Материал из ЖД cправочник
Перейти к: навигация, поиск
м
 
(нет различий)

Текущая версия на 13:04, 31 августа 2011

«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» — Федеральный закон от 10.01.03 № 17-ФЗ (далее Федеральный закон), является одним из основных федеральных законов, разработанных в целях правового обеспечения структурной реформы федерального железнодорожного транспорта в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.01 № 384 (далее — Программа). Ранее действовавший Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте» (от 25.08.95 № 153-ФЗ) был ориентирован на федеральную собственность имущества железнодорожного транспорта и на монопольное положение железных дорог на рынке железнодорожных перевозок. Исходя из этого, этим законом определялась и система государственного управления в отрасли. Предусмотренная в процессе структурной реформы на железнодорожном транспорте трансформация отношений собственности, развитие конкуренции, разделение функций государственного регулирования и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте, а также объективное изменение структуры рынка железнодорожных перевозок вызвали необходимость пересмотра концептуальных основ ранее действовавшего закона. Помимо этого, подготовка Федерального закона осуществлялась с учетом следующих положений. Во-первых, учитывалась необходимость существенного расширения предмета регулирования закона. Ранее действовавший закон регламентировал исключительно вопросы функционирования федерального железнодорожного транспорта (то есть железнодорожного транспорта общего пользования). В условиях, когда абсолютное большинство перевозок грузов начинается или завершается на железнодорожных путях необщего пользования (железнодорожных подъездных путях), потребовалось устранить правовой пробел в регламентации системы государственного регулирования деятельности на таких путях. Кроме того, ранее действовавший закон не регламентировал функционирование вновь появляющихся субъектов на рынке железнодорожных перевозок (например, операторов железнодорожного подвижного состава, владельцев железнодорожных путей общего пользования, помимо железных дорог). Во-вторых, рассматривалась необходимость более четкого разграничения предметов регулирования между федеральными законами «О федеральном железнодорожном транспорте» и «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации». В предмете правового регулирования Федерального закона можно выделить два логических блока. Первый блок касается правового регулирования создания конкурентного рынка железнодорожных перевозок, а второй — формирования эффективной системы государственного регулирования в условиях конкуренции.

Первый правовой блок Федерального закона содержит следующие основные положения. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации, как указано в статье 1 Федерального закона, состоит из железнодорожного транспорта общего пользования (работа на железнодорожных путях общего пользования), железнодорожного транспорта необщего пользования (работа на железнодорожных подъездных путях), а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта. При этом действие Федерального закона не распространяется на функционирование технологического железнодорожного транспорта организаций, поскольку ввиду его размещения, используемого подвижного состава и особенностей работы государственное регулирование, предусмотренное Федеральным законом, для него не требуется.
Федеральным законом определяется, что железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Основными задачами железнодорожного транспорта являются своевременное и качественное обеспечение потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, создание условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов: устойчивость работы железнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество оказываемых услуг; развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.
В целях реализации единой технической политики в отрасли и установления единых правил функционирования железнодорожного транспорта Федеральным законом (пункт 5 статьи 1) предусмотрено, что правовое регулирование в области железнодорожного транспорта (как общего, так и необщего пользования) находится в ведении Российской Федерации. Это предполагает, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе издавать нормативные акты по вопросам функционирования железнодорожного транспорта. Указанные нормативные правовые акты в абсолютном своем большинстве должны утверждаться федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Федеральным законом предусматривается концептуально новый подход к регламентации вопросов собственности на имущество железнодорожного транспорта. В действовавшем до 19.05.03 Федеральном законе «О федеральном железнодорожном транспорте» (пункт 1 статьи 4) было предусмотрено, что имущество предприятий, учреждений и объекты железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности. Новый Федеральный закон предусматривает, что имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности (статья 1). Эта норма обеспечивает развитие положений Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», предусматривающих приватизацию (переход в частную собственность) имущества федерального железнодорожного транспорта, и создает правовую основу для функционирования уже существующих частных структур, занимающихся организацией и осуществлением перевозочного процесса и предоставлением услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Одной из основных задач, которые решаются Федеральным законом в ходе структурной реформы на железнодорожном транспорте, является развитие конкуренции на рынке железнодорожных перевозок. В этой связи вместо закрепления монопольного положения железных дорог Федеральным законом условно предусмотрены две сферы: конкурентная (собственно железнодорожные перевозки) и монопольная (предоставление инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования). Соответственно, в Федеральном законе предусматривается наличие не двух, как ранее, субъектов рынка железнодорожных перевозок (железная дорога и пользователь услугами железнодорожного транспорта), а трех субъектов — перевозчик, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее — владелец инфраструктуры) и пользователь услугами железнодорожного транспорта. При этом перевозчиком, равно как и владельцем инфраструктуры, может стать любое юридическое или физическое лицо при соблюдении установленных Федеральным законом требований.
