Содержание
- 1 Автоматизированная система управления перевозками грузов
- 2 Автоматизированная система управления пассажирскими перевозками
- 3 БКО
- 4 ЭКАСИС
- 5 ЭСУБР
- 6 АСУ-ПВ
- 7 ЭФИС
- 8 РАСПИСАНИЕ
- 9 СЕРВИС
- 10 АРХИВ
- 11 АСУ-Л
- 12 ЕК АСУФР
- 13 Комплекс информационных технологий
- 14 Автоматизированная система управления персоналом
- 15 Информационно-аналитическая система экономического мониторинга и прогнозирования
- 16 Центр ситуационного управления
Автоматизированная система управления перевозками грузов
Автоматизированная система управления перевозками грузов включает следующие составляющие, функционирующие в условиях постоянного информационного взаимодействия: автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП); система обработки и выдачи отчётных данных о работе дорог и сети (ДИСКОР); единые центры диспетчерского управления (ЕЦДУ); автоматизированные системы и отдельные АРМ для линейных объектов (АСУ СС, КС АРМ, АСУ ГС, АСУ КП, АРМ ТВК, АРМ СПВ и т.п.).
АСОУП является центральной частью системы, реализует технологии оперативного управления, обеспечивает взаимодействие линейного и дорожного уровней, связь соседних ж. д., питает необходимой информацией сетевой уровень, дорожные единые центры диспетчерского управления. Реализованные для АСОУП общесистемные средства стали общей основой для остальных систем дорожного уровня.
В составе АСОУП реализованы следующие задачи:
Электронизация документооборота по натурным листам (на базе создания поездных моделей дорог – ПМД) – функционирует как трехуровневая вычислительная сеть по обработке натурных листов (ГВЦ МПС; ИВЦ железных дорог; около тысячи станций, оборудованных АСУ, АРМ и др. абонентскими пунктами с механизмом информационного взаимодействия всех составляющих). Основные задачи:
- подготовка натурных листов на формируемые поезда;
- извещение диспетчерского аппарата (в том числе ДНЦ) о составах поездов;
- передача ТГНЛ между станциями и дорогами;
- подготовка документов на расформирование прибывших поездов (сортировочный лист, справка пункта технического обслуживания, размеченная ТГНЛ, накопительная ведомость и т. п.);
- контроль нарушений плана формирования;
- контроль полновесности и полносоставности поездов;
- подготовка отчётности о передаче поездов, вагонов и контейнеров по междорожным и межотделенческим стыкам;
- подготовка отчётности о передаче поездов, вагонов и контейнеров по междорожным и межотделенческим стыкам;
- слежение за спецподвижным составом.
Оперативный пономерный контроль за погрузкой-выгрузкой вагонов (ОКПВ) обеспечивает учет погрузки-выгрузки каждого вагона с отражением данных в специальной базе АСОУП (модель погрузки-выгрузки). На основе этих данных формируются все необходимые учетные и отчетные документы для оперативного управления перевозками (включая отчеты ГО-1, 2, 3, 4, 6). В ОКПВ реализована также задача подбора вагонов под погрузку грузов с учетом паспортных данных вагона (объема кузова вагона). В АСОУП поступает 100% данных о погрузке-выгрузке. По мере внедрения АРМ ТВК повышается оперативность и содержательность этих данных.
Оперативный контроль за дислокацией и работой локомотивов и локомотивных бригад (ОКДЛ и ОКДБ) обеспечивает создание в АСОУП пономерных локомотивных и бригадных моделей дорог: на их основе реализованы информационные технологии оперативного управления локомотивным парком, в том числе автоматизировано информационное обеспечение работы ТНЦ и ДГПЛ в рамках единого центра диспетчерского управления.
Автоматизированная информационная система электронной дорожной ведомости (АИС ЭДВ) является комплексом информационных технологий безбумажного оформления документов на перевозки грузов. В действующей АСОУП созданы средства ведения поотправочных моделей (во взаимодействии с АРМ ТВК и ЕК ИОДВ) и на их основе экспериментально отрабатываются все элементы технологии АИС ЭДВ (на выделенных полигонах железных дорог).
Важнейшим приложением является информационное взаимодействие с иностранными железными дорогами на основе международных стандартов ЭДИФАКТ (в том числе по программе ТЭДИМ).
Автоматизированный банк данных парка вагонов (АБД ПВ) обеспечивает информационную поддержку раздела вагонного парка между государствами и ввода взаиморасчётов за пользование «чужими» вагонами.
Важнейшим развитием системы АСОУП стало создание пономерных вагонных моделей (АБД ПВ, ВМД) и информационных ресурсосберегающих технологий первой очереди системы ДИСПАРК, что обеспечило:
- функционирование системы взаиморасчетов между государствами за пользованием вагонами;
- раздельное управление парками своих и «чужих» вагонов;
- повышенную сохранность собственного инвентарного парка;
- возможность начать работы по созданию новой системы обслуживания и ремонта вагонов (с учётом фактических объёмов работы);
- реальный контроль за использованием собственных вагонов;
- соблюдение сроков доставки грузов в вагонах и т. п.
Пономерные контейнерные модели (ДИСКОН). Разделение контейнерного парка между государствами СНГ и необходимость увеличения объема перевозок грузов в контейнерах делает актуальной задачу повсеместного внедрения пономерных контейнерных моделей (КМД). Реализованы средства ведения контейнерных моделей в АСОУП и с 1999 г. начато их массовое внедрение на дорогах РФ.
