Admin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «История возникновения отечественной железнодорожной медицины фактически относится к на...») |
(нет различий)
|
Текущая версия на 06:30, 5 мая 2011
История возникновения отечественной железнодорожной медицины фактически относится к началу строительства первой в России железной дороги в 1836 г. Одновременно с постройкой Петербурго-Московской железной дороги и созданием сети на дорогах открывались больницы, приемные покои, фельдшерские пункты. Согласно правительственному положению от 26 авг 1866 г. устройство больниц стало обязательным. В утвержденном в 1885 г. Общем уставе Российских железных дорог законодательно было закреплено (статья 174) создание больниц и приемных покоев «для подачи медицинского пособия заболевшим или пострадавшим от несчастных случаев на железных дорогах, а также железнодорожным служащим и их семействам. .».
Независимо от этого на каждой станции предусматривались необходимые условия и медикаменты для оказания первоначальной врачебной помощи. Другой статьей A75) устанавливалась необходимость содержания в чистоте станционных помещений, пакгаузов, складочных мест и вагонов в соответствии с санитарными нормами, указываемыми в особых инструкциях, издаваемых Министерством путей сообщения. В 1886 г. Министерством путей сообщения было утверждено положение о врачебно-санитарной службе на казенных железных дорогах с приложением необходимых инструкций, которое действовало до утверждения в 1893 г. общих для всех железных дорог Правил врачебно-санитарной службы на железных дорогах, открытых для общественного пользования. Согласно этим Правилам заведование врачебно-санитарной службой дороги осуществлялось старшим врачом под общим руководством управляющего или начальника дороги. Железная дорога была разделена на участки, которыми заведовали участковые врачи. Каждый врачебный участок в свою очередь делился на околотки, находящиеся в ведении фельдшера. Число больниц и приемных покоев, их размеры и расположение по линии определялись централизованной администрацией в зависимости от числа служащих и местных условий. При этом на казенных железных дорогах была более развитая врачебно-санитарная часть, чем на частных железных дорогах, которая во многом служила образцом для последних.
Специфика железнодорожного транспорта, сложность и многообразие решаемых им задач предъявляют высокие требования к состоянию здоровья его тружеников. Для работы на железных дорогах отбирались выносливые и физически здоровые люди. Железнодорожная медицинская служба вела лечебно-профилактическую работу, которая заключалась в оказании бесплатной медицинской помощи; санитарно-гигиеническую и противоэпидемическую работу. Для усиления надзора и руководства врачебно-санитарной частью казенных железных дорог в 1894 г. в МПС вместо врачебно-санитарного делопроизводства, возглавляемого врачом, был учрежден врачебно-санитарный отдел, который в 1899 г. в связи с расширением задач был преобразован во Врачебно- санитарную часть, ведающую как казенными, так и частными железными дорогами. По решению министра путей сообщения периодически проводились совещательные съезды железнодорожных врачей, рассматривавших важные вопросы охраны здоровья служащих с их семействами и пассажиров. В 1913 г. на железных дорогах России работало 580 врачебных амбулаторий, около 2000 фельдшерских и акушерских пунктов, 143 больницы на 5729 мест. В стационарах на 2-3 места обычно работали фельдшеры. При сравни тельной бедности материально-технической и кадровой базы здравоохранения железнодорожный транспорт России имел мощную медико-санитарную организацию, которая уступала, может быть, только военному ведомству.
Однако необходимое развитие здравоохранения на железнодорожном транспорте страны было достигнуто в советский период. В нояб. 1917 г. медицинский отдел Военно-революционного комитета учредил врачебную коллегию НКПС, перед которой была поставлена задача обеспечить необходимый уровень медико-санитарного обслуживания на железных дорогах. Коллегия вошла в состав Совета врачебных коллегий при Совнаркоме РСФСР в янв. 1918 г., а в июле в Народном Комиссариате здравохранения РСФСР был создан медико-санитарный отдел путей сообщения, который включился в организацию борьбы с эпидемиями инфекционных заболеваний.
В 1931 г. было создано Врачебно-санитарное управление НКПС СССР, преобразованное впоследствии в Главное врачебно-санитарное управление (Главсанупр). За предвоенный период врачебно-санитарная служба получила большое развитие, обеспечила улучшение качества работы медицинских учреждений, развитие специализированной медицинской помощи, что дало снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Стали организовываться медицинские пункты на вокзалах, комнаты матери и ребенка. К 1940 г. на железнодорожном транспорте уже действовало 430 больниц и родильных домов на 34,6 тыс. коек, 830 здравпунктов при предприятиях дорог, 1933 амбулаторно-поликли- нических учреждения, 465 санитарных участков, значительное количество санпропускников, дезотрядов и бань. В здравоохранении работали квалифицированные кадры, обеспечившие напряженный ритм работы железных дорог в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг., противоэпидемическую защиту, предотвратившую возникновение эпидемий как на железных дорогах, так и в целом по стране.
