Материал из ЖД cправочник
Перейти к: навигация, поиск
 
(нет различий)

Текущая версия на 13:56, 16 августа 2011

Пожарная защита

Пожарная защита — комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей факторов пожара и ограничение ущерба от огня. Пожарная защита включает также мероприятия по устранению причин пожаров, ограничению распространения огня, эвакуации людей и имущества из горящего помещения, развертыванию действий пожарных команд при тушении пожара. Пожарная безопасность обеспечивается мероприятиями, направленными на предотвращение пожаров, а также на их обнаружение и тушение. Мероприятия пожарной защиты основываются на изучении процессов горения веществ и исследовании причин возникновения пожаров. Пожарная защита складывается из контроля за соблюдением мер по предупреждению пожаров, противопожарной профилактики и технических средств обнаружения, сигнализации и тушения пожаров.
По степени пожарной опасности все виды производств подразделяются на шесть категорий. К категориям А и Б относятся взрывопожароопасные производственные процессы; к категориям В, Г, Д — пожароопасные; к категории Е — взрывоопасные. Такая классификация позволяет наметить общие требования пожарной защиты для каждой категории производства. При анализе взрывопожароопасности производства учитываются характеристики процесса, данные о свойствах веществ, материалы расследований аварий, взрывов, пожаров. Требования пожарной защиты учитывают при проектировании объектов ж.-д. транспорта, сооружений и подвижного состава. На этой стадии должны быть установлены категории пожарной опасности и пределы огнестойкости производственных зданий, их зонирование на территории, противопожарные зоны, устройство эвакуационных путей, требования к системам отопления, вентиляции, освещения и канализации, электрическим установкам.


Огнестойкость конструкций

Огнестойкость конструкций — свойство конструкций сохранять огнепреграждающую и несущую способность во время пожаров. К таким конструкциям относятся производственные здания, искусственные сооружения, подвижной состав (особенно вагоны) и др. Потеря конструкциями несущей способности выражается в прогреве конструкций. Потеря ограждающей способности выражается в прогреве конструкций до температуры, при которой возможно самовоспламенение веществ или образование трещин. Выбор строительных конструкций зависит от пожарной опасности производства, горючести материалов и пределов огнестойкости их элементов. Предел огнестойкости — время, по истечении которого конструкция теряет несущую или огнепреграждающую способность.
По горючести материалы и конструкции подразделяют на 3 группы: негорючие, трудногорючие и горючие. Негорючие материалы под воздействием огня не воспламеняются, трудногорючие воспламеняются с трудом и продолжают гореть только при наличии источника огня, горючие продолжают гореть после удаления источника огня. При воздействии огня конструкции деформируются и могут потерять несущую способность. Огнестойкость зданий и сооружений достигается применением материалов с пониженной горючестью либо введением антипиренов.
Основные причины пожаров на ж.-д. транспорте: неосторожное обращение с огнем, несоблюдение правил эксплуатации оборудования, самовозгорание материалов, искры от работы механизмов локомотивов, печей вагонов-теплушек, котлов отопления пассажирских вагонов, а также технические неисправности. Наибольшее число пожаров возникает на подвижном составе (примерно 80 %). В грузовом подвижном составе важное значение имеет контроль за подготовкой вагонов к перевозкам грузов, особенно пожароопасных. В пассажирском подвижном составе проверяют исправность отопительных и осветительных приборов, состояние электропроводки, междувагонных электросоединений, осевого шкива, подвески генератора, предохранительных устройств. На локомотивах, дизель-поездах и электропоездах следят за исправностью электрооборудования. Особенно опасны аккумуляторные помещения тепловозов, электровозов и электропоездов. Перед рейсом локомотивная и поездная бригады проверяют наличие и исправность противопожарного оборудования и др. средств защиты, установленных противопожарными нормами. Крупные пожары на базах, складах составляют лишь неск. процентов от общего числа пожаров на ж.-д. транспорте, однако они приносят значительный материальный ущерб. Пожарная опасность горючих веществ характеризуется температурой вспышки и воспламенения.
К основным явлениям, характерным для пожара, относятся: химическое взаимодействие горючего вещества с кислородом воздуха, выделение большого количества теплоты и интенсивный газовый обмен продуктов сгорания. Пожар, потушенный в начальной стадии развития, называется загоранием.
Прекращение горения при пожарах достигается воздействием на горящие материалы огнетушащими средствами, разбавлением горящих веществ или воздуха в зоне горения негорючими газами. В качестве средств тушения пожаров используют воду, химическую или воздушно-механическую пену, инертные газы, песок, плотные и пожаростойкие ткани и др. Подача огнетушащих средств в очаг пожара производится средствами пожарной техники, размещаемой на пожарных поездах и пожарных автомобилях, которые предназначены для доставки к месту пожара огнетушащих средств и боевого расчета. К пожарной технике относятся также стационарные установки пожаротушения, огнетушители, пожарные гидранты, а также пожарная сигнализация. Сигнальная аппаратура состоит из извещателей, подающих сигнал о пожаре, приемной станции и сети, соединяющей приемную станцию с извещателями, которые в зависимости от принципа срабатывания подразделяют на тепловые, дымовые, световые, комбинированные и ультразвуковые. Для извещения о пожаре на ж.-д. транспорте может быть использована любая связь — селекторная или станционная, сигналы локомотивов. К первичным средствам пожаротушения относятся огнетушители, которые подразделяют на пенные, газовые, жидкостные и порошковые. Электровозы, тепловозы, дизель-поезда, пассажирские вагоны оборудуют пожарной сигнализацией и установками газового или воздушно-пенного пожаротушения.


Пожарная охрана

Пожарная охрана – система мероприятий, направленных на охрану от огня; организация, осуществляющая борьбу с пожарами. Работу по пожарной охране в пределах ж. д. проводят отряды военизированной охраны и команды на крупных станциях и заводах, пожарные поезда. Основная задача пожарной охраны – эвакуация людей, тушение пожаров. Система стандартов, норм и правил регламентирует требования пожарной профилактики. Пожарный поезд- предназначен для тушения пожаров на подвижном составе и на объектах вблизи ж. д., а также для помощи при авариях, крушениях и стихийных бедствиях. Дислоцируются пожарные поезда на крупных станциях и содержатся в постоянной готовности. Передвижение поездов осуществляется тепловозами. Пожарные поезда подразделяются на универсальные, первой и второй категорий. В универсальный пожарный поезд входят: вагон для личного состава и оборудования; вагон для насосных установок, электростанции, инвентаря и средств пожаротушения; две цистерны для воды; крытый грузовой вагон-гараж для пожарного автомобиля и запаса пенообразователя. Пожарный поезд первой категории формируется из вагона для личного состава, платформ с насосными установками, инвентарем и средствами пожаротушения, передвижной электростанции, двух цистерн с водой и вагона-гаража. Поезд второй категории имеет вагон для личного состава и оборудования, две цистерны с водой. Пожарные поезда могут быть вызваны машинистом ведущего локомотива остановившегося в пути поезда, работниками служб пути, дежурными по станции, начальниками хозяйственных подразделений и военизированной охраны.