Система информационного сопровождения перевозки грузов. Реализация предыдущих этапов развития АСОУП создала необходимую информационную базу для внедрения управляющих режимов, обеспечивающих через диспетчеров единый центр диспетчерского управления и аппарат ДЦФТО соблюдение всех необходимых условий перевозок (включая соблюдение сроков доставки, доставку по специальному графику, исключение несанкционированных переадресовок грузов и т.п.).
Развитие АСУ перевозками грузов предполагает создание трех уровней управления:
- Центр управления перевозками МПС;
- региональный центр управления перевозками;
- автоматизированная информационно-управляющая система на базе опорных центров линейного уровня.
ЦУП МПС обеспечивает: управление сетевыми вагонопотоками и грузопотоками; взаимосвязь с представительствами всех видов транспорта России, взаимосвязь с крупными клиентами, операторскими компаниями, портами, пограничными станциями, взаимосвязь с зарубежными потребителями транспортных услуг; взаимосвязь с департаментами по территориально-техническому обеспечению.
Региональный ЦУП выполняет подобную работу, но в пределах технологически замкнутой части железных дорог. В его состав также входят все поездные диспетчеры региона.
Опорные центры позволяют объединить несколько станций в единый комплекс для организации работы на местах.
Каждый уровень оснащается мощными серверами баз данных и приложений, взаимодействие которых осуществляется через отраслевую систему передачи данных. В ЦУП МПС используется табло коллективного пользования. Через АРМ ДНЦ обеспечивается стыковка информации диспетчерской централизации и диспетчерского контроля с данными единой модели перевозочного процесса (МПП). Основной поток корректировок модели перевозочного процесса рождается на линейном уровне, при автоматизации технологических процессов сортировочных, грузовых, наливных, припортовых, пограничных станций. Особенностью нового линейного уровня АСУ является решение вопросов его взаимодействия с системой автоматической идентификации «ПАЛЬМА» и станционными устройствами железнодорожной автоматики.
Автоматизированная система управления пассажирскими перевозками
Автоматизированная система управления пассажирскими перевозками (АСУ-ПП) является человеко-машинной системой коллективного пользования, включающей совокупность административных, технологических, программных и технических средств, позволяющих производить в реальном масштабе времени как обслуживание пассажиров, так и управление пассажирскими перевозками. АСУ-ПП базируется на технических средствах АСУ «Экспресс-2» и «Экспресс-3» и относится к информационно-управляющим системам. АСУ-ПП предназначена для автоматизации и совершенствования управления пассажирскими перевозками в области: продажи билетов во всех видах ж.-д. сообщений; информационно-справочного и сервисного обслуживания пассажиров; багажных, грузобагажных и почтовых перевозок; эксплуатации и ремонта парка пассажирских вагонов; финансово-статистического учета, отчетности и взаиморасчетов за пассажирские перевозки; тарифной политики, экономики и оперативного планирования и организации управления пассажирскими перевозками на основе маркетинговых исследований.
Объектом автоматизации АСУ-ПП являются пассажирское и финансовое хозяйства по их основным информационно-технологическим направлениям. Для обслуживания всей сети железных дорог стран СНГ и Балтии АСУ-ПП охватывает ряд регионов, каждый из которых обслуживается системой «Экспресс-3» или «Экспресс-2». Структурно все системы «Экспресс» объединены в единую вычислительную сеть АСУ-ПП, работающую в реальном масштабе времени и по единому технологическому процессу обслуживания пассажиров и работников железных дорог.
Все региональные системы «Экспресс» имеют общий распределенный банк данных, на базе которого осуществляется их взаимодействие и функционирование. Входной информацией АСУ-ПП являются заказы и сообщения, поступающие от ее абонентов через кассовые терминалы, АРМ персонала, справочные устройства. Абонентами-пользователями АСУ-ПП являются кассиры билетных и багажных касс, работники служб дорог и сами пассажиры, обращающиеся в АСУ-ПП через справочные устройства.
АСУ-ПП осуществляет управление всеми основными технологическими процессами, связанными с перевозкой пассажиров, используя исходные данные об образующихся пассажиропотоках, о наличии парка пассажирских вагонов и его дислокации. Для реализации своих функций АСУ-ПП имеет в каждой физической системе «Экспресс» девять подсистем, выполняющих определенные функции.
БКО
БКО – подсистема билетно-кассовых операций осуществляет оформление и учет проездных документов во всех видах ж.-д. сообщений с учетом действующих правил, тарифов и льгот. БКО каждой системы «Экспресс» содержит свою нормативно-справочную информацию о местах в поездах, отправляющихся с данного региона. Заказы в БКО поступают по линиям связи с кассовых терминалов, на которых работают билетные кассиры, обслуживающие пассажиров.
ЭКАСИС
ЭКАСИС – комплексная автоматизированная информационно-справочная подсистема АСУ-ПП предназначена для информационного обслуживания пассажиров во всех видах ж.-д. сообщений. Она выполняет справочно-информационные заказы, поступающие по линиям связи от кассовых терминалов, справочных устройств (киоски, информаторы), сети ИНТЕРНЕТ, информационных табло вокзалов, пунктов продажи билетов, других систем и периферийных информационных устройств.
