В 1983-1985 гг. Тепловозный н.-и. институт (ВНИТИ), Коломенский завод и ряд других организаций разработали конструктивную схему атомовоза с реактором на быстрых нейтронах типа БОР-60. Проработаны варианты компоновки ж.-д. энергетической установки, которая может быть использована в качестве локомотива (газотурбовоза) или передвижной электростанции. Локомотив состоит из трех секций: средняя – реакторная на двух четырехосных тележках, две крайние секции – тяговые на базе экипажной части серийных тепловозов 2ТЭ116 (рис. 5.30).
Реактор на быстрых нейтронах типа БОР-60 эксплуатируется с 1968 г. Техническая характеристика реактора: тепловая мощность – 60 мВт; ядерное топливо – UO2; теплоноситель первого и второго контуров – натрий-калий (Na-K); температура натрия первого контура на входе в реактор 360-480 “С, на выходе из реактора более 600 “С; диаметр активной зоны 400 мм. Схема установки БОР-60 трехконтурная: два контура с натриевым теплоносителем, третий – воздушный. В теплообменнике третьего контура (Na-K – воздух) воздух нагревается до 600 “С (для газотурбинной установки – ГТУ). Проработано применение серийной ГТУ типа Д-012Т-3, которая в исходном состоянии при температуре газа перед ГТУ 820 °С имеет мощность 5 МВт и кпд 24%. В атомовозе при температуре газов перед ГТУ 600 °С ее мощность равна 2,5-3 МВт (в зависимости от степени регенерации) и кпд ок. 20%. Активная зона, где размещены пакеты с теплоэлементами, окружена экранами-отражателями из UO2, стали и необогащенного урана. Выбранный тип реактора позволяет в перспективе иметь теплоноситель, обеспечивающий более высокую температуру – до 800 “С.
Применительно к локомотиву тепловая мощность реактора принята равной 30 МВт, что позволяет получить на ободе колес касательную мощность локомотива 5,0-6,0 МВт. Масса реактора с биологической защитой, теплообменниками и системами управления – ок. 140 т. Размеры установки позволяют вписать ее в габарит 1-Т. Биологическая защита реактора обеспечивает выполнение норм радиационной безопасности (НРБ-76) для обслуживающего персонала. Требования по безопасности для населения могут быть надежно обеспечены путем регламентации частоты и скорости прохождения атомного локомотива по станционным путям, а также изменения в этот период его номинальной мощности.
Проработаны варианты компоновки силовых агрегатов атомного локомотива. Для сосредоточенной массы реакторной секции можно использовать 4-осные тележки тепловоза ТЭМ7, при этом осевые нагрузки могут быть получены в пределах 225 кН. Возможно создание специальных 4-осных тележек или использование тележек 8-осных вагонов. Каркас кузова воспринимает статические и динамические нагрузки, нагрузку от ядерного реактора с защитно-силовым корпусом. Каркас состоит из двух сварных продольных балок коробчатого сечения, соединенных стяжными ящиками автосцепок, шкворневыми балками и рядом межрамных креплений.
В крайних секциях расположены силовые агрегаты: турбогенераторы, компрессоры, вспомогательный дизель-генератор для перемещения локомотива без атомного реактора, тормозной компрессор, пусковой электродвигатель и др.