Admin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «В начале 20 в. на железнодорожном транспорте России возникли многочисленные, но разрозненн...») |
(нет различий)
|
Текущая версия на 06:32, 5 мая 2011
В начале 20 в. на железнодорожном транспорте России возникли многочисленные, но разрозненные рабочие кружки, ставившие своей главной задачей организацию борьбы рабочих и служащих за свои экономические права и трудовые интересы, которые позже положили начало движению объединения в профессиональный союз. На первом съезде профсоюза в апр. 1905 г. представители Московско-Ярославско-Архангельской, Московско-Курской, Московско-Брестско-Рыбинской, Московско-Киевско-Воронежской, Рязано-Уральской, Сибирской, Ташкентской и Юго-Западной железных дорог приняли программу, в которой провозгласили основной целью профсоюза защиту материальных, правовых, культурных и служебных интересов рабочих и служащих всех железных дорог. В июле 1905 г. в Москве состоялся нелегальный Всероссийский съезд профсоюза железнодорожников с участием представителей 20 железных дорог, на котором был принят Устав Всероссийского железнодорожного союза. В 1906 г. изданы «Временные правила о профессиональных обществах», которые лишили железнодорожников права объединяться в профсоюзы, и Союз ушел в подполье.
Первая легальная Всероссийская конференция железнодорожных служащих и рабочих состоялась в апр. 1917 г. в Петрограде. Конференция избрала эсеро-меныдевистский Временный исполком для созыва Всероссийского учредительного съезда железнодорожников, который собрался в июле 1917 г. в Москве. Съезд избрал Всероссийский исполнительный комитет профсоюза железнодорожников (Викжель), который играл важную роль в политической борьбе за власть при подготовке Октябрьской революции и сразу после ее победы. Лидеры Викжеля отказались признать правомочность съезда Советов и Совнаркома. На митингах и собраниях рабочие приняли решение о немедленном созыве II Всероссийского съезда железнодорожников с целью переизбрания Викжеля. В дек. 1917 г. открылся Всероссийский съезд союза мастеровых и рабочих, к которому присоединились члены левого крыла Викжеля. Съезд признал все декреты Советской власти и избрал центральный орган — Викжедор. В февр. 1919 г. в Москве состоялся I Всероссийский съезд профсоюзов железнодорожников, положивший начало объединению всех профессиональных союзов на железнодорожном транспорте.
В сент. 1920 г. произошло объединение профсоюзов железнодорожников и водников и создан Центральный комитет транспортных рабочих (Цектран), который возглавил Я. Э. Рудзутак. Осенью 1922 г. объединенный Союз распался; выделившийся в самостоятельную организацию Профсоюз железнодорожников провозгласил борьбу за повышение производительности труда на железнодорожном транспорте, всемерное развертывание социалистического соревнования и ударничества, досрочное выполнение пятилеток, осуществление программы реконструкции отрасли.
Пленум Всероссийского центрального совета профсоюзов (ВЦСПС), состоявшийся в сент. 1934 г., разделил профсоюз железнодорожников на профсоюзы центральных железных дорог, железных дорог Юга, Востока и Дальнего Востока, Средней Азии, рабочих заводов транспорта, а также профсоюз рабочих железнодорожного строительства и метрополитена. В 1948 г. эти профсоюзы объединились. В эти годы председателями ЦК профсоюза избирались М. П. Тарасов, А. И. Шевченко.
Состоявшиеся в 1951 г. и 1954 г. XII и XIII съезды профсоюза подвели итоги работы профсоюзных организаций в послевоенный период, приняли решения о развертывании социалистического соревнования среди железнодорожников, развитии комплексного соревнования работников ведущих профессий, о расширении движения локомотивных бригад за вождение тяжеловесных составов, соревновании диспетчеров по наиболее эффективному освоению пропускной способности линий и др. В тот же период на железнодорожном транспорте зародилось новое движение – за коммунистический труд, инициатором которого явился коллектив локомотивного депо Москва-Сортировочная. Поддержанное хозяйственными и профсоюзными организациями отрасли это движение быстро распространилось не только на железнодорожном транспорте, но и в других отраслях.
В начале 60-х гг. рождается новая форма соревнования — по профессиям, которая способствовала росту производительности труда. ЦК профсоюза, дорпрофсожи активно участвуют в организации школ по обмену опытом работы лучших по профессии, выпускают плакаты и бюллетени с описанием достигнутых результатов в труде.
В годы 8-й пятилетки и в последующий период ЦК профсоюза, дорожные комитеты профсоюза активно содействовали внедрению научной организации труда, распространению опыта передовых коллективов: локомотивного депо Гребенка Южной железной дороги по широкому применению прогрессивных технологий ремонта и использования локомотивов, вагонного депо Московка Западно-Сибирской железной дороги по индустриально-поточному методу ремонта вагонов, станции Люблино- Сортировочная Московской железной дороги по наиболее эффективному использованию транспортных средств и повышению производительности труда, Белорусской железной дороги по повышению производительности труда за счет внедрения научно-технических достижений, совершенствования организации производства и труда, а также многих других коллективов, передовиков и новаторов производства
В 1982 г состоялся XXIII съезд профсо юза рабочих железнодорожного транспорта, на котором союз был переименован в Профессиональный союз рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства Председателями ЦК профсоюза избирались Е Т Чередниченко A951-1970 гг ), Н И Ковалев A970-1985 гг ), И А Шинкевич A985-1997 гг ) Прошедший в сент 1990 г XXV съезд профсоюза принял новый Устав, программные документы, определяющие основные принципы деятельности проф союза, дал союзу название Независимый профсоюз железнодорожников и транспортных строителей В 1991 г в едином проф союзе состояло ок 5 млн чел , работающих и обучающихся в системе МПС и транспортного строительства В кон 1991 г четвертый Пленум ЦК профсоюза признал целесообраз ным создание самостоятельных профсоюзных структур и их выборных органов в государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР 3 марта 1992 г Конференция Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России утвердила Устав, образовала руководящие органы, приняла Обращение к Правительству РФ по вопросу своевременности выплаты заработной платы, к Верховному Совету РФ по вопросам охраны семьи, материнства и детства и др 25-26 февр 1997 г состоялся очередной XXVI съезд профсоюза, который принял основополагающие документы – Устав профсоюза, резолюции О государственной поддержке железнодорожного транспорта в условиях экономических реформ, Об обеспечении занятости работников железнодорожного транспорта, О полном и своевременном финансировании из федерального бюджета учреждений здравоохранения, образования и культуры железнодорожного транспорта, О выделении государственных капитальных вложений на строительство жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда зоны БАМа и др , изменил название Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей – Роспрофжел, утвердил символику профсоюза Председателем профсоюза избран А Б Васильев 20-22 марта 2001 г прошел очередной XXVII съезд Роспрофжела, на котором избран новый состав Центрального комитета профсоюза, внесены дополнения и изменения в Устав профсоюза, определены задачи профсоюза на предстоящий период в связи с реформированием железнодорожного транспорта В адрес руководителей страны направлены резолюции О структурной реформе железнодорожного транспорта, О проекте Трудового кодекса Рос сийской Федерации, О неотложных мерах по повышению оплаты труда и жизненного уровня работников бюджетной сферы, О крити ческой ситуации со строительством метрополитенов в Российской Федерации Председателем профсоюза избран А Б Васильев