ЭСУБР
ЭСУБР – подсистема АСУ-ПП по управлению багажной работой, включающей оформление и учет багажа, грузобагажа, его погрузку, выгрузку, хранение и розыск. Заказы в ЭСУБР поступают по линиям связи с багажных кассовых терминалов, на которых работают багажные кассиры, оформляющие перевозку багажа и грузобагажа. Накапливаемая в системе исходная информация о погрузке, выгрузке и хранении багажа и грузобагажа используется для его розыска (при необходимости) и планирования с выдачей через АРМ багажных кассиров вариантов плана формирования багажных перевозок и необходимой информации руководству дорог.
АСУ-ПВ
АСУ-ПВ – автоматизированная подсистема АСУ-ПП по управлению парком пассажирских вагонов, реализующая функции управления эксплуатацией и ремонтом вагонов. Она функционирует на уровне линейных предприятий, на уровне дорог и верхнем уровне МПС. Информационной основой АСУ-ПВ является база данных парка пассажирских вагонов, которая доступна всем заинтересованным пользователям на каждом уровне управления. Функции АСУ-ПВ: учет состояния и дислокации парка; учет браков с вагонами, находящимися в поездах и при маневровых работах; управление резервом проводников; составление и контроль за выполнением планов деповского и капитальных ремонтов; перспективное планирование; расчет пробега вагонов; выдача информации о конструктивном устройстве, использовании, местонахождении и ремонте каждого вагона, включая все отчетные документы по установленным формам; выдача рекомендаций по повышению безопасности движения вагонов.
ЭФИС
ЭФИС – подсистема АСУ-ПП финансового и статистического учета и взаиморасчетов за пассажирские перевозки. Обеспечивает получение необходимой отчетности во внутригосударственном, межгосударственном и международном ж.-д. сообщениях. Осуществляет контроль за финансовой деятельностью билетных и багажных кассиров, выдавая отчетные документы по их финансовой деятельности в разрезе билетных (багажных) касс и пунктов продажи в целом. Позволяет вводить и учитывать перевозочные документы, оформленные дополнительно через кассовые терминалы по ручной технологии. Ведет материальный учет всех бланков проездных документов, поступающих на склад и выдаваемых кассиру. Организует архив долгосрочного хранения финансовых отчетностей. Финансовая и статистическая отчетность может выдаваться через кассовые терминалы, АРМ и печатающие устройства вычислительных комплексов систем «Экспресс», а также по линиям связи при взаиморасчетах между государствами за перевозки.
РАСПИСАНИЕ
РАСПИСАНИЕ – подсистема АСУ-ПП по подготовке и вводу нормативно-справочной информации в период смены расписания поездов.
СЕРВИС
СЕРВИС – подсистема АСУ-ПП обеспечивает взаимодействие с другими (не железнодорожными) системами как для оформления проездных документов в смешанном сообщении, так и предоставления по требованиям пассажиров разнообразных услуг.
АРХИВ
АРХИВ – подсистема АСУ-ПП, обеспечивающая архивирование исходных данных с целью их дальнейшего использования при управлении пассажирскими перевозками и контроля за функционированием региональных систем «Экспресс».
АСУ-Л
АСУ-Л – подсистема АСУ-ПП, обеспечивающая регулирование пассажирских перевозок путем установления оптимального соотношения между потребностью населения в перевозках и имеющимся в наличии парка пассажирских вагонов в условиях колебания пассажиропотоков. Подсистема осуществляет оценку эффективности назначения, регулирования составности и отмены пассажирских поездов по фактическим данным об использовании мест в поездах, использовании коммерческих скидок и доплат за повышенный уровень сервиса.
Терминалы и АРМ АСУ-ПП – периферийные устройства, предназначенные для обслуживания пассажиров и работников железных дорог.
По назначению терминалы и АРМ подразделяются на кассовые терминалы, устанавливаемые в билетных кассах для оформления проездных и багажных документов в разных видах сообщений; справочные (информаторы, киоски) терминалы для получения самими пассажирами необходимой им информации; терминалы для контроля и продажи проездных документов в поездах и вагонных участках; АРМ специалистов по эксплуатации и ремонту пассажирских вагонов, оборудуемые в депо, вагонных участках, управлений дорог и в МПС; АРМ пассажирских и финансовых работников и диспетчеров по управлению пассажирскими перевозками.
Печатающие устройства кассовых терминалов АСУ-ПП предназначены для оформления пассажирам проездных документов и отчетных финансовых, вспомогательных и справочных документов.
ЕК АСУФР
Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами(ЕК АСУФР) создается согласно Концепции информатизации ж.-д. транспорта России.
Целью создания ЕК АСУФР как единой информационной системы управления финансовыми потоками отрасли является:
- получение оперативной и достоверной информации на всех уровнях управления, средств анализа, планирования, контроля выполнения планов и исполнения бюджетов;
- достижение новых качественных характеристик управления и новых управленческих функций.
ЕК АСУФР предназначена для реализации финансово-экономической модели управления отраслью с помощью программно-аппаратных средств и средств связи. Ее основные функции:
- оперативный сбор финансовой информации; финансовое планирование и контроль выполнения планов;
- составление бюджетов и контроль их исполнения;
- прогнозирование и моделирование результатов управленческих решений;
- контроль над параметрами финансовой деятельности и оповещение при достижении «критических» результатов;
- учет затрат на производство по подразделениям и видам деятельности.
