Материал из ЖД cправочник
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Насыпь – грунтовое линейное сооружение, возводимое на трассе дороги обычно в понижениях ...»)
 
(нет различий)

Текущая версия на 07:05, 10 мая 2011

Насыпь – грунтовое линейное сооружение, возводимое на трассе дороги обычно в понижениях рельефа, на подходах к мостам и путепроводам и обеспечивающее размещение верхнего строения пути на заданном уровне над поверхностью земли (см. рис. 3.2). Основные элементы насыпи: центральная несущая часть (ядро), основная площадка, предназначенная для укладки верхнего строения; откосные части; основание; укрепительные и защитные сооружения и устройства. Насыпи возводят обычно из однородного местного или привозного грунта (скального, песчаного, глинистого и др.), получаемого при разработке выемок, из путевых резервов или карьеров. Пригодность грунта для насыпи, определяемая при проектировании пути, зависит от естественного состояния грунта, способов производства строительных работ, высоты насыпи, устойчивости ее основания, длительности подтопления и т. п. Конструктивные особенности насыпи (способ подготовки основания, крутизна откосов, наличие берм и их размеры, способы укрепления и защиты и т. д.), а также степень уплотнения грунта зависят от плана и профиля линии, категории ж. д., местных природных условий, свойств используемых материалов.
Zp 3 2.jpg

В обычных условиях насыпи сооружают из обыкновенных грунтов высотой до 12 м (из слабовыветривающихся скальных пород -до 20 м) на устойчивых некосогорных основаниях по типовым поперечным профилям; в сложных, но широко распространенных в данном регионе условиях (заболоченные территории, песчаные пустыни и др.) применяют групповые решения (общие для группы идентичных объектов); в частных случаях (высокие насыпи, крутые косогоры, поймы рек, пересечения глубоких болот и т.п.) для насыпи разрабатывают и обосновывают инженерными расчетами индивидуальные конструкции.
Ширина насыпи по верху зависит от числа путей, ширины междупутий, плана линии (радиуса кривой), скоростей движения поездов, материала, используемого для ее возведения, категории ж.-д. линии и обычно равна нормируемой ширине основной площадки земляного полотна. Крутизна откосов насыпей высотой до 6 м из глинистых и других распространенных грунтов составляет, как правило, 1:1,5 и уменьшается до 1:1,75 в нижней части (для насыпей высотой до 12 м). В сложных условиях (слабые грунты, длительное подтопление и т. д.) откосы насыпи делают более пологими или устраивают бермы. В отдельных случаях для уменьшения объема сооружения и площади основания, повышения устойчивости или несущей способности насыпи ее возводят полностью или частично из более прочных привозных материалов (например, упорные каменные призмы на косогорах, подпорные стены вместо откосной части насыпи). Для этих же целей применяют упрочняющие (армирующие) прокладки в теле насыпи, синтетические текстильные материалы в ее основании, гидроизоляционные пленки в периферийных слоях и другие материалы.
Для укрепления поверхности откосов не-затопляемых насыпей проводят травосеяние, при постоянном или временном подтоплении устраивают защитные сооружения. Вдоль насыпи с нагорной стороны сооружают водоотводную канаву для защиты основания и откоса от переувлажнения и размыва. Нередко в качестве канавы используют путевые резервы; в необходимых случаях (на крутых косогорах, при пересеченной местности и т. п.) прибегают к сложной системе поверхностных водоотводов, включающей лотки, быстротоки, перепады с гасителями энергии потоков и т. д. В теле насыпи часто размещают водопропускные трубы или другие искусственные сооружения.