В 1925 г. была создана Центральная научно-исследовательская лаборатория по изучению профессиональных заболеваний на транспорте, на базе которой вырос крупнейший многопрофильный научный центр — Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ), по разработкам и рекомендациям которого последовательно развивалась транспортная медицина и совершенствовалась ее база. В 40-50-х гг. шло дальнейшее совершенствование медико-санитарного обслуживания железнодорожников и членов их семей, улучшилась материально-техническая база амбула- торно-поликлинических учреждений и стационаров; созданы крупные клинические больницы со специализированными отделениями, увеличился общий коечный фонд, который к концу 80-х гг. составил 120 тыс. коек в 670 ведомственных больницах; около 20% этого фонда приходится на клинические больницы (центральные и дорожные). Как правило, дорожные больницы имели по 500-700 мест, специализированные отделения, современную диагностическую и лечебную аппаратуру, являлись лечебно-диагностическими, научно-исследовательскими, организационно-методическими и учебными базами врачебно-санитарных служб железных дорог.
Главсанупру в 1991 г. подчинялись шесть центральных клинических больниц (ЦКБ) в Москве, по одной – в Харькове и Львове (на 500-930 мест каждая), которые, являясь лечебно-диагностическими и научными центрами, сотрудничали с ведущими вузами и НИИ медицинского профиля страны. Специализированную медицинскую помощь железнодорожникам и членам их семей оказывали объединенные вместе с поликлиниками отделенческие и узловые больницы на 120—300 мест каждая. В узловых больницах находилось около 30% всех коечных мест. Наряду с клиническим обслуживанием развивалась амбулаторно-клиническая помощь на основе участково-производственного (цехового) принципа с организацией здравпунктов на предприятиях железнодорожного транспорта, созданием специализированных кабинетов (отделений) для оказания врачебной помощи железнодорожникам всеми основными амбулаторно-поли- клиническими специалистами в центральных, дорожных, отделенческих больницах.
В 1991 г. в системе МПС СССР работало свыше 1300 амбулаторно-поликлинических учреждений, которые обслуживали более 200 тыс. пациентов в смену. Санитарно-противоэпиде- миологическая работа проводилась 360 санитарно-эпидемиологическими станциями. Прием вели более 48 тыс. врачей, в обслуживании участвовали почти 120 тыс. медработников. Система здравоохранения МПС к началу 21 в. обладала достаточно мощной и современной базой амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений. На железнодорожном транспорте функционирует B002 г.) 334 больницы, 672 амбулатории и более 2000 медицинских пунктов для оказания первой помощи и профессионального осмотра железнодорожников . Санитарно-эпидемиологическую обстановку в поездах и на объектах железнодорожного транспорта контролируют более 200 специальных подразделений отраслевого санэпиднадзора. В связи с тем что третья часть работающих и членов их семей проживает вдали от населенных пунктов, имеющих медицинские учреждения, помощь им, а также населению, проживающему в таких местах, осуществляется передвижными медицинскими формированиями, созданными на железнодорожном транспорте, к которым относятся вагоны-лаборатории, вагоны-поликлиники, клинико-диагностические поезда.
Основные направления в деятельности учреждений здравоохранения отражают его значимость для отрасли. Это прежде всего медицинское обеспечение безопасности движения, санитарно-эпидемиологического благополучия прикрепленного населения и пассажиров; обеспечение медицинской помощи работникам железнодорожного транспорта, пенсионерам, ветеранам, инвалидам-железнодорожникам, неработающим членам семей с учетом экстерриториальности железнодорожного транспорта; обеспечение экстренной медицинской помощи при ликвидации аварий, крушений и других чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте; медико-профилактическая работа в очаге катастроф. Медицинское обеспечение безопасности движения в значительной мере состоит из определения профессиональной пригодности во все периоды деятельности работника, связанного с безопасностью движения. За более чем столетний период сложилась четкая система определения профессиональной пригодности как при предварительных и периодических медицинских осмотрах, осуществляемых вра- чебно-экспертными комиссиями (ВТЭК), так и при предрейсовых медицинских осмотрах, проводимых фельдшерами здравпунктов.
Медицинская помощь включает также совершенствование профилактической работы по предупреждению профессиональных заболеваний и снижению заболеваемости железнодорожников с временной утратой трудоспособности, дальнейшее развитие всех видов специализированной помощи, внедрение на сети железных дорог новых, прогрессивных медицинских технологий с использованием эндохирургической, ультразвуковой, лазерной, компьютерной, микроволновой техники.
С учетом специфики работы железнодорожников осуществляются меры по оздоровлению и реабилитации тружеников отрасли, предупреждению профессионально-обусловленных заболеваний. Ведется развитие оздоровительных учреждений МПС России. Организованы лечение, отдых и реабилитация здоровья железнодорожников и членов их семей на климатических курортах Черноморского побережья Кавказа, Кавказских Минеральных Вод и др. Действует около 100 детских оздоровительных лагерей. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах железнодорожного транспорта общего пользования осуществляют органы и учреждения госсанэпидслужбы МПС, входящие в единую госсанэпидслужбу РФ. Надзорные и противоэпидемиологические мероприятия осуществляются в строгой преемственности и неразрывности на всем протяжении железнодорожной линии независимо от административного территориального деления, развертываются немедленно на любом объекте железнодорожного транспорта (в т.ч. в пути следования); осуществляются круглосуточно без срывов графика движения поездов.
Решая государственные задачи по предупреждению завоза и распространения особо опасных и других инфекционных заболеваний, противодействию терроризму с использованием биологических, химических и радиационных агентов, органы Госсанэпиднадзора осуществляют контроль за организацией пассажирских перевозок, транспортировкой импортируемого продовольственного сырья и опасных грузов. Руководство системой здравоохранения осуществляет Департамент здравоохранения МПС РОССИИ.