Областью использования ЕК АСУФР как системы с многоуровневой архитектурой являются все объективно существующие в отрасли контуры управления финансовой деятельностью, а именно:
- Департамент финансов МПС (сетевой уровень);
- финансовые службы железных дорог (дорожный уровень);
- финансовые отделы отделений железных дорог (уровень отделений);
- бухгалтерии обособленных подразделений железных дорог (линейный уровень).
ЕК АСУФР предназначена для автоматизации функций Департамента финансов и организаций, осуществляющих учетные и финансово-расчетные операции на уровне отрасли, финансовых служб управлений дорог, ТЕХПД на уровне управлений дорог, финансовых отделов отделений дорог, бухгалтерий на всех уровнях управления отрасли. Структура системы определяется с учетом того, что основой ЕК АСУФР на всех уровнях управления отраслью является система управления предприятием фирмы SAP R/3.
Департамент финансов МПС в рамках ЕК АСУФР решает следующие задачи: ведение сводного бухгалтерского учета и отчетности на уровне МПС; сведение финансовой и бухгалтерской отчетности дорог и подведомственных предприятий; методическое обеспечение подведомственных структур и организаций и контроль над ведением бухгалтерского учета в них; финансовое планирование результатов по дорогам в целом, по отдельным дорогам и предприятиям; анализ, прогнозирование и оптимизация платежей в бюджет и других обязательных платежей МПС, дорог и предприятий; управление (в том числе расчеты) и анализ дебиторской и кредиторской задолженностью в целом по МПС и в разрезе дорог и предприятий; анализ и управление финансовым состоянием и результатами хозяйственной деятельности дорог и МПС в целом.
Финансовая служба Управления дороги в рамках ЕК АСУФР решает следующие задачи: ведение сводного бухгалтерского учета и отчетности на уровне дороги, сведение отчетности НОД и предприятий дорожного подчинения; ведение бухгалтерского учета по Управлению дороги; контроль ведения бухгалтерского учета на отделениях дороги и предприятиях железных дорог; анализ и управление финансовым состоянием дороги и ее предприятий (в том числе перечисление средств фондов); оперативное планирование и контроль объемов перевозок и доходов предприятий дороги; расчет планируемой и фактической прибыли (убытков) и ее распределение (определение источников покрытия); расчет и планирование налогов и других обязательных платежей; управление и анализ дебиторской и кредиторской задолженностью в целом по дороге и в разрезе предприятий; анализ и управление запасами в целом по дороге и в разрезе предприятий.
Финансовый отдел Отделения дороги в рамках ЕК АСУФР решает следующие задачи: ведение бухгалтерского учета в отделении и контроль за его ведением на предприятиях; формирование оперативной текущей информации по расходам; контроль за использованием финансовых ресурсов; формирование предложений в финансовые планы по Отделению дороги и его предприятиям; формирование ответов на запросы верхних уровней управления.
Бухгалтерия обособленного подразделения в рамках ЕК АСУФР решает следующие задачи: ведение первичного бухгалтерского учета на предприятии, формирование и передача отчетных форм на верхний уровень управления; управление кредиторской задолженностью, в том числе расчеты различных типов между предприятиями и учет затрат; формирование оперативной текущей информации по расходам и передача ее на верхний уровень управления; формирование предложений в финансовые планы по предприятию; формирование ответов на запросы верхних уровней управления; расчет заработной платы.
Вся информация, обрабатываемая в ЕК АСУФР, подразделяется на четыре уровня:
- уровень 1 – информация, обрабатываемая на уровне обособленного предприятия;
- уровень 2 – информация, обрабатываемая на уровне Отделения дороги;
- уровень 3 – информация, обрабатываемая на уровне Управления дороги;
- уровень 4 – информация, обрабатываемая на уровне МПС.
На каждом уровне состав обрабатываемой информации подразделяется на три типа -нормативно-справочная информация (НСИ), входная информация и выходная информация.
Входная информация для уровня 1 – это первичные и другие документы, непосредственно связанные с хозяйственной деятельностью предприятий. Выходная информация для уровня 1 — это формы стандартной бухгалтерской отчетности линейного предприятия, формы отраслевой отчетности, аналитические отчеты различного рода, результаты работы информационных систем главной книги, дебиторов, кредиторов, контроллинга, финансового менеджмента, а также информационной системы менеджмента, отчетность, предназначенная для передачи на уровень Управления дороги.
Входная информация для уровня 2 – это первичные и другие документы, непосредственно связанные с хозяйственной деятельностью Управления и его подразделений, а также отчетная и другая информация, поступающая из линейных подразделений. Выходная информация для уровня 2 – это формы стандартной бухгалтерской отчетности Управления дороги, формы отраслевой отчетности, аналитические отчеты различного рода, результаты работы информационных систем главной книги, дебиторов, кредиторов, контроллинга, финансового менеджмента, а также информационной системы менеджмента, отчетность, предназначенная для передачи на уровень дороги.
Входная информация для уровня 3 – это первичные и другие документы, непосредственно связанные с хозяйственной деятельностью дороги и ее подразделений, а также отчетная и другая информация, поступающая из Управлений и предприятий. Выходная информация для уровня 3 – это формы стандартной бухгалтерской отчетности дороги, формы отраслевой отчетности, аналитические отчеты различного рода, результаты работы информационных систем главной книги, дебиторов, кредиторов, контроллинга, финансового менеджмента, а также информационной системы менеджмента, сводная отчетность, предназначенная для передачи на уровень МПС.
