Admin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Локомотивостроение включает в себя вопросы, охватывающие разработку, проектирование и пр...») |
(нет различий)
|
Текущая версия на 06:39, 3 июня 2011
Локомотивостроение включает в себя вопросы, охватывающие разработку, проектирование и производство различных типов локомотивов, совершенствования их конструкций, создания технологии и организации их производства. Термин используется и в частных, более узких, смыслах: непосредственное производство локомотивов, отрасль промышленности транспортного машиностроения; соответствующая этому производству отрасль научно-технических знаний и профессионального образования (например, специализация, профиль подготовки специалистов с высшим и средним техническим образованием); специфика типов, конструкций и особенностей локомотивов, присущая стране или периоду времени (например, локомотивостроение России, Франции, локомотивостроение нач. 20 в.). Во всех упомянутых смыслах в локомотивостроении выделяют частные понятия производства по типам локомотивов (паровоз, тепловоз, электровоз, газотурбовоз): паровозостроение, тепловозостроение, электровозостроение, газотурбовозостроение. Каждое из этих частных понятий, относясь к одному общему, имеет свою специфику и свои исторические рамки (например, газотурбовозостроение, в силу ограниченности выпуска локомотивов этого типа по количеству и во времени, не сформировалось в самостоятельную отрасль промышленности).
В нач. 19 в. разными изобретателями был построен ряд различных по устройству первых паровозов, они создавались как единичные, опытные образцы на различных предприятиях. Выдающийся англ. изобретатель Дж. Стефенсон построил, начиная с 1814 г., в механических мастерских горных предприятий несколько различных паровозов. В 1823 г. он основал в г. Ньюкасл-эпон-Тайн (Великобритания) специализированный завод для производства паровозов, положив этим начало промышленному производству локомотивов.
Массовое строительство ж. д. в сер. 19 в., рост производства локомотивов, являясь стимулом для развития других отраслей промышленности, в первую очередь, металлургии, с одной стороны, с другой – сами оказывались возможными лишь при соответствующем их развитии. Ж. д. требовали много металла для рельсов, паровозов, мостов. Развитие черной металлургии, увеличение выплавки чугуна и стали создали основу для формирования локомотивостроения как отрасли промышленного производства.
В нач. 20 в. во всех промышленно развитых странах была создана мощная производственная база паровозостроения, паровозы строились на крупных промышленных предприятиях. В 30-е гг. в СССР было освоено серийное производство мощных грузовых и пассажирских паровозов (серии ФД, СО, ИС), которые способствовали обеспечению интенсивной работы ж.-д. транспорта в годы первых пятилеток и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В послевоенное время строились паровозы серий Л, Л В, П36, соответствовавшие требованиям восстановления и развития народного хозяйства и ж.-д. транспорта. Однако низкая энергетическая эффективность паровозов (кпд в эксплуатации составляла не более 6-8%) не соответствовала уровню развития науки, техники сер. 20 в. и не удовлетворяла потребностям экономики. В 1-й пол. 20 в. во многих странах разрабатывались более эффективные конструкции новых типов магистральных локомотивов -тепловозы, газотурбовозы, электровозы, осваивалось их промышленное производство. В сер. 20 в. на ж. д. промышленно развитых стран проходила замена паровозов на более прогрессивные виды тяги, что приводило к соответствующей перестройке промышленности.
В СССР коренная реконструкция тяги на ж.-д. транспорте – замена паровозов в поездной работе тепловозами и электровозами – была осуществлена в 1956-1975 гг. В начале этого периода прошла существенная реорганизация отечественной промышленности ло-комотивостроения, предприятия которой перешли на выпуск тепловозов и электровозов, изменились структура, технология и организация производства, расширились масштабы выпуска локомотивов на основных локомоти-востроительных заводах: Луганском, Коломенском, Харьковском, Новочеркасском. На выпуск новых локомотивов были переведены и другие предприятия, что привело к значительному расширению производственной базы локомотивостроения страны.
В США производство тепловозов стало массовым в конце 40-х гг., непосредственно после окончания 2-й мировой войны и в процессе необходимого перехода предприятий крупнейших машиностроительных корпораций («Дженерал моторе», «Дженерал электрик», АЛКо и др.) от выпуска военной продукции к мирной. В странах Европы и Азии, в которых производственная база локомотивостроения существенно пострадала в ходе 2-й мировой войны, переход ж. д. на тепловозную и электрическую тягу и развитие локомотивостроения осуществлялось позднее. Однако производство и ремонт паровозов, паровозная тяга на ж. д. частично сохраняются в ряде стран, в том числе в Китае, Индии, некоторых странах Африки и Южной Америки, в особенности, имеющих запасы каменного угля.