Admin (обсуждение | вклад) (Новая страница: « '''Железнодорожная станция''' представляет собой раздельный пункт, имеющий путевое разв...») |
(нет различий)
|
Текущая версия на 10:36, 16 мая 2011
Железнодорожная станция представляет собой раздельный пункт, имеющий путевое развитие, которое позволяет производить операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов; обслуживанию пассажирских составов и пассажиров; приему, хранению и выдаче грузов, багажа, грузобагажа и почты, а при наличии развитых путевых устройств выполнять маневровую работу по расформированию и формированию грузовых поездов, производить техническое обслуживание подвижного состава.
Железнодорожные станции появились в России в 1837 г. при сооружении однопутной железной дороги Петербург-Царское Село. На первой магистральной двухпутной дороге, проложенной в 1851 г. между Петербургом и Москвой протяженностью 687 км, было 34 станции. Основные положения о проектировании станций были разработаны акад. П. П. Мельниковым. Вопросами путевого развития раздельных пунктов и обеспечения технологии работы станции занимались российские ученые Ф. А. Голицынский, А. Н. Фролов, С. Д. Карейша, Е. А. Гибшман, А. Н. Горчаков, В. Н. Образцов, СВ. Земблинов, В. Д. Никитин, С. Г. Писарев, П. В. Бартенев, Ф.И. Шаульский. Большое значение для развития станций имели труды СП. Бу-занова, М. В. Сеньковского, Н. Р. Ющенко. Значительный вклад в развитие науки о станциях и узлах внесли д-ра технических наук В. М. Акулиничев, Е. В. Архангельский, Ю. И. Ефименко, Н. С. Конарев, А. М. Корнаков, В. Я. Негрей, Н. В. Правдин, В. А. Персиа-нов, А. М. Пешков, К. Ю. Скалов, И. Е. Савченко, Е А. Сотников, А. И. Сметанин, И. Г. Тихомиров, Н. Н. Шабалин, В. А. Шаров, Н. И. Федотов, В. П. Шейкин; кандидаты технических наук В. А. Бураков, Г. 3. Верц-ман, СИ. Логинов, П. И. Пантелеев, И. И. Старковский, К. К. Таль, инженер Л. Б. Тиш-ков и др. Им принадлежат труды в области теории пропускной и перерабатывающей способности станций, расчетов путепроводных развязок, числа путей на станциях, взаимодействия пассажирских станций с городом, а также теории развития железнодорожных узлов, этапности развития станций, прогнозирования транспортных потоков, расчеты сортировочных горок и др.
Железнодорожные станции классифицируют по техническим признакам и характеру работы на промежуточные, участковые, сортировочные, пассажирские, грузовые, специальные и др.; по объему работы и уровню технического оснащения – на внеклассные (наиболее оснащенные технически) и I, II, III, IV и V классов.
Промежуточные станции предназначены в основном для выполнения технических операций по приему, отправлению и пропуску грузовых и пассажирских поездов; грузовых и коммерческих операций по приему грузов к перевозке, погрузке – выгрузке, хранению и выдаче грузов получателям; маневровых операций по отцепке вагонов от сборных поездов и подаче их на грузовые пункты; уборке вагонов с грузовых пунктов и прицепке их к сборным поездам; для посадки, высадки и обслуживания пассажиров, а также приема, хранения и выдачи багажа и грузобагажа. Кроме того, на отдельных промежуточных станциях осуществляются формирование отправительских маршрутов или групп вагонов для ступенчатых маршрутов, обслуживание подъездных путей промышленных предприятий и другие технические операции.
Участковые станции служат гл. обр. для приема, обработки в техническом и коммерческом отношении и отправления транзитных поездов; смены локомотивов и локомотивных бригад; расформирования и формирования составов грузовых поездов (в основном участковых и сборных); для экипировки и ремонта изотермического подвижного состава; приема, погрузки, выгрузки и выдачи грузов и багажа, для подачи – уборки вагонов; посадки и высадки пассажиров; обслуживания подъездных путей; ремонта вагонов и локомотивов и др.
Основной работой сортировочных станций является: сортировка вагонов и формирование из них в соответствии с действующим планом сквозных, участковых, сборных, передаточных, вывозных и других поездов; выполнение операций по пропуску поездов без переработки и с частичной переработкой; техническое обслуживание и ремонт вагонов; коммерческий осмотр составов и устранение выявленных неисправностей. Кроме того, на сортировочных станциях может осуществляться смена локомотивов и локомотивных бригад; сортировка грузов, погрузка, выгрузка вагонов; обслуживание подъездных путей; формирование сборных вагонов (на сортировочных платформах); обслуживание изотермических и рефрижераторных вагонов, секций и поездов, вагонов с живностью; формирование и подготовка в рейс пригородных и пассажирских поездов.