Входная информация для уровня 4 – это первичные и другие документы, непосредственно связанные с хозяйственной деятельностью МПС и его подразделений, а также отчетная и другая информация, поступающая из Дорог, Управлений и предприятий в составе МПС. Выходная информация для уровня 4 – это формы стандартной бухгалтерской отчетности подразделений МПС, формы отраслевой отчетности, аналитические отчеты различного рода, результаты работы информационных систем главной книги, дебиторов, кредиторов, контроллинга, финансового менеджмента, а также информационной системы менеджмента, информация, предназначенная для передачи в другие министерства и ведомства.
Комплекс информационных технологий
Комплекс информационных технологий (КИТ-3). «Управление инфраструктурой железнодорожного транспорта» включает в себя комплексы информационных технологий по широкому кругу хозяйств, образующих инфраструктуру железнодорожного транспорта (пути и сооружений, локомотивного, вагонного, электроснабжения, С ЦБ, информатизации и связи, грузового, пассажирского, капитального строительства). Технической базой для реализации информационных технологий является единая сеть передачи данных, система баз данных по управлению инфраструктурой ж.-д. транспорта, обеспечивающая единое информационное пространство, и система АРМ пользователей, объединенных в локальные вычислительные сети по организационно-технологическому признаку.
Комплекс информационных технологий управления путевым хозяйством (АСУ-ПХ) предназначен для повышения эффективности управления техническим состоянием пути и социально-экономическим состоянием предприятий путевого хозяйства на всех уровнях управления, а также для оперативного предоставления необходимой информации системам автоматизированного управления перевозочным процессом.
Основные автоматизированные системы, внедренные на ж.-д. сети РФ: АСУ-Путь (автоматизированная система управления содержанием верхнего строения пути), АСУ-ИССО (автоматизированная система управления содержанием искусственных сооружений), АСУ-Земполотно (автоматизированная система управления содержанием земляного полотна), АСУ-Путьмаш (автоматизированная система управления техническим обслуживанием и использованием путевых машин), АСДП (автоматизированная система использования передвижных средств диагностики пути и инженерных сооружений с ЭВМ на борту).
Для внедрения информационных технологий на железных дорогах созданы Центры диагностики службы пути, в задачу которых входит организация работы средств диагностики пути и обеспечение их соответствующего технического обслуживания и метрологического контроля. Центр диагностики службы пути является аналитическим центром по подготовке данных о техническом состоянии пути и инженерных сооружений, взаимодействует со службой пути и с автоматизированными средствами диагностики пути через информационно-вычислительную сеть и центральное хранилище информации в ИВЦ дороги.
Комплекс информационных технологий управления локомотивным хозяйством. В локомотивном хозяйстве основным направлением информатизации является создание автоматизированных систем в локомотивных депо. АРМ дежурного по депо и АРМ нарядчика (старшего нарядчика) выполняют основные оперативные функции и обеспечивают информационное взаимодействие с диспетчерским аппаратом управления перевозками. Важнейшим автоматизированным комплексом, внедренным на сети, является комплекс задач Интегрированной обработки маршрутов машиниста (ИОММ) дорожного уровня, который обеспечивает централизованную обработку документов маршрута машиниста, получение оперативной и статистической отчетности об использовании локомотивов , расходе топлива, электроэнергии, работе локомотивных бригад, включая начисление заработной платы. С 2000 г. начата разработка Единого комплекса ИОММ с созданием сетевой базы данных, который должен объединить эти данные в разрезе субъектов РФ.
Другие задачи автоматизации эксплуатационной деятельности депо решаются на АРМ расшифровщика скоростемерных лент, АРМ инженера цеха эксплуатации, АРМ теплотехника, АРМ машиниста-инструктора и по отдельным функциям – в оперативных АРМ. Непрерывно развиваются автоматизированные системы технического диагностирования (АСТД) состояния отдельных узлов и систем локомотивов, призванные обеспечить необходимый уровень безопасности движения, а также снизить сроки и затраты на диагностику и ремонт.
Комплекс информационных технологий управления вагонным хозяйством. В области информатизации вагонного хозяйства серьезные успехи достигнуты за счет внедрения на сети системы ДИСПАРК, на основе которой проведена начальная паспортизация вагонов и ведется оперативный учет их технического состояния. Для обеспечения работы основных предприятий вагонного хозяйства разработаны и внедрены АРМ ПТО, АРМ ВЧД, АРМ колесного цеха и другие. Дальнейшее развитие информационных технологий ведется в направлении автоматизации контроля технического состояния основных узлов вагонов, влияющих на безопасность движения, разработки автоматизированных систем планирования ремонта грузовых вагонов с учетом фактического их состояния.
Комплекс информационных технологий управления хозяйством СЦБ. По хозяйству СЦБ разработаны следующие комплексы задач:
- анализ состояния, планирование и контроль мероприятий по повышению надежности рельсовых цепей;
- учет и анализ отказов (повреждений и неисправностей устройств СЦБ, аппаратуры связи, ПОНАБ и АЛС);
- учет и анализ технической оснащенности устройствами СЦБ с ведением паспортов по объектам;
- учет и анализ технической оснащенности устройствами проводной и радиосвязи, ПОНАБ, ДИСК с ведением паспортов по объектам;
- планирование, оптимизация, нормирование и контроль исполнения работ по техническому обслуживанию устройств ЖАТС;
- учет и анализ нарушений работы устройств СЦБ и АЛС;
- информационное обеспечение технического обслуживания – ведение журналов, схем, картотек.
