Материал из ЖД cправочник
Перейти к: навигация, поиск
 
(нет различий)

Текущая версия на 11:25, 19 августа 2011

Ж.-д. транспорт является специфической отраслью хозяйства, включающей производственные объекты, как непосредственно выполняющие перевозочный процесс, так и обеспечивающие ритмичную работу ж. д. Каждый ж.-д. объект может оказывать негативные воздействия на состояние природной среды. Знание этих воздействий позволяет устанавливать причины изменений в природной среде и живых организмах, а также вырабатывать стратегию природоохранной деятельности на ж.-д. транспорте. Степень воздействия ж.-д. транспорта на окружающую среду оценивают по уровню расходования природных ресурсов и уровню загрязняющих веществ, поступающих в природную среду регионов, где расположены предприятия ж.-д. транспорта. Все источники загрязнений окружающей среды по характеру функционирования делятся на стационарные и передвижные. Стационарными источниками являются локомотивные и вагонные депо, заводы по ремонту подвижного состава, пункты подготовки подвижного состава, котельные, пропарочно-пропиточные заводы. К передвижным источникам относятся магистральные и маневровые тепловозы, путевые и ремонтные машины, автотранспорт, промышленный транспорт, рефрижераторный состав, пассажирские вагоны и т. п. В свою очередь, стационарные источники по сложности и числу технологических процессов неравнозначны и могут создавать загрязнения не одного, а нескольких видов.
Загрязнения бывают:

  • механические — инертные пылеватые частицы в атмосфере, твердые примеси в воде, не вступающие в химические реакции;
  • химические — газообразные, жидкие и твердые химические соединения и вещества, взаимодействующие с природной средой и изменяющие ее химические свойства;
  • физические (энергетические) — тепло, шум, вибрация, ультразвук, световая энергия, электромагнитные и радиоактивные излучения, изменяющие физические характеристики окружающей среды;
  • биологические — разнообразные микроорганизмы, бактерии, вирусы, появившиеся в результате деятельности человека и наносящие ему вред;
  • эстетические — нарушение пейзажей, появление свалок, плохой дизайн, отрицательно влияющие на человека.


Инвентаризация источников загрязнений

Источники загрязнений как стационарные, так и передвижные, как оснащенные, так и не оснащенные средствами защиты (очистным оборудованием) подлежат инвентаризации. Инвентаризация источников загрязнения предусматривает сбор и систематизацию сведений о распределении их по территории, количестве и составе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещении отходов в различные составляющие природной среды. Основной целью инвентаризации является получение исходных данных для анализа экологических характеристик используемых технологий, оценки эффективности использования сырьевых ресурсов и утилизации отходов; оценки степени влияния выбросов загрязняющих веществ на окружающую среду; получения разрешения на выброс (сброс) загрязняющих веществ, размещение отходов как в целом по предприятию, так и по отдельным источникам загрязнения; оценки состояния очистного оборудования по улавливанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросу в водоемы, сбору, переработке и обезвреживанию отходов; планирования природоохранных работ на предприятиях железнодорожного транспорта.
Количество и состав выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу, воду и почву определяются инструментальным или расчетным методом.
Ведомости результатов инвентаризации подписываются руководителем предприятия, проводившего инвентаризационные работы и имеющего лицензию на право проведения таких работ или аттестацию Госстандарта России на выполнение данных работ инструментальным методом, и руководителем предприятия-заказчика. К заполненным ведомостям инвентаризации прилагаются результаты расчетов выбросов (сбросов) загрязнений или данные лабораторных анализов газовоздушной смеси на выходе из источника загрязнения; справки о расходах сырья, топлива, фактическом времени работы технологического оборудования — источника загрязнения атмосферы, воды и почв; технические паспорта на очистное оборудование. Полнота и достоверность результатов инвентаризации проверяется непосредственно на объекте представителем региональной инспекции по охране природной среды в присутствии представителей предприятия-заказчика и организации, проводившей инвентаризацию. Инвентаризация проводится один раз в пять лет, при реконструкции предприятия или изменении технологии производства.


Оценка воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду

Оценка воздействия объектов ж.-д. транспорта на окружающую среду является обязательным элементом планирования и проектирования строительства или развития объектов ж.-д. транспорта для определения харак-
тера и степени всех потенциальных видов влияния на природную среду намечаемой хозяйственной деятельности и связанных с ней экологических, социальных и экономических последствий. При оценке воздействия объектов ж.-д. транспорта на окружающую среду предусматривается проведение следующих работ:

  • сбор и анализ информации о намеченной деятельности объекта и характере его воздействия на окружающую среду, о состоянии окружающей среды в регионе на момент проектирования, определение источников, видов и объектов воздействия;
  • прогнозирование изменения состояния природной среды методами сравнительного анализа, экспертных и других видов исследований, определение вероятности аварийных ситуаций и их последствий;
  • оценка экологических, социальных и экономических последствий от реализации проекта;
  • рассмотрение альтернативных вариантов проекта, включая нулевой (не реализован проект), их сопоставление по экологическим и экономическим показателям и выбор рационального варианта;
  • разработка способов снижения отрицательных воздействий на окружающую среду и здоровье людей.

Воздействие ж.-д. транспорта на природу и людей оценивается не только по количественным показателям загрязнения (в единицу времени, за период эксплуатации), но и по интенсивности загрязнения и пространственным границам распространения загрязняющих веществ в атмосфере, водной среде и почве. Анализ результатов оценки воздействия объекта на окружающую среду и сопоставление их с допустимыми уровнями воздействий позволяют разработать научно обоснованные природоохранные мероприятия по устранению или ослаблению негативного влияния хозяйственной деятельности до нормируемых уровней.
Ответственность за проведение такой оценки несет заказчик. Результаты оценки согласуются с органами санитарно-эпидемиологического надзора и представляются на заключение в Государственную экологическую экспертизу. Наличие положительного заключения — обязательное условие для финансирования работ по реализации проекта.


Экологические нормативы качества окружающей среды

Под экологическим нормированием понимается научно обоснованное ограничение воздействия хозяйственной и иной деятельности на ресурсы биосферы, обеспечивающее как социально-экономические интересы общества, так и экологическую безопасность природных объектов. Предельно допустимые нормативы — своего рода компромисс между экологией и экономикой, компромисс вынужденный, позволяющий на взаимовыгодных началах развивать хозяйство и охранять природу и жизнь человека. В мировой практике соблюдение экологических нормативов является одним из основных факторов, определяющих конкурентоспособность технологий и продукции.
В Российской Федерации нормативными документами по охране природы являются: строительные нормы и правила (СНиП); государственные стандарты (ГОСТ) в области охраны природы; санитарно-гигиенические нормативы, регламентирующие содержание загрязняющих веществ в воздухе, воде, почве и продуктах питания; производственно-хозяйственные нормативы воздействия отдельных предприятий (источников) на природную среду.
Строительные нормы и правила, действующие в ж.-д. отрасли, содержат требования к охране природы. Экономическое обоснование любых проектов строительства объектов ж.-д. транспорта должно быть дополнено техническими решениями и мероприятиями по предотвращению или «смягчению» отрицательного воздействия проектируемого объекта на окружающую природную среду.
Государственные стандарты в области охраны природы — нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс правил, требований, обязательных для исполнения. В Российской Федерации действуют ок. 80 ГОСТ в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, многие из них широко применяются в ж.-д. транспорте.
Санитарно-гигиенические нормативы качества природной среды регламентируют предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ для воды, воздуха, почвы. Например, среднесуточная ПДК оксида углерода в воздухе населенных мест не должна превышать 3 мг/м3, а диоксида азота −0,04 мг/м3, ПДК свинца в водоемах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения не более 0,03 мг/м3, цинка −0,01 мг/м3, фенола — 0,001 мг/м3, ПДК свинца в почве — 32 мг/кг.
Производственно-хозяйственные нормативы качества природной среды регламентируют экологически безопасный режим работы любого объекта ж.-д. транспорта. К таким нормативам относятся предельно допустимый выброс загрязнителей в воздух (ПДВ), предельно допустимый сброс загрязнителей в водную среду (ПДС) со сточными водами. ПДВ -это масса загрязняющих веществ, выброшенных в воздушный бассейн в единицу времени, которая не поднимет уровень ПДК этих веществ в приземном пространстве выше допустимого.
Если в воздухе населенного пункта фоновая концентрация вредных веществ превышает их ПДК и значение ПДВ не может соблюдаться по объективным причинам, то предприятию ж.-д. транспорта временно устанавливается согласованный выброс вредных веществ (ВСВ) и разрабатываются способы уменьшения выбросов вредных веществ до предельно допустимых значений.
Большое значение для уменьшения антропогенного воздействия на природу имеют проектирование и обустройство санитарно-защитных зон для предприятий ж.-д. транспорта и водоохранных зон для водоемов (ВОЗ).
Санитарно-защитной зоной называется территория между ж.-д. предприятием и жилыми застройками, обеспечивающая защиту населения от влияния вредных факторов производства (химических веществ, пыли, шума, электромагнитных полей и др.). На границе санитарно-защитной зоны вредные воздействия не должны превышать предельно допустимых уровней. Размер санитарно-защит-ных зон для локомотивных и вагонных депо, шпалопропиточных, щебеночных заводов и других объектов ж.-д. транспорта, имеющих выбросы вредных веществ, рассчитывают на основе утвержденных значений ПДВ. Для пунктов реостатных испытаний и других объектов размер санитарно-защитной зоны рассчитывают в зависимости от мощности излучателя, предельно допустимого уровня излучения для человека, характеристик среды излучения. При проектировании и обустройстве санитарно-защитных зон (озеленение, защитные стенки и т. п.) учитывают фоновые загрязнения, природно-климатические условия, рельеф местности, розу ветров.
Водоохранной зоной называется территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности для предотвращения загрязнения водоемов и истощения их водных ресурсов, а также для сохранения среды обитания животного и растительного мира. В пределах водоохранной зоны устанавливают прибрежные защитные полосы, вводят дополнительные ограничения природопользования. Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливается исходя из физико-географических, почвенных и гидрологических условий в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 г.


Экологическая безопасность объектов железнодорожного транспорта

Под экологической безопасностью объектов ж.-д. транспорта понимают сохранение экологического равновесия в природе при строительстве и эксплуатации ж. д. и связанных с ними технологических комплексов. Для обеспечения экологической безопасности необходимо при реконструкции существующих и создании новых предприятий ж.-д транспорта учитывать требования и рекомендации по защите окружающей среды, предотвращению необратимых процессов, разрушающих биосферу, уменьшению риска техногенных аварий и катастроф, связанных с ж.-д. транспортом. Реализация экологической безопасности базируется на системном подходе к анализу и прогнозированию изменений и последствий, которые могут возникнуть в природных экосистемах и биосфере в целом под воздействием промышленной и транспортной инфраструктуры.
Количественные характеристики составляющих экологического равновесия в природе зависят от географического положения регионов, климатических условий и количества использованных природных ресурсов, природных явлений и степени загрязнения окружающей среды. Наиболее опасными с экологической точки зрения объектами ж.-д. транспорта являются промывочно-пропарочные станции для наливного подвижного состава, пункты дезинфекции вагонов для перевозки животных и биологически опасных веществ, шпалопропиточные и щебеночные заводы, локомотивные и вагонные депо, подвижной состав, перевозящий нефтепродукты, радиоактивные, взрывчатые и токсичные вещества.
Реализация требований по обеспечению экологической безопасности объектов ж.-д. транспорта заключается в определении отношений фактических показателей воздействия на воздух, воду и почву к нормативным. Если все относительные показатели меньше единицы, то предприятие экологически безопасно, если больше – требуются природоохранные мероприятия. Для каждого предприятия железнодорожного транспорта (источника) установлены предельно допустимые выбросы в атмосферу, предельно допустимый сброс в водоемы (ПДС), предельно допустимые уровни шума, вибрации, электромагнитных излучений и электрических полей.