Основное назначение грузовых станций – выполнение технических, грузовых и коммерческих операций, связанных с приемом к перевозке, взвешиванием, хранением, погрузкой, выгрузкой, сортировкой и выдачей грузов на местах общего пользования и на подъездных путях промышленных предприятий, переработкой контейнеров, включая крупнотоннажные; оформление перевозочных документов; прием, расформирование, формирование, коммерческий осмотр, техническое обслуживание и отправление передаточных и других грузовых поездов и отправительских маршрутов; информирование грузополучателей и грузоотправителей о подходе, прибытии и подаче вагонов; выполнение маневровой работы по подаче вагонов на по-грузочно-выгрузочные фронты и их уборка.
В пунктах перегруза с одного вида транспорта на другой, перестановки вагонов на колею другой ширины, в морских и речных портах сооружают специальные станции – перегрузочные, пограничные, портовые и паромные. В приграничных районах для передачи подвижного состава и обслуживания пассажиров (оформление документов, пограничный, таможенный и другие виды контроля) устраивают пограничные ж.-д. станции. Если в пограничном пункте стыкуются ж.-д. линии различной колеи, то передача пассажирского состава может производиться либо перестановкой вагонов на тележки другой колеи, либо за счет раздвижки (сдвижки) колес колесных пар собственной тележки.
В крупных городах и промышленных центрах сооружаются пассажирские станции, основной задачей которых является обслуживание пассажиров и связанные с этим прием и отправление конечных пассажирских и почтово-багажных поездов, их подача, уборка на пассажирскую техническую станцию (технические парки), прием, отправление, техническое обслуживание и частичная экипировка транзитных пассажирских поездов; пропуск грузовых поездов, а также продажа билетов, прием – отправление почты, багажа и грузобагажа, хранение багажа и ручной клади и т.д.
Раздельные пункты железных дорог занимают важное место в системе организации движения и обслуживания пассажиров. Начиная с 1900-х гг. проводились теоретические изыскания и накапливался практический опыт строительства ж.-д. станций, которые проектировались с учетом связи с другими элементами ж.-д. магистрального и промышленного транспорта. Была унифицирована полезная длина станционных путей и соразмерность их с длиной обращающихся вагонов в поездах. Строительство на сортировочных станциях механизированных и автоматизированных горок позволило значительно увеличить их перерабатывающую способность. Увеличение мощности локомотивов привело к формированию грузовых составов повышенной массы и длины. В связи с этим полезная длина станционных путей возросла до 850, 1050 м и более. Введение электрической централизации стрелок и применение светофоров увеличило нагрузку на элементы станций (горловины, парки, соединительные пути), способствовало ускорению пропуска поездов через станцию.
Техническое оснащение станций охватывает устройства и сооружения, обеспечивающие эффективное обслуживание подвижного состава (приемные, отправочные, транзитные, сортировочные и местные парки, вытяжные пути, сортировочные горки, посты электрической централизации, локомотивные и вагонные ремонтные предприятия); пассажиров (вокзалы, платформы, переходы, тоннели, мосты); грузов (склады, грузовые площадки, автоподъезды, средства механизации). Важное значение имеет рациональное размещение на станции устройств, которые должны обеспечивать максимально быстрое выполнение технологических операций с вагонопотоками различных категорий, минимальные пробеги подвижного состава, безопасность движения и маневровой работы, сохранность грузов и иметь достаточную прилегающую территорию для перспективного развития.
Железнодорожные станции тяготеют к районам погрузки – выгрузки грузов и посадки – высадки пассажиров. Как правило, формируется ряд связанных между собой соединительными линиями станций, которые представляют собой единый технологический комплекс по обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок – железнодорожный узел. Все раздельные пункты, входящие в узел, специализируются по характеру работы. В районах мегаполисов и крупных промышленных центров сооружаются несколько пассажирских и грузовых станций, которые выполняют работу с определенными категориями пассажиров (в дальних, местных, пригородных перевозках) и грузопотоков (контейнерные, минерально-сырьевые, строительные, лесные и др.).
Организацией работы раздельного пункта занимается начальник станции. Оперативные проблемы пропуска и переработки поездопо-токов, обслуживания пунктов грузовой работы решают станционный, маневровый диспетчер или дежурный по станции. На станциях, выполняющих значительный объем грузовой работы, в штатное расписание вводится должность диспетчера по грузовой работе. В его функции входит выполнение плана погрузки и выгрузки на грузовом районе и примыкающих подъездных путях, сокращение простоя местных вагонов.
В работе ж.-д. станций актуальными являются задачи сохранения существующего технического оснащения, интенсификации использования их ресурсов за счет привлечения грузов и пассажиров с автомобильного и воздушного транспорта, предоставления комплекса различных услуг, снижения эксплуатационных расходов, а также при необходимости – реконструкция существующих и строительство новых станций.