АРМ энергодиспетчера участка электроснабжения (АРМ ЭЧЦ) с функциями – автоматизация оперативной работы, контроля безопасности проводимых работ по состоянию объектов управления, процесса производства переключений;
АРМ центрального энергодиспетчера дороги (АРМ ЦЭДП) с функциями – оперативное управление эксплуатацией электроэнергетического хозяйства дороги, оперативное взаимодействие с диспетчерами службы движения по организации «окон» в графике движения, закрытию и открытию движения на перегонах и станциях;
АРМ специалиста по контактной сети (АРМ ЭЧК) с функциями – контроль технического состояния устройств контактной сети, перспективное планирование ремонта и замены устройств контактной сети, учет расходования материалов;
АРМ специалиста по тяговым подстанциям (АРМ ЭЧЭ) с функциями – планирование и управление эксплуатационной работой;
АРМ специалиста района электроснабжения (АРМ ЭЧС) с функциями – контроль состояния обслуживаемых устройств на основании диагностики оборудования, перспективное планирование ремонта и замены обслуживаемых устройств.
Кроме основных хозяйств инфраструктуры, активное внедрение информационных технологий ведется также в грузовом и пассажирском хозяйствах. Особое место занимает собственно инфраструктура информатизации, находящаяся в ведении хозяйства информатизации и связи. Применение информационных технологий для паспортизации программного обеспечения, вычислительной техники и периферии, оборудования сети передачи данных обеспечивает оптимизацию затрат на получение и передачу информационных ресурсов отрасли.
Для дальнейшего повышения эффективности управления инфраструктурой необходим переход от отдельных АРМ к созданию единой информационно-управляющей системы. Технико-экономическая модель управления инфраструктурой ж.-д. транспорта с применением этой системы представлена на рис. 10.2.
Для реализации поставленной задачи необходима разработка автоматизированных подсистем:
- паспортизации объектов инфраструктуры;
- паспортизации ресурсов предприятий;
- управления техническим состоянием;
- контроля соответствия требуемому уровню безопасности движения;
- контроля соответствия заданным объемам перевозок;
- контроля соответствия поставленным стратегическим задачам;
- расчета планов технического обслуживания;
- расчета ресурсов;
- анализа эффективности работы предприятий ж.-д. транспорта.
Разработка и внедрение этих подсистем начаты в 2000 г. и будут поэтапно продолжаться.
Для ускорения их реализации применяются современные технологии проектирования и разработки информационных систем. К началу 2001 г. созданы первая очередь системы ведения единого банка нормативно-справочной информации, системы баз данных объектов инфраструктуры, общесистемного программного обеспечения. На их основе впервые реализованы автоматизированные подсистемы, работающие на новых программно-технических комплексах.
Система баз данных по управлению инфраструктурой железнодорожного транспорта (СБД-И) -обеспечивающая подсистема Комплекса информационных технологий (КИТ-3), реализующая функции формирования, ведения, хранения и актуализации единого информационного пространства на всей сети железных дорог. СБД-И содержит общую для разных хозяйств инфраструктуры полную информацию, необходимую для решения указанных задач, источником которой являются предприятия хозяйств инфраструктуры, а также головные организации (ГВЦ МПС, ИВЦ дорог, проектные и научно-исследовательские институты и др.).
Ядром СБД-И являются данные, предназначенные для всех пользователей МПС и для других пользователей, связанных с ж. д. В состав СБД-И входят общероссийские, отраслевые и локальные классификаторы, описание сети ж. д. России («Транспортная модель»), классификаторы информации для функциональных задач, описание объектов инфраструктуры, описание организационной структуры хозяйств, основные атрибуты предприятий. «Транспортная модель» реализована в виде двух предметных частей: централизованной и распределенной. Централизованная часть включает в себя объекты, необходимые для решения задач верхнего (сетевого) уровня и сопровождаемые на верхнем уровне. Распределенная часть включает в себя объекты, необходимые для решения задач дорожного и линейного уровней и сопровождаемые на нижних уровнях.
Фрагмент СБД-И – логически законченная часть СБД-И, включающая данные об определенной предметной области и проектируемая на отдельном этапе разработки (например, «Транспортная модель»). Понятие
фрагмента СБД-И не связано с физическим представлением данных на машинных носителях.
Централизованная база данных (СБД-Ц) – часть СБД-И, создаваемая на верхнем уровне (МПС), данные которой формируются централизованно на одном предприятии-источнике (головной организации) и находятся в одном центральном хранилище (как правило, ГВЦ МПС или специализированном сервере), откуда распространяются по всей сети ж. д. России.
Распределенная база данных (СБД-Р) – часть СБД-И, данные которой формируются на многих предприятиях-источниках (в основном, линейных предприятиях МПС или дорожных ИВЦ) в одинаковой структуре с помощью одного и того же программного обеспечения и хранятся на серверах предприятий-источников, будучи доступными пользователям всех уровней.
База данных по хозяйству инфраструктуры – единая информационная среда АСУ хозяйства, включающая базу данных коллективного пользования по хозяйству и базы данных функциональных комплексов задач (СБД-П, СБД-Ш, СБД-Т, СБД-В, СБД-Э, СБД-М, СБД-Л, СБД-КС).
Общесистемное программное обеспечение Комплекса информационных технологий состоит из следующих базовых систем.
