Торгово-бытовое обслуживание железнодорожников развивалось вместе со строительством железных дорог. При этом особое внимание уделялось развитию торговли на линейных станциях. В целях улучшения организации рабочего снабжения на железных дорогах и усиления прав и ответственности органов железнодорожного транспорта по выполнению этой задачи в июле 1933 г. постановлением СНК СССР вместо транспортной кооперации при дорогах, крупных станциях, депо, заводах были созданы отделы рабочего снабжения (ОРСы), а в НКПС – центральный отдел рабочего снабжения (Главорс). Начальники ОРСов являлись помощниками начальников дорог, депо, директоров заводов.
В 2000 г. на железнодорожном транспорте насчитывалось 15 дорожных центров рабочего снабжения (ДЦРС) и 114 ОРСов с многочисленными предприятиями торговли, общественного питания, производства продуктов питания и промышленных товаров, а также отраслевой центр рабочего снабжения «Желдорторгснаб», осуществляющий производственно-торговую деятельность в основном по обеспечению потребностей в товарах народного потребления. Основными задачами этих подразделений являются снабжение работников железнодорожного транспорта и членов их семей, проживающих на территории линейных станций и железнодорожных узлов; круглосуточное обеспечение питанием локомотивных, поездных, рефрижераторных бригад, работников путевых машинных станций; обеспечение питанием рабочих, привлекаемых на ликвидацию последствий аварий, крушений и стихийных бедствий; изготовление форменной одежды и других изделий для нужд железнодорожного транспорта. Приоритетным является обеспечение продуктами питания железнодорожных больниц, школ, детских дошкольных учреждений и других социально значимых объектов. В процессе реформирования в отрасли сохраняются 14 дорожных центров рабочего снабжения, 95 ОРСов, 2300 магазинов, 1200 предприятий общественного питания, 219 хлебозаводов, 70 предприятий бытового обслуживания.