Материал из ЖД cправочник
Перейти к: навигация, поиск
 
(нет различий)

Текущая версия на 05:19, 19 февраля 2013

Одесская железная дорога — пролегает по территории южной части Украины, по Одесской, Херсонской, Николаевской, Кировоградской, Черкасской, частично Винницкой, Полтавской и Киевской областям. В состав дороги входят три дирекции по ж.-д. перевозкам: Шевченковская, Знаменская и Херсонская. Эксплуатационная длина дороги (01.01.2000 г.) 4212 км. Дорога граничит с рядом ж. д.: Южной (станции Гребёнка, Бурты), Приднепровской (станции Пятихатки-Стыковая, Апостолово, Нововесёлая), Юго-Западной (станции Вапнярка, Зятковцы), Молдавской (станции Кучурган, Климентово, Рени).
Odess zd.jpg
Дорога взаимодействует с морскими портами: Одесским, Ильичёвским, Херсонским, Николаевским, Южным, Белгород-Днестровским, Измаильским, Ренийским, Жовтневым; с речными портами: Черкасским, Херсонским, Николаевским, через которые осуществляются внутренние перевозки и внешнеторговые связи более чем с 500 портами из 90 стран мира. Дорога обеспечивает перевозку грузов совместно с паромной переправой по трем направлениям: Ильичёвск-Варна (Болгария), Ильичёвск-Поти (Грузия), Ильичёвск-Батуми (Грузия). В регионе дороги проходят маршруты международных транспортных коридоров: Хельсинки-Киев-Одесса, Европа-Кавказ-Азия, благодаря которым созданы выгодные условия для перевозок международных грузов. На дороге имеется 11 стыковых пунктов, двухпутные линии составляют 30,1 % от общей эксплуатационной длины дороги. Основные узловые станции: Одесса, Раздельная, Колосовка, Вапнярка, Знаменка, Помошная, До- линская, Им. Тараса Шевченко, Христиновка, Херсон, Николаев, Черноморская, Николаев-Сортировочный. Общая площадь района тяготения 138,1 тыс. км2. Дорога обслуживает предприятия машиностроения, нефтеперерабатывающей, химической, топливной, легкой, пищевой, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности, а также месторождения бурого угля (вблизи г. Александрия), торфа (в Белозерье), обеспечивает топливом крупные тепловые электростанции (в Одессе, Николаеве, Херсоне, Кировограде, Черкассах, Ладыжине); осуществляет перевозку сельскохозяйственной продукции (пшеницы, кукурузы, ячменя, проса, свеклы, овощей, винограда и садово-плодовых культур). Объем пассажирских перевозок в значительной мере определяет наличие большого количества лечебных здравниц, домов отдыха, туристических баз. На дороге осуществляются интенсивные пассажирские перевозки в дальнем, местном и особенно в пригородном сообщении, на размеры которых значительное влияние оказывает близость Чёрного моря. Наибольший удельный вес в общей перевозочной работе, осуществляемой морским, речным, воздушным, автомобильным, ж.-д. транспортом, приходится на долю железной дороги, в том числе выполняется 20 % грузооборота и 16 % пасса-жирооборота от общего объема перевозок ж. д. Украины. Перевозка транзитных грузов по дороге в 1999 г. составила 73 % от общего объема.
Вопрос о строительстве железной дороги, которая связала бы Москву и Санкт-Петербург с Одессой, незамерзающим портом на Чёрном море, рассматривался впервые в 1836 г. В январе 1863 г. принято решение о начале строительства; первые участки Одесса—Балта и Раздельная-Кучурган общей протяженностью 219 верст вступили в эксплуатацию в 1865 г. В 60-80-х гг. введены железнодорожные линии, которые связали разрозненные участки небольшой протяженности в единую сеть. Существовавшая ж.-д. сеть в центре России получила выход на Киев, Харьков, к незамерзающим портам на Чёрном море: Одессе, Николаеву, Херсону. Важное значение для развития дороги имела Бендеро-Галацкая линия протяженностью 285 верст, построенная в рекордно короткие по тем временам сроки — 58 сут. Ж.-д. перевозки положительно повлияли на ход событий в русско-турецкой войне 1878 г. С 1878 г. дорога входила в состав Юго-Западных железных дорог, в 1936 г. по приказу НКПС СССР была организована Одесская железная дорога; в 1953—79 гг. входила в состав Одесско-Кишинёвской железной дороги, с 1979 г. выделена в самостоятельную дорогу. В 1999 г. в состав дороги включены Ренийский и Болградский участки Молдавской железной дороги.
В годы Великой Отечественной войны дорога оказалась в районе военных действий. Из железнодорожников Одесского узла был сформирован отдельный батальон 1200 чел., который обеспечил перевозку всего необходимого для защитников города, а также оборудования и грузов в Одесский порт для отправки морем. На трех доках была организована эвакуация морем паровозов и другого ценного оборудования. Рабочие паровозного депо Одесса-Товарная построили 4 бронепоезда. На территории дороги развернулось партизанское движение, работало подполье, одесские партизаны провели 172 крупные боевые операции. В начале 1945 г. на личные сбережения тружеников дороги была построена эскадрилья боевых самолетов «Железнодорожник Одесской», танки для колонны «Железнодорожник Одесской». За время военных действий на территории дороги разрушено более половины станционных и главных путей, ок. 1000 искусственных сооружений, все локомотивные и вагонные депо, почти все вокзалы, сотни жилых домов. Общий ущерб превысил 1 млрд руб. После освобождения территории разрушенное хозяйство было восстановлено, к кон. 1943 г. обеспечены перевозки грузов для армии, развернулось строительство и восстановление станций, вокзалов, прокладка новых путей.
В 1962 г. начался переход на электровозную тягу, по электрифицированному участку Пятихатки—Знаменка прошел первый электропоезд, начался ввод электрической централизации стрелок и сигналов, автоблокировки. В 1969 г. введена тепловозная тяга на ряде участков. Продолжалось сооружение линий, связывающих новые промышленные и сельскохозяйственные районы. Осуществлялось строительство вторых путей, перешивка узкой колеи на широкую, интенсивный переход на электротягу, ввод автоматизированных систем управления и автоматизированных рабочих мест. Основные пути имеют 1520 мм (3924,4 км), эксплуатируется также колея 1435 мм — 9,4 км (на пограничных станциях) и 750 мм (260,6 км) при стыковке с путями промышленного транспорта. На главных и станционных путях уложены рельсы типа Р65, Р50, Р43; 2647 км бесстыкового пути.
К 2000 г. парк грузовых вагонов составил 17-18 тыс. ед., пассажирских — 1069 ед. На дороге 1708,1 км (43,4 %) электрифицировано, оборудовано автоблокировкой и диспетчерской централизацией 2936,4 км F9,7 %) электрической централизацией 6853 стрелок (73,4 %). В общем объеме грузооборота удельный вес электротяги составляет 87,9 %, тепловозной — 12,1 %.
Управление движением поездов на дороге обеспечивается поездными диспетчерами, работающими на 24 диспетчерских кругах. Создается автоматизированный центр управления перевозками с размещением диспетчерского аппарата в Одесском (РЦУП-1) и Знаменском (РЦУП-2) районах управления. В Одессе организуется Дорожный центр управления перевозками (ДЦУП), совмещенный с Одесским РЦУПом. Для управления перевозками внедряется система «ГИДДГП Урал-92». В 1999 г. было перевезено 88,9 млн т грузов, 37 млн пассажиров; пассажирооборот составил 6132,7 млн пасс.-км; грузооборот — 33 640,1 млн т-км; средний вес грузового поезда — 3197 т (брутто); средняя участковая скорость грузового поезда достигла 31,7 км/ч; средняя скорость пассажирских поездов B000 г.) составила 55 км/ч (скорых) и 34 км/ч (пассажирских).
В 70-е гг. дорога внесла значительный вклад в повышение эффективной работы ж.-д. транспорта за счет внедрения инициатив, направленных на наиболее рациональное использование грузоподъемности и вместимости вагонов при их загрузке, использования контейнеров, уплотнительной загрузки вагонов и контейнеров, организации совместной работы специалистов разных профессий и т. п.
На дороге работают предприятия, производящие ж.-д. технику, в том числе рельсосмазы- ватели, дорожный инструмент, элементы верхнего строения пути и средства малой механизации для путевых работ на Черкасском путевом механическом ремонтном заводе. На дороге действует Дорожный центр научно-технической информации, в состав которого входит сеть научно-технических библиотек; создана социальная инфраструктура. Дорога награждена медалью «За оборону Одессы» 1967 г.), орденом Трудового Красного Знамени (1976 г.).