Система централизованного ведения НСИ предназначена для поддержания в актуальном состоянии централизованной части СБД-И при помощи комплекса технологических мероприятий и программно-технических средств.
Система синхронизации данных предназначена для синхронизации данных между отдельными частями СБД-И (верхнего, дорожного и линейного уровней).
Система поддержки репозитария запросов предназначена для ведения репозитария запросов к СБД-И, позволяет хранить наиболее часто используемые запросы к базе данных в виде, удобном для использования разработчиками и пользователями.
Геоинформационная система железнодорожного транспорта (ГИСЖТ), основой которой является общеотраслевой банк цифровых топографических карт территории России и стран СНГ, имеет также собственные слои объектов инфраструктуры ж.-д. транспорта и программное обеспечение доступа к геоданным (оболочка ГИС).
Библиотеки общесистемных компонентов предназначены для ускорения разработки прикладных комплексов информационных технологий в рамках КИТ-3 путем накопления и использования совместного опыта всех разработчиков, в библиотеки помещаются компоненты, часто используемые разработчиками для доступа к данным, расчета, анализа и пр.
Система информационной безопасности обеспечивает защиту от несанкционированного доступа к СБД-И на всех уровнях.
Автоматизированная система управления персоналом
Автоматизированная система управления персоналом создается в соответствии с Программой «Основные направления развития телекоммуникаций и информатизации ж.-д. транспорта МПС России», в которую самостоятельным разделом входит проект «Мероприятия по информатизации высших и средних специальных учебных заведений МПС России», включающий следующие направления:
- создание единого информационного пространства учебных заведений ж.-д. транспорта;
- организация единой системы документооборота учебных заведений ж.-д. транспорта;
- внедрение стандартной лицензионной почтовой системы, в которой каждый студент и сотрудник получает персональный электронный адрес;
- создание единой системы электронных библиотек учебных заведений ж.-д. транспорта;
- разработка и внедрение стандартной системы управления учебным заведением (АСУ вуз, АСУ техникум);
- использование в учебном процессе современной компьютерной техники и лицензионного программного обеспечения;
- разработка и внедрение технологий дистанционного обучения, создание электронных учебников и обучающих мультимедийных программ.
Типовая локальная вычислительная сеть (ЛВС) высшего учебного заведения ж.-д. транспорта строится на основе технологий Ethernet и Fast Ethernet. В ЛВС используется оборудование компании Cisco Systems – мирового лидера в производстве такого типа устройств. Магистраль центральной сети типовой ЛВС вуза состоит из двух устройств: коммутатора Fast Ethernet Catalyst 29ХХ и маршрутизирующего коммутатора Catalyst 8510. Данные коммутаторы имеют «wire speed» производительность, т. е. они способны без потерь обрабатывать максимально возможное количество пакетов, которые могут поступать со всех интерфейсов.
Виртуальная сеть – это группа рабочих станций, логически выделенная в отдельную сеть по каким-либо признакам, например, по выполняемым этими станциями функциям, по их принадлежности к определенному департаменту в организации и т. д. Виртуальная сеть формируется вне зависимости от физического местоположения станций в ЛВС вуза. Основные преимущества, которые дают виртуальные сети, заключаются в обеспечении безопасности на уровне сети и возможности ограничения широковещательного трафика.
Все используемое в ЛВС вузов оборудование Cisco Systems имеет возможность управления с консоли с помощью Telnet или графического Web-интерфейса (Cisco Visual Switch Manager).
Типовая локальная вычислительная сеть среднего специального учебного заведения ж.-д. транспорта состоит из следующих компонентов:
- структурированная кабельная система (СКС);
- активное сетевое оборудование (АСО);
- коммутационное оборудование (КО);
- серверы служб Ethernet.
СКС обеспечивает подключение к сети рабочих мест пользователей. АСО обеспечивает взаимодействие автоматизированных рабочих мест пользователей, вычислительных средств и коммуникационного оборудования. Сервер служб Ethernet обеспечивает функционирование следующих сервисов: Web, FTP, News, электронная почта.
ЛВС среднего специального учебного заведения ж.-д. транспорта базируется на международных стандартах, обеспечивающих возможность дальнейшего стабильного развития сети, что гарантирует длительный срок ее эксплуатации даже в условиях интенсивно развивающихся информационных технологий.
Автоматизированная система управления персоналом имеет целью формирование в единой коммуникационной среде сети передачи данных МПС РФ интегрированной базы информационных ресурсов, обеспечивающей высокоэффективное управление персоналом предприятия отрасли любого уровня подчинения. Основой данной программы является АРМ Отдела кадров (ОК). Картотека личного состава заводится инспектором отдела кадров линейного предприятия в АРМ ОК, а на другие АРМ данная информация попадает уже автоматически. Передача данных в системе осуществляется по каналам передачи данных (локальные сети, модемы).
В Департаменте кадров и учебных заведений МПС РФ создана и функционирует электронная база данных, охватывающая руководителей и специалистов номенклатуры министра путей сообщения Российской Федерации, начальников железных дорог и начальников отделений железных дорог.
Информационно-аналитическая система экономического мониторинга и прогнозирования
Информационно-аналитическая система экономического мониторинга и прогнозирования (НАС ЭМиП) предназначена для решения задач эффективного тактического и стратегического управления экономикой ж.-д. транспорта на основании мониторинга производственно-экономических показателей работы ж. д.; экономического анализа состояния ж. д.; прогноза экономических показателей, оперативной экономической оценки вариантов управленческих решений.
