Kst (обсуждение | вклад) м |
(нет различий)
|
Текущая версия на 14:14, 5 августа 2013
Армянская железная дорога — Государственное закрытое АО, образована в 1992 г выделением из Закавказской железной дороги, пролегает в пределах Армянской Республики Департамент дороги в Ереване.Эксплуатационная длина дороги (01. 01 2001 г) 843 км Стыковые станции — Айрум, Ахурян, Иджеван, Ерасх Вопрос стыковых станций участка Калган—Минджевань определится после урегулирования Карабахского конфликта Основные станции и узлы Ереван, Гюмри, Ванадзор, Масис, Айрум Железная дорога является главным транспортным путем, имеющим важное экономическое и стратегическое значение для республики По дороге перевозится более 50 % грузов в международном сообщении (нефть, зерно, лесоматериалы, мука и т д) и ок 20 % пассажиров в общем объеме перевозок республики.
Первый участок Тбилиси-Гюмри (прежнее название Александрополь) был сдан в эксплуатацию в 1899 г. В нач. 20 в. был построен участок Гюмри-Масис, в 80-е гг.- участки Масис-Нурнус, Иджеван-Раздан, Севан-Шоржа—Зод. Электрификация дороги началась в 1953 г. С 1960 г. внедряются системы автоблокировки. Дорога оснащена электрической централизацией, системами СЦБ, телефонной и телеграфной связью.
Тяга поездов осуществляется электровозами (на напряжении 3,3 кВ) и тепловозами. В верхнем строении пути уложены рельсы Р50, Р65 на железобетонных и деревянных шпалах; на ряде участков — бесстыковой путь.
Осуществляются грузовые, пассажирские и контейнерные перевозки (пригородные, межрайонные и межгосударственные). Перевозочный процесс организуется совместной деятельностью трех государственных закрытых АО (ГЗАО): Перевозки Армянской ж. д., Подвижной состав Армянской ж. д., Инфраструктура Армянской ж. д. В состав департамента входят также другие ГЗАО: Погрузочно-разгрузочных работ, Гражданских сооружений, Водоснабжения и т. д., деятельность которых непосредственно не связана с организацией перевозок.
За 2000 г. дорогой было отправлено более 1 млн пассажиров, пассажирооборот составил 46,8 млн пасс.-км; было отправлено 523,6 тыс. т грузов, грузооборот составил 353,6 млн т-км. Средний вес грузового поезда (брутто) составил 1000 т, средняя участковая скорость — 30 км/ч, средняя техническая скорость — 35 км/ч. Перспективное направление развития дороги — строительство участка Варденис-Джермук, Фиолетово-Ванадзор и продолжение строительства дороги вокруг оз. Севан.
На дороге создается цифровая система связи с дальнейшим переходом на централизованное управление перевозочным процессом. Проводится работа по открытию новых транспортных сообщений, в том числе ж.-д. паромной переправы через порт Кавказ, что обеспечит регулярное сообщение между Арменией и другими странами.