Перевозчиком, согласно статье 2 Федерального закона, является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу — получателю (см. также статью «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»).
Федеральным законом (статья 12) предусмотрен ряд требований к перевозчику: иметь лицензии на осуществление перевозок пассажиров, грузов, багажа или грузобагажа (в зависимости от того, какие перевозки им осуществляются); владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве; иметь квалифицированных работников; заключить договор об оказании услуг локомотивной тяги, если перевозчик не имеет локомотива; заключить соответствующие договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры (за исключением случаев, если перевозчик осуществляет перевозки в пределах принадлежащей ему инфраструктуры), существенными условиями которых являются организация вагонопотоков, регулирование обращения вагонов и локомотивов, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, ответственность сторон по обязательствам, вытекающим из перевозок железнодорожным транспортом. В случае перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа в прямом железнодорожном сообщении (с участием нескольких владельцев инфраструктур) перевозчик до заключения договора перевозки обязан иметь договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры и согласовать такую перевозку со всеми владельцами инфраструктур, которые участвуют в осуществлении перевозки, а при отсутствии собственных локомотивов обязан иметь договоры об оказании услуг локомотивной тяги на весь путь следования пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа. Таким образом, по сути из железнодорожного подвижного состава перевозчику достаточно иметь в собственности (в аренде или на иных правомочиях) вагоны (причем их количество не имеет никакого значения). Иметь в собственности локомотив перевозчик не обязан. Он может оформить как договор аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа с владельцем локомотива, так и заключить договор на оказание услуг локомотивной тяги с владельцем инфраструктуры. Одна из важнейших особенностей перевозчика состоит в том, что он работает на условиях публичного договора и согласно статье 426 Гражданского кодекса не вправе отказать в перевозке обратившемуся к нему лицу при наличии возможности осуществить эту перевозку. Таким образом, перевозчик не может замкнуться на конкретном грузоотправителе и осуществлять только его перевозки. Если к перевозчику обратится любой другой грузоотправитель в регионе деятельности перевозчика, последний не вправе отказать ему, кроме случаев, предусмотренных в статье 11 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Вторым субъектом рынка железнодорожных перевозок является владелец инфраструктуры. Владельцем инфраструктуры, согласно статье 2 Федерального закона, признается любое юридическое или физическое лицо, имеющее на праве собственности или на иных законных основаниях инфраструктуру и предоставляющее услуги по ее использованию на основании публичного договора. При этом под инфраструктурой понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Владелец инфраструктуры не выступает в качестве стороны договора перевозки. Указанное лицо предоставляет перевозчику услуги по пользованию инфраструктурой. Среди обязательных услуг, которые владелец инфраструктуры обязан предоставить перевозчику на условиях публичного договора, предполагаются следующие: организация продвижения поездов или подвижного состава перевозчика по железнодорожным путям и станциям, принадлежащим владельцу инфраструктуры, в соответствии с выделенным перевозчику ресурсом инфраструктуры; диспетчерское управление перевозкой; проверка и контроль технического состояния (технический и коммерческий осмотр) и обслуживание подвижного состава перевозчика в пути следования (безотцепочный ремонт); определение маршрута пропуска поезда перевозчика в графике движения поездов; предоставление информации о движении или местонахождении подвижного состава перевозчика; обеспечение доступа железнодорожного подвижного состава и других подвижных единиц, принадлежащих перевозчику, на железнодорожные пути общего пользования; электроснабжение подвижного состава на электрифицированных участках инфраструктуры; сортировочные услуги на железнодорожных станциях в процессе осуществления перевозки; предоставление услуг по использованию путей и технических средств железнодорожных станций для формирования поезда из подвижного состава перевозчика. Кроме того, владелец инфраструктуры вправе оказывать дополнительные услуги, среди которых основными выступают услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов, багажа и грузобагажа, текущий ремонт вагонов и локомотивов, принадлежащих перевозчику, разработка схем размещения и крепления грузов в открытом подвижном составе, очистка, промывка и дезинфекция подвижного состава после выгрузки и ряд иных.