Система иерархическая, имеет два уровня организационной иерархии: сетевой и дорожный. Основными составляющими ИАС ЭМиП являются информационные хранилища дорожного и сетевого уровня, наполнение которых осуществляется через информационные потоки, формируемые в местах появления информации, и аналитическая надстройка, обеспечивающая решение основных задач системы. Информационное хранилище предназначено объединять и хранить как единое целое информацию из разрозненных оперативных баз данных и транзакционных систем. В рамках аналитической надстройки осуществляется построение экономико-математических моделей, отражающих различные процессы, происходящие на транспорте, например взаимосвязь эксплуатационных расходов с технологическими показателями работы дороги.
Система позволяет решать широкий круг задач, как общих для всех железных дорог, так и специфических, т. к. она содержит упорядоченную и структурированную информацию обо всех необходимых экономических данных, обеспечивающую доступ к любому уровню управления – отрасль, дорога, НОД, линейное предприятие.
ИАС ЭМиП является одним из модулей Центра ситуационного управления МПС РФ.
Центр ситуационного управления
Центр ситуационного управления (ЦСУ) МПС РФ ориентирован на достижение следующих основных целей:
- реализация функций мониторинга (слежения) и оперативного анализа состояния отрасли и ситуации вокруг нее;
- выявление, идентификация и оценка неблагоприятных изменений состояния отрасли и/или внешней среды ее функционирования (потенциальных опасностей и угроз экономическим и другим интересам MflC, исходящим из внешней среды отрасли и среды ее непосредственного окружения);
- поддержка принятия оперативных и стратегических решений по управлению отраслью с возможно полным учетом переменных условий и факторов состояния отрасли и ее внешней среды, а также поддержка оценок возможных последствий принимаемых решений.
ЦСУ МПС представляет собой систему, состоящую из трех центров:
- Главный центр ситуационного управления (ГЦСУ), размещается в здании МПС и предоставляет руководству МПС возможность контроля и анализа ситуации в отрасли, а также проведения совещаний по выработке и принятию как оперативных, так и стратегических управленческих решений;
- Мобильный центр ситуационного управления (МЦСУ), обеспечивает выполнение тех же функций, что и ГЦСУ (кроме поддержки стратегических решений), но в режиме перемещения руководства МПС по сети ж. д. России;
- Экспертно-аналитический центр (ЭЦ), размещается в здании Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта и обеспечивает работу дежурного персонала Центра в режиме мониторинга состояния отрасли, работу привлекаемых экспертов отрасли по подготовке для руководства МПС возможных вариантов оперативных и стратегических решений, а также поддерживает работу руководства МПС в процессе выработки и принятия им решений в ГЦСУ и МЦСУ.
ЦСУ МПС спроектирован как система, глубоко интегрированная по управлению и по данным с другими информационными комплексами, функционирующими в отрасли. Информационное хранилище ИАС наполняется справочными, статистическими, технологическими, экономическими, финансовыми, маркетинговыми данными из систем МПС сетевого и дорожного уровней.
С точки зрения информационно-аналитических функций ИАС ЦСУ отличается от других информационных комплексов МПС в следующем:
- ИАС ЦСУ выполняет сбор и ведение данных о внешней среде отрасли и получает необходимую информацию о состоянии отрасли и среде ее непосредственного окружения путем обращения к информационным фондам других комплексов автоматизации МПС;
- средства аналитической поддержки, реализуемые в ИАС ЦСУ, ориентированы на выполнение функций мониторинга и оперативного анализа состояния отрасли и ситуации вокруг нее с целью выявления, идентификации и оценки неблагоприятных изменений состояния отрасли и/или внешней среды ее функционирования, а также на кратко-, средне-и долгосрочное прогнозирование, на поддержку принятия оперативных и стратегических решений по управлению отраслью с возможно полным учетом переменных условий и факторов состояния отрасли и ее внешней среды;
ЦСУ изначально ориентирован прежде всего на руководство МПС (министр, заместители министра, члены Коллегии, руководители Департаментов) и ведущих аналитиков отрасли по основным направлениям деятельности. Предполагается, что на последних лежит основная тяжесть работы по всесторонней подготовке решений.
Используя ИАС ЦСУ и коммуникационную инфраструктуру МПС, руководство отрасли получает возможность организовывать распределенные телеконференции и видеоконференции по выработке и принятию решений.
ИАС ЦСУ состоит из трех функциональных и трех технологических подсистем. К функциональным подсистемам относятся:
- подсистема мониторинга и раннего предупреждения;
- подсистема поддержки оперативных решений;
- подсистема поддержки стратегических решений.
Технологическими подсистемами являются:
- подсистема информационной поддержки;
- подсистема аналитический поддержки;
- подсистема интерфейса пользователей.
Подсистема мониторинга и раннего предупреждения следит за состоянием отрасли и обстановкой вокруг нее для заблаговременного предупреждения об опасностях или угрозах ее интересам, а также открывающихся благоприятных возможностях для деятельности отрасли. Мониторинг состояния отрасли и ее внешней среды выполняется с помощью системы индикаторов, а функции раннего предупреждения осуществляются при помощи ряда моделей, анализирующих систему индикаторов с точки зрения потенциальных опасностей и угроз ее интересам.
Подсистема поