, к службе движения относились также работники служб грузовой, пассажирской, ревизорского аппарата по безопасности движения; к службе тяги – работники паровозной и вагонной служб, паровозо- и вагоноремонтных заводов и т. д. Каждому лицу начальствующего состава присваивались персональные звания в соответствии с его подготовкой, стажем практической работы, выполняемой работой на занимаемой должности. Персональные звания высшему начальствующему составу присваивались СНК СССР. У высшего, старшего и среднего начальствующих составов погоны были военного образца из серебряного галуна на светло-зеленом подбое. Погоны младшего и рядового составов изготовлялись из приборного сукна черного цвета, имели комбинированную форму: от воротника нашивался прямоугольный погон, оканчивающийся у рукава поперечным шестиугольником.
Принадлежность к той или иной отрасли железнодорожного хозяйства определялась по расположенной на погоне эмблеме, выполненной из оксидированного металла. Железнодорожники локомотивного хозяйства имели эмблему с изображением паровоза, вагонного – вагона, пути и строительства – моста, и т.д. Эта форма в 1955 г. была заменена формой гражданского образца (серой – летней и черной – зимней). Знаки различия были перенесены на петлицы. В 1963 г. форма вновь изменилась, были введены нарукавные знаки различия. Появилась эмблема железных дорог СССР – колесо с крыльями, технический знак (гаечный ключ и молоток) сохранился. В 1973 г. были введены нарукавные знаки в виде пятиугольника. Для высшего начальствующего состава выполнялся знак из ткани одежды, на поле которого располагался галун золотистого цвета и над ним от 1 до 4 звезд в зависимости от должности. Для старшего и среднего состава — две (одна) поперечные полосы из галуна золотистого цвета и над галуном звездочки (от 1 до 4). Для младшего начальствующего и рядового состава на поле знака помещался желтый технический знак в венке, над венком — эмблема железнодорожного транспорта, в нижнем разрыве венка надпись МПС. На знаках младшего состава в нижней части пятиугольника наносились полоски. Форменная одежда образца 1979 г. в основном не изменилась, сохранился черный цвет зимней и светло-серый цвет летней одежды. Пальто двубортное; костюмы для мужчин: зимний – двубортный, летний – однобортный, для женщин – однобортный жакет и юбка. Головной убор: для мужчин – фуражка и шапка-ушанка, для женщин — берет и шапка-ушанка. Был утвержден табель должностей работников транспорта на ношение форменной одежды, непосредственно связанных с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов, устанавливался также порядок выдачи и предоставления скидки со стоимости форменной одежды. В качестве знаков различия были приняты нарукавные нашивки из галуна золотистого цвета, на поле которых для высшего состава вышивались звезды серебристого цвета (от 1 до 4), для среднего состава имелись две или одна полосы и прикреплялись металлические (или вышивались) звездочки (от 1 до 4), а также нарукавные эмблемы золотистого цвета. Младшему и рядовому составу полагался пятиугольник шириной 65 мм и высотой от основания до вершины 90-100 мм, в центральной части которого располагался технический знак и эмблема железнодорожного транспорта. На знаках младшего состава в нижней части наносилась полоса. В 1985 г. вместо черного был введен темно-синий цвет зимней и сохранился для высшего и старшего начальствующего состава светло-серый цвет летней форменной одежды. Комплект одежды включал двубортное пальто, костюм и плащ. Головным убором служила фуражка, женщинам полагался берет. Зимой – шапка-ушанка. Знаки различия сохранились прежние.
С 1 янв. 1995 г. были введены новые знаки различия – наплечные знаки (полупогоны) с поперечным размещением звезд; форменная одежда: пальто из ткани темно-синего или темно-серого цвета; костюм для высшего и старшего начальствующего состава из ткани темно-синего, серо-голубого цвета. Для среднего, младшего начальствующего и рядового состава – костюм серо-голубого цвета (для мужчин – куртка и брюки, для женщин – куртка и юбка). Головной убор: для высшего и старшего начальствующего состава предусмотрена традиционная форменная фуражка, для среднего, младшего начальствующего и рядового состава – кепи с отворотами. Зимние головные уборы утепленные: для высшего начальствующего состава – шапка из черного каракуля с отворотами и козырьком, для старшего, среднего, младшего и рядового состава – кепи из овчины (цигейки) или искусственного меха черного цвета с отворотами и козырьком – для мужчин, кубанка из овчины (цигейки) черного цвета — для женщин. В состав форменной одежды входит также плащ темно-синего или сине-серого цвета, сорочка (или блуза), галстук синего или серого цвета и обувь кожаная черного цвета (туфли, ботинки, полуботинки).
На одежде сохраняется эмблема в виде эллипсообразного колеса с крыльями. На головных уборах закрепляется кокарда, которая представляет собой эллипс, имеющий темно-зеленый цвет в золотистом обрамлении, с крыльями и двумя лавровыми листьями у основания. На поле эллипса расположен технический знак золотистого цвета. Технический знак для форменной одежды — окружность темно-зеленого цвета с перекрещивающимися гаечным ключом и молотком, справа и слева окружности располагается усеченная рессора. История форменного железнодорожного обмундирования показывает, что ее развитие напрямую связано с жизнью общества, происходящими в нем социальными процессами, с требованиями времени. Форменная одежда всегда служила укреплению дисциплины, повышению ответственности и престижа железнодорожных профессий.