К владельцу инфраструктуры статьей 11 Федерального закона предъявляются следующие требования: иметь лицензии на осуществление всех подлежащих лицензированию видов деятельности в области оказания услуг по использованию инфраструктуры; владеть инфраструктурой с сертифицированными в установленном порядке ее элементами, техническими средствами, специальными программными средствами, используемыми для организации перевозочного процесса, " иметь квалифицированных работников; заключить со всеми владельцами сопредельных инфраструктур соответствующие соглашения, существенными условиями которых являются организация диспетчерского управления перевозочным процессом, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, объектов энергетики и других объектов, регулирование обменных парков локомотивов, вагонов, мотор-вагонного подвижного состава, ответственность перед перевозчиками по обязательствам, вытекающим из перевозок в прямом железнодорожном сообщении.
Владельцев инфраструктуры, как и перевозчиков, будет несколько. Это, прежде всего, ОАО РЖД, в уставный капитал которого вносятся все находящиеся в федеральной собственности железные дороги (см. подробней в статье «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»), а также ряд иных организаций, владеющих железнодорожными путями общего пользования. Предоставление перевозчикам доступа к услугам инфраструктуры, согласно статье 14 Федерального закона, должно осуществляться на недискриминационной основе, предусматривающей равные условия оказания услуг по использованию инфраструктуры перевозчиками независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре утверждаются Правительством Российской Федерации и включают в себя следующие положения: принципы доступа перевозчиков к инфраструктуре; порядок доступа перевозчиков к инфраструктуре в условиях ее ограниченной пропускной способности; порядок предоставления информации об оказываемых услугах по использованию инфраструктуры, об их стоимости, а также о наличии пропускной способности инфраструктуры, технических и технологических возможностях оказания услуг по использованию инфраструктуры; порядок рассмотрения жалоб и заявлений по вопросам предоставления доступа перевозчикам к инфраструктуре, оказания услуг по использованию инфраструктуры и принятия по этим жалобам и заявлениям решений, обязательных для исполнения физическими и юридическими лицами. В указанных правилах устанавливается очередность удовлетворения требований перевозчиков о предоставлении инфраструктуры в условиях ее ограниченной провозной и пропускной способности.
Проезд пассажиров на железнодорожном транспорте, в том числе и в пригородном сообщении, согласно статье 14 Федерального закона, во всех случаях должен осуществляться по проездным документам (билетам). Это касается, в том числе, и пассажиров, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлены льготы по проезду (военнослужащих, работников всех правоохранительных органов и иных категорий граждан). Для проезда указанные категории граждан должны получить в билетной кассе соответствующий бесплатный проездной документ (билет) и только потом садиться в поезд. Проезд по удостоверению при отсутствии полученного билета считается безбилетным проездом, за что налагается штраф, предусмотренный административным законодательством Российской Федерации. Данная норма предусмотрена в целях точного учета убытков организаций железнодорожного транспорта от льготного проезда определенных категорий граждан для получения соответствующих компенсаций из бюджетов и соответствует проводимой Правительством Российской Федерации политике, направленной на переход к адресной дотации льгот.
Федеральный закон закрепляет ряд дополнительных правомочий пассажиров, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) при пользовании ими услугами железнодорожного транспорта. В частности, закрепляется их право на получение необходимой информации о субъектах рынка железнодорожных перевозок (пункт 5 статьи 14), на участие в подготовке графиков движения поездов (пункт 1 статьи 18).
