Kst (обсуждение | вклад) м |
(нет различий)
|
Текущая версия на 13:43, 11 августа 2011
Конкуренция на транспорте, то есть соперничество между транспортными предприятиями, направленное на применение лучших методов хозяйствования (наиболее выгодных условий осуществления перевозок и получения максимальной выгоды), заставляет транспортные предприятия переходить на эффективные технологии производства и тем самым способствует научно-техническому прогрессу.
Конкуренция между различными видами транспорта является внутриотраслевой, несмотря на то, что каждый вид транспорта формально существует как самостоятельная отрасль, имеющая свое ведомство. Однако административное деление не меняет существа внутриотраслевой конкуренции, поскольку весь транспорт занят одним видом деятельности — перемещением. Внутриотраслевая конкуренция на транспорте выражается в соперничестве между транспортными предприятиями, направленном на привлечение клиентуры, получение высокой прибыли, использование новых более эффективных технологий, осуществление перевозок на высоком качественном уровне. В соответствии с результатами конкуренции, размерами получаемой прибыли на вложенный капитал перераспределяются ресурсы между различными видами транспорта, а это значит, что между ними есть элементы и межотраслевой конкуренции.
В условиях государственного регулирования экономики конкуренция — это борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся транспортными предприятиями на освоенных ими сегментах рынка, за поддержание воспроизводственных тенденций, устойчивую деятельность предприятий под воздействием широкой гаммы факторов, зависящих как от эффективного менеджмента, так и от состояния внешней среды.
Различают конкуренцию ценовую и неценовую, открытую и скрытую. Действие конкуренции предопределяет снижение цен на перевозки, которое в свою очередь может выступать как метод конкурентной борьбы для освоения новых сегментов рынка, а также установления барьеров для вхождения новых контрагентов в рынок (как правило, такое снижение цен кратковременное, и затем цены повышаются еще больше). Скрытая конкуренция на ж.-д. транспорте недопустима по антимонопольному законодательству. С целью привлечения дополнительных объемов перевозок применяются скидки (см. Стимулирование спроса на транспортные услуги).
Содержание
Конкурентоспособность транспортного предприятия
Конкурентоспособность транспортного предприятия — способность предприятия производить и реализовывать товары (транспортные услуги) определенного качества и объема, что позволяет выиграть соперничество с конкурентами на рынке, направленное на получение максимальной прибыли, прирост капитала (активов).
В условиях государственного регулирования экономики конкурентоспособность транспортного предприятия представляет собой способность удовлетворять растущий спрос на перевозки, что позволяет занять ведущее место на транспортном рынке, сохранить воспроизводственные тенденции и получить максимально полезный эффект — как внутритранспортный, так и внетранспортный (см. Оценка конкурентоспособности).
Возможности повышения конкурентоспособности транспортных предприятий, организаций и фирм непосредственно связаны с их функциями, наиболее значимыми из которых являются следующие.
Концентрация и рациональное использование ресурсов. Транспортное предприятие (организация) в своей деятельности осуществляет соединение и использование материальных, денежных и трудовых ресурсов. Ему необходимо получить их в свое распоряжение, добившись при этом, чтобы по своим качественным и стоимостным характеристикам они были пригодны для организации конкурентоспособных перевозок.
Концентрация и рациональное использование ресурсов. Транспортное предприятие (организация) в своей деятельности осуществляет соединение и использование материальных, денежных и трудовых ресурсов. Ему необходимо получить их в свое распоряжение, добившись при этом, чтобы по своим качественным и стоимостным характеристикам они были пригодны для организации конкурентоспособных перевозок.
Важнейшим средством улучшения позиций ж. д. является сотрудничество как с другими видами транспорта, так и с промышленными предприятиями — кооперация и концентрация. В рамках кооперации предприятия сотрудничают на основе договора, оставаясь экономически независимыми. При концентрации предприятия объединяются для совместного выполнения общих производственных задач, теряя свою экономическую независимость. В результате возникает новое предприятие либо несколько предприятий растворяются в ведущем.
Организация маркетинговых и рекламных приемов. Транспортное предприятие должно довести до сведения клиентов преимущества перевозок именно данным видом транспорта. К основным факторам, воздействующим на отношение потребителей к транспортной продукции, относят: коммерческие условия (возможности дороги строить отношения с грузовладельцами на договорной основе с учетом гибкого тарифного регулирования); организацию технического обслуживания перевозок (ж. д. должна гарантировать доставку грузов в сохранности и точно в срок, безопасность движения, комфорт); представление о ж. д. со стороны грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров, ее авторитет, информированность потенциальных клиентов о сумме скидок-надбавок, видах оказываемых услуг, сервисе. Необходимо также стимулировать реализацию транспортной продукции, для чего используется широкий спектр маркетинговых приемов.
Получение прибыли и экономические риски. Прибыль является целью всей производственно-финансовой деятельности транспортной организации. При этом особенно важно, что прибыль наряду с амортизационным фондом служит источником финансирования инвестиций, без которых развитие ни ж. д., ни отрасли в целом невозможно. Неотъемлемый элемент рыночного механизма, где ничто не может быть запланировано с абсолютной точностью — экономические риски. Для самой же железной дороги выбор объема и характера принимаемых на себя рисков — важный элемент общей стратегии, отличающий ее поведение на рынке услуг от поведения других видов транспорта.
Накопление опыта. Способность к самообучению, повышению степени совершенствования технологии производства, внедрение современных средств автоматизации определяют эффективность выполнения всех функций, а значит, и успех транспортной фирмы. Стимулирование инноваций может быть отражено через систему условий, важнейшими из которых являются: возможности выделения средств на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, патентной, нормативно-аналитической работы; создание благоприятных условий для диффузии инноваций, то есть самопроизвольного проникновения и беспрепятственного освоения технических, технологических и организационных новшеств на ж. д.
Виды конкуренции
Различают следующие виды конкуренции: совершенная (чистая), олигопольная, монополистическая и чистая монополия.
Совершенная (чистая) конкуренция предполагает наличие большого числа предприятий и фирм, продающих одинаковые товары или услуги. Наиболее распространена на автомобильном транспорте, а в отдельных центральных регионах России — между различными видами транспорта. Завоевание большей доли транспортного рынка возможно также с помощью реализации маркетинговых мероприятий по введению специальных скидок, существенному снижению тарифов, повышению эффективности производства и качества транспортного обслуживания клиентуры. Большую роль играют реклама и создание положительного образа фирмы.
Олигопольная конкуренция складывается при наличии на транспортном рынке нескольких крупных конкурирующих транспортных компаний (видов транспорта). Этот вид конкуренции является наиболее типичным для транспортного рынка России. Завоевание такого рынка очень сложно и возможно только при организации принципиально нового, дешевого и надежного вида транспорта. При этом необходима реализация сильной поддерживающей маркетинговой стратегии.
Монополистическая конкуренция наиболее распространена на мировых рынках, в том числе транспортных. Она предполагает наличие большого числа крупных корпораций, компаний и фирм (например, в автомобильной, авиационной промышленности). Такие компании активно конкурируют друг с другом, имея различную структуру маркетинга. Конкуренция осуществляется путем повышения экономичности транспортных средств, их надежности, производительности, экологичности и т. д.
Чистая монополия — ситуация, когда на рынке действует один продавец товара или услуги, конкуренцию в этом случае называют несовершенной. Однако в ряде случаев существует естественная монополия, к которой относятся, например железнодорожный и трубопроводный транспорт. На основе действующего в стране законодательства и активного государственного регулирования естественные монополии могут быть выгодны государству из-за относительно низкой себестоимости перевозок, возможности регулирования транспортных тарифов и действия эффекта масштаба производства.
Конкурентоспособность транспортной продукции
Конкурентноспособность транспортной продукции — способность выдержать конкуренцию товаров — заменителей работ и услуг — с точки зрения завоевания той доли рынка, которая обеспечивает благоприятную реализацию транспортной продукции и необходимый рост доходов транспортного предприятия. Поэтому важно соотнести фактические характеристики качества конкретной перевозки с теми же характеристиками аналогичных перевозок, выполняемых конкурентами. Базой для сравнения может быть мировой стандарт, лучший отечественный или другой сертифицированный образец.
Различают конкурентоспособность организации (транспортного предприятия) и конкурентоспособность товара (работы, услуги).
Конкурентоспособность организации — ее способность производить и реализовывать товары определенного качества и объема, что позволяет выиграть соперничество с конкурентами на рынке за получение максимальной прибыли или прирост капитала (активов) (см. Конкурентоспособность транспортного предприятия).
Конкурентоспособность товара (услуги) — степень привлекательности наиболее существенных для клиента свойств товара (услуги) в определенный период времени на конкурентном рынке, позволяющих реализовать товар (услугу) и удовлетворить платежеспособный спрос потребителей.
Конкурентоспособность товара (комплекса транспортных услуг) может быть ценовой и неценовой. Так как сама ценовая конкуренция определяется размером затрат на производство и обращение товара, конкурентоспособность зависит от тарифной и инвестиционной политики, а также от способности производителя своевременно и в нужном объеме востребовать инновации в области техники, технологии и менеджмента.
На неценовую конкурентоспособность транспортной продукции непосредственно влияют три группы параметров: спроса, предложения и взаимодействия.
Параметры спроса отображают индивидуальные запросы клиентуры, зависят от размещения и объемов производства предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства в районе тяготения ж. д. Эти параметры формируют платежеспособный спрос на перевозки грузов. Аналогично, но с учетом социальных факторов, определяется и спрос на перевозки пассажиров.
Параметры предложения имеют более сложную структуру и определяются показателями: транспортной обеспеченности региона, качества работы, качества транспортной услуги.
Параметры взаимодействия складываются под воздействием параметров двух первых групп и могут носить как черты рыночных регуляторов (например, равновесные цены на перевозки и потребляемые ресурсы, включая уровень оплаты труда), так и относиться к методам и нормам государственного регулирования экономики (хозяйственное право, фискальная политика — на макроуровне; тарифная политика, система налогообложения, юридическая защита прав потребителя — на микроуровне).
Конкурентоспособность транспортной услуги может быть оценена количественно в определенном приближении (см. Оценка конкурентоспособности). Например, это может быть отношение выполненного объема перевозок с учетом интегральной оценки качества транспортного обслуживания к затратам потребителя (клиента). Цена потребления включает в себя не только транспортный тариф, но и цену дополнительных профильных или посреднических услуг, оплачиваемых клиентом. Очевидно, что и при регулируемом тарифе эта вторая составляющая способна резко снизить конкурентоспособность ж.-д. перевозки и одновременно ухудшить финансовое состояние отрасли как из-за отказа от услуг части потенциальных клиентов, так и из-за недополучения отраслью доходов за выполненные перевозки в полном объеме.
Оценка конкурентоспособности
Оценка конкурентоспособности осуществляется с целью наиболее полного удовлетворения потребностей клиентуры в перевозках при достижении требуемого уровня качества транспортного обслуживания.
В экономической литературе существует несколько подходов к оценке конкурентоспособности. Отдельную группу составляют методы, базирующиеся на совокупном анализе положения предприятия, в том числе транспортного, и приемах структурного и функционального анализа.
Структурный анализ позволяет выявить уровень монополизации отрасли и ее отдельных предприятий, оценить экономичность крупномасштабного производства. Здесь ведущая роль принадлежит факторам, определяющим конкурентоспособность (тенденции развития экономики страны в целом и транспортного рынка, в частности, возможные колебания его конъюнктуры и т. д.).
Структурный анализ
Оценка конкурентоспособности осуществляется с целью наиболее полного удовлетворения потребностей клиентуры в перевозках при достижении требуемого уровня качества транспортного обслуживания.
В экономической литературе существует несколько подходов к оценке конкурентоспособности. Отдельную группу составляют методы, базирующиеся на совокупном анализе положения предприятия, в том числе транспортного, и приемах структурного и функционального анализа.
Структурный анализ позволяет выявить уровень монополизации отрасли и ее отдельных предприятий, оценить экономичность крупномасштабного производства. Здесь ведущая роль принадлежит факторам, определяющим конкурентоспособность (тенденции развития экономики страны в целом и транспортного рынка, в частности, возможные колебания его конъюнктуры и т. д.).
Функциональный подход
Функциональный подход основан на сопоставлении экономических показателей: издержек и цен, загрузки производственных мощностей, объемов производства, рентабельности.
Для оценки конкурентоспособности ж.-д. перевозок немалый интерес представляют подходы, основанные на теории качества транспортного обслуживания.
На первом этапе исследуется состояние рынка и устанавливается степень удовлетворения потребностей клиентуры по сравнению с идеальным продуктом (вариантом транспортного обслуживания), соответствующим лучшим мировым стандартам, либо аналогу — услуге конкурента. На втором этапе определяется конкурентоспособный образ продукта, который пользовался бы спросом и обеспечивал максимальную рентабельность производителю. На заключительном этапе анализируется логистическая цепь с выявлением полного времени цикла (по сравнению с конкурентами) и изучением возможностей его снижения.
Оцениваемый полезный результат может быть измерен как в условно-натуральном, так и в стоимостном выражении, например, в виде полученной выручки, прибыли и т. п.
Современные условия развития рынка товаров и услуг предполагают наличие методики определения конкурентоспособности по каждому анализируемому объекту (товару или услуге). Можно также оценить конкурентоспособность отдельного проекта, технологии, технического средства или транспортной организации, а также отрасли в целом. В практике коммерческой и рекламной деятельности с целью упорядочения и ранжирования информационных характеристик и параметров объектов широко применяется способ рейтинговых оценок. Данный способ может быть использован в анализе конкурентоспособности и продукции, и предприятий на рынке транспортных услуг, для чего следует определять интегральный показатель транспортного развития региона. С его помощью возможно реально оценить уровень потенциальной конкуренции видов транспорта и отдельных перевозчиков.