Материал из ЖД cправочник
Admin (обсуждение | вклад) м |
(нет различий)
|
Текущая версия на 07:01, 29 июня 2011
Водоборьба – система организационно-технических мероприятий по подготовке сооружений путевого хозяйства (земляное полотно, мосты, трубы, лотки, водоотводы) и объектов водоснабжения (плотины, водосливы, водозаборные сооружения, насосные станции и др.) к проходу и пропуску весенних и ливневых вод, а также по проведению ежегодных укрепительных, ремонтных и строительных работ по планам текущего содержания, капитального ремонта и переустройства сооружений. Водоборьба включает мероприятия, выполняемые как заблаговременно (до наступления сроков ледохода), так и перед началом, во время и после ледохода и прохода весенних и ливневых вод.На подготовительный период ежегодно по результатам осеннего осмотра сооружений руководство дистанции пути уточняет наличие опасных в отношении размывов мест и по каждому объекту определяет работы, подлежащие выполнению на каждом этапе водо-борьбы с указанием необходимых материалов, технических средств и рабочей силы. При этом должны быть учтены классификация сооружений по водопропускной способности, гидрогеологический прогноз, интенсивность снеготаяния, формирования и прохождения паводка. Оперативный план водоборьбы согласовывается со службами управления дороги и утверждается начальниками дорог: для Сибири – до 10 февраля, для остальных районов – до 10 января. В соответствии с планом определяются сроки исполнения и порядок привлечения в период водоборьбы дополнительной рабочей силы от предприятий дороги, назначаются ответственные по каждому опасному объекту, предусматривается оснащение связью и освещение опасных объектов, а при необходимости – постоянное дежурство на них. Отделение дороги контролирует ход подготовительных работ, формирование противоразмывных поездов и др. Дистанции пути и отделы водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений непосредственно обеспечивают организацию и выполнение работ по плану водоборьбы, в т. ч. техническую учебу и инструктаж подчиненных работников, связанных с пропуском льда, весенних и ливневых вод, по подготовке каждого объекта и по порядку действий в период паводка.
На дистанции пути, где должны проводиться взрывные работы по дроблению льда, предусматривается подготовка складов для хранения взрывчатых материалов, оформление разрешения на право производства работ, подготовка и переподготовка взрывников и заведующих складами взрывчатых веществ.
Перечень подготовительных работ для дистанции пути перед началом ледохода и паводка определен инструкцией МПС РФ В соответствии с ней дистанции пути при первых признаках таяния снега должны выполнить: уборку и вывоз снега с ж.-д. узлов и станций, вскрытие и очистку водоотводных устройств, очистку от снега балластной призмы в местах, подверженных разжижению; вскрытие и очистку от снега кюветов, нагорных и водоотводных канав, лотков, труб; очистку от снега откосов насыпей, выемок, подверженных оползням, сплывам и другим деформациям; устройство прорезей в снежных валах, за которыми может скопиться вода. Работы, связанные с защитой искусственных сооружений, выполняемые за 10-15 дней до ожидаемого ледохода, включают: расчистку от снега входов и выходов у малых мостов и труб; расчистку русла около наледей; уборку из отверстий труб щитов, закрывающих их на зиму; сколку льда у опор больших мостов, деревянных опор и переходов; заборку материалов для устройства волнобоев.
В процессе паводка и ледохода выполняются все запланированные мероприятия, при необходимости дополняемые оперативными (в соответствии с оперативной обстановкой) по недопущению заторов льда, размывов и деформаций земляного полотна и сооружений, то есть по обеспечению безопасности движения поездов в целом. Необходимые меры принимаются на основе постоянных наблюдений за изменением горизонта воды, характерными особенностями ее прохода (скорость, водовороты и застой воды); за изменениями конусов мостов посредством промеров глубины русла по оси моста и на расстоянии 25 м выше и ниже по течению, регуляционных сооружений; за работой водоотводов, оврагообразованием, сохранением неустойчивых откосов и т. п. В случае опасности подмыва опоры или конуса моста промоины немедленно забрасывают крупным камнем (рис. 3.113), кулями или мешками с глиной или мелким камнем, габионами. При переполненных талыми водами кюветах балластную призму защищают от размыва укладкой по обочине земляного полотна мешков с песком (рис. 3.114) и принимают меры по пропуску воды с подтопленной стороны по временным деревянным лоткам или трубам, укладываемым между шпалами.
Отвод воды от станционных путей и стрелочных переводов осуществляется по лоткам, канавам, дренажным и коллекторным устройствам. После пропуска весенних и ливневых вод по результатам комиссионного осмотра пути и его сооружений дистанциями пути и отделами водоснабжения и санитарно-технических устройств отделение дороги разрабатывает и осуществляет первоочередные организационно-технические мероприятия по ликвидации повреждений, создающих угрозу безопасности движения, и последующие мероприятия – для выполнения летнего сезона по откорректированным планам текущего содержания, ремонтов и переустройства сооружений ж.-д. пути.