В целях обеспечения согласованности работы всех инфраструктур в Российской Федерации Федеральным законом (статья 18) предусматривается наличие сводного графика движения поездов, утвержденного в порядке, определяемом МПС России, на основании предложенных владельцами инфраструктур графиков движения поездов в пределах инфраструктур.
Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте общего пользования в пределах инфраструктуры осуществляется владельцем этой инфраструктуры или действующим по его поручению лицом. Указанное лицо в зависимости от возложенных на него полномочий должно отвечать требованиям статьи 11 Федерального закона, предъявляемым к владельцам инфраструктур.
Федеральным законом создаются правовые основы для развития конкуренции в части выполнения вспомогательных работ (услуг) при осуществлении железнодорожных перевозок. Так, согласно статье 13 операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, по договорам с грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур или перевозчиками могут выполняться другими организациями, индивидуальными предпринимателями. При этом указанные организации и индивидуальные предприниматели должны иметь квалифицированных работников, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и прошедших аттестацию, проводимую в соответствии с Федеральным законом, соответствующие сертификаты соответствия их продукции и услуг, а также, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, соответствующие лицензии.
Федеральный закон также регламентирует функционирование такой вновь появившейся категории субъектов на рынке железнодорожных перевозок, как операторы железнодорожного подвижного состава. К указанной категории, согласно статье 2 Федерального закона, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров. Основы правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками определяются Правительством Российской Федерации.

Второй правовой блок Федерального закона, создавая правовые условия для становления и развития конкурентной среды в сфере железнодорожных перевозок, направлен на формирование системы государственного управления железнодорожным транспортом, которая позволила бы в полной мере обеспечить надлежащее государственное воздействие на всех субъектов рынка железнодорожных перевозок, а также обеспечить согласованность и эффективное функционирование железнодорожного транспорта как общего, так и необщего пользования. Формирование указанной системы осуществлялось исходя из следующих принципов. Из числа функций государственного управления исключаются вопросы организации хозяйственной деятельности предприятий отрасли (например, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц в отрасли, распоряжение их имуществом, распределение доходов от перевозок, управление перевозочным процессом и ряд иных). Эти функции будут осуществляться организациями железнодорожного транспорта самостоятельно, без участия государственных органов. Вводятся новые функции государственного управления исходя из развития конкурентной среды (например, лицензирование, обязательная сертификация оказываемых услуг и иные). Устанавливаются единые технические требования к железнодорожным путям (общего и необщего пользования) и железнодорожному подвижному составу вне зависимости от принадлежности. Предусматривается совершенствование структуры государственных органов и их управленческих функций, исключение соответствующего дублирования функций.
Система государственного управления на железнодорожном транспорте характеризуется следующими основными позициями. В статье 4 Федерального закона определены цели государственного управления на железнодорожном транспорте. Так, государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях: обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования; обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития.
Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта необщего пользования осуществляется в целях: обеспечения безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта необщего пользования; обеспечения непрерывности перевозочного процесса, осуществляемого совместно с владельцами инфраструктур и перевозчиками; беспрепятственного доступа пользователей услугами железнодорожного транспорта, перевозчиков, владельцев инфраструктур к услугам, оказываемым владельцами железнодорожных путей необщего пользования. Статьей предусмотрены также и основные функции государственного управления, среди которых имеется ряд принципиально новых функций. К примеру, в целях повышения безопасности и качества услуг, оказываемых на железнодорожном транспорте, предполагается введение лицензирования перевозочной деятельности, а также деятельности, связанной с оказанием услуг инфраструктуры, с транспортировкой грузов по железнодорожным путям общего пользования. Транспортировка предполагает перемещение груза без заключения договора перевозки (разъяснения Минюста России от 25.05.98 № 3370-ЭР и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации от 16.08.99 № 01-30/99). Примером лицензируемой транспортировки может служить случай, когда организация перемещает товар для собственных нужд из одного своего цеха в другой в своем подвижном составе и со своим локомотивом, следуя изначально по своим подъездным путям, потом выходя на определенное расстояние на пути общего пользования, не заключая договор перевозки, а затем вновь уходит на свои же подъездные пути. С этой же целью сохранено лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности, деятельности по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава и технических средств на железнодорожном транспорте (статьи 5 и 33 Федерального закона). Без наличия соответствующей лицензии лицо не вправе осуществлять указанные виды деятельности. Хозяйствование в условиях рынка не исключает саму идею государственного управления отдельными видами предпринимательской деятельности, поскольку сохраняется цель обеспечения общегосударственных интересов в сфере железнодорожного транспорта. Методы этого управления должны, как правило, характеризоваться косвенным воздействием на объект управления, исключать косвенное администрирование. Данное обстоятельство предопределяет вопрос об эффективном механизме, позволяющем достичь названную цель при минимальных затратах, то есть лицензирование.
Лицензирование — одна из функций государственного управления — является одним из наиболее типичных способов воздействия государства на объект управления. Лицензирование — это осуществляемый в установленном порядке уполномоченным государственным органом способ контроля в сфере экономики, связанный с использованием особых властных полномочий на установление целесообразности и определение законности будущего предпринимательства. Без наличия соответствующей лицензии лицо не вправе осуществлять перевозочную деятельность на железнодорожном транспорте или оказывать услуги инфраструктуры.
Более четкий характер приобрела система обязательной сертификации продукции услуг на железнодорожном транспорте. Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона, в случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования. В этой связи Федеральным законом (статья 6), помимо обязательной сертификации продукции, используемой на железнодорожном транспорте общего пользования, вводится также сертификация продукции, используемой на железнодорожном транспорте необщего пользования. В частности, установлено, что элементы верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружения, расположенные на них, должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и подлежат обязательной сертификации на соответствие указанным требованиям, правилам и нормативам.
Федеральным законом вводится также обязательная сертификация услуг, оказываемых пользователям услуг железнодорожного транспорта. При несоблюдении установленных стандартов качества обслуживания действие лицензии перевозчика и владельца инфраструктуры приостанавливается или прекращается. При этом обозначен единый центр по организации обязательной сертификации на железнодорожном транспорте как общего, так и необщего пользования — федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (Министерство путей сообщения Российской Федерации). Такая централизация функций позволит обеспечить единство требований по обязательной сертификации на всем железнодорожном транспорте как единой комплексной отрасли.
В связи с необходимостью создания условий для развития конкуренции в отрасли существенное изменение претерпела система государственного регулирования тарифов. Статья 8 Федерального закона устанавливает, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте. В то же время, тарифы, сборы и плата, не относящиеся к сфере естественной монополии, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Законодателем созданы правовые основы для установления единой процедуры государственного регулирования тарифов как общего, так и необщего пользования через орган регулирования естественной монополии. Обусловлено это отчасти тем, что существовавшая система регулирования тарифов субъектами была недостаточно эффективна и на практике вызывала нарекания как у пользователей услугами железнодорожного транспорта, так и у железных дорог.
Система государственного управления в числе регулирующих полномочий также предусматривает возможность государственной поддержки тех или иных организаций. Согласно статье 10 Федерального закона проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе мостов, тоннелей, железнодорожных переездов, формирование и поддержка мобилизационного потенциала отрасли, системы гражданской обороны, приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок пассажиров в поездах дальнего следования, вагонов специального назначения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещенных законом источников. Проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание объектов железнодорожного транспорта, имеющих региональное и местное значение, в том числе железнодорожных вокзалов, пешеходных мостов, пассажирских платформ, приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов, приобретение контейнеров, электропоездов (вагонов) для перевозок пассажиров в пригородном сообщении, строительство жилых домов и объектов непроизводственного назначения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников. Проектирование, строительство, реконструкция, приобретение и содержание указанных объектов железнодорожного транспорта могут осуществляться за счет средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных соответствующими федеральными целевыми программами.
Одним из важнейших элементов системы государственного управления является осуществление контрольных и надзорных функций. Под государственным контролем (надзором) законодателем понимается проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами [статья 2 Федерального закона от 8.08.01 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»]. Учитывая проводимые преобразования в отрасли, развитие конкуренции, выделение функций организации хозяйственной деятельности из ведения МПС России обуславливают необходимость усиления государственных контрольных и надзорных функций. Помимо функций государственного контроля и надзора, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Федеральный закон (статьи 7, 15, 16, 20 и 22) предусматривает такие функции в следующих сферах: безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологической безопасности, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; изготовление, приемка и эксплуатация транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств, промышленная безопасность опасных производственных объектов на железнодорожном транспорте; техническое состояние железнодорожных путей общего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров; пожарная безопасность на железнодорожном транспорте общего пользования; метрологический контроль (надзор) в системе средств измерений на железнодорожном транспорте.
Осуществление всех этих видов государственного контроля и надзора на железнодорожном транспорте как общего, так и необщего пользования, сконцентрировано не в трех, как это было ранее, а в одном федеральном органе исполнительной власти — МПС России. Уполномоченные представители МПС России вправе налагать штрафы, предусмотренные главой 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также выносить предписания об устранении выявленных нарушений. Данные предписания являются обязательными для исполнения. За их неисполнение наступает ответственность, предусмотренная статьей 19.5 этого Кодекса. Необходимо отметить, что Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» введены ограничения по частоте государственных проверок (не чаще одного раза в два года), по продолжительности этих проверок (не более одного месяца) и ряд иных. Учитывая стратегическую важность железнодорожного транспорта, статьей 33 Федерального закона предусмотрено, что указанные ограничения не распространяются на осуществление государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте.
Важная роль в системе государственного управления на железнодорожном транспорте отведена руководству мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожном транспорте общего пользования, которое осуществляется МПС России. Статьей 32 установлено, что данные вопросы являются важнейшими государственными задачами по обеспечению безопасности Российской Федерации. Мероприятия по мобилизационной подготовке и гражданской обороне должны осуществляться заблаговременно организациями железнодорожного транспорта независимо от форм собственности. Ответственность за надлежащее осуществление указанных мероприятий несут руководители этих организаций.
Федеральным законом предусмотрены другие дополнения. Установлена возможность закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных (малодеятельных) линий и участков (пункт 5 статьи 15). Порядок закрытия таких железнодорожных путей определяется Правительством Российской Федерации. В этом документе определяется порядок подачи ходатайств на закрытие железнодорожных путей, согласования этих ходатайств со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе с силовыми, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представления результатов согласования в Правительство. Решение о закрытии железнодорожных путей общего пользования принимается Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации и(или) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в случае невозможности закрытия железнодорожных путей общего пользования, имеющих государственное, социальное или оборонное значение, определяется источник финансирования содержания и эксплуатации этих железнодорожных путей. В случае, если в течение шести месяцев со дня внесения предложения о закрытии железнодорожных путей общего пользования решение об их закрытии не будет принято или не будет осуществлено соответствующее финансирование, владелец инфраструктуры вправе требовать закрытия указанных железнодорожных путей в судебном порядке. В случае невозможности закрытия железнодорожных путей общего пользования, имеющих социальное и экономическое значение, финансирование их содержания и эксплуатации может осуществляться за счет средств пользователей услугами железнодорожного транспорта и других заинтересованных лиц на условиях договоров с владельцами инфраструктур. Аналогичный механизм предусмотрен Федеральным законом и в отношении закрытия железнодорожных станций или прекращения выполнения на них отдельных операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа.
В статьях 25 и 26 Федерального закона изложены вопросы трудовых отношений и дисциплины работников железнодорожного транспорта. Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования (в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций работникам железнодорожного транспорта общего пользования) регулируются настоящим Федеральным законом, трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами. Дисциплина труда работников железнодорожного транспорта общего пользования регулируется трудовым законодательством и утверждаемым федеральным законом Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования. Забастовка как средство разрешения коллективных трудовых споров работниками железнодорожного транспорта общего пользования, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей) на железнодорожном транспорте общего пользования, а также перечень соответствующих профессий, определяемых Федеральным законом, является незаконной и не допускается. Согласно статье 30 Федерального закона Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области железнодорожного транспорта в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Представительство интересов РФ в области железнодорожного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в этой области, а также федеральными органами исполнительной власти, организациями, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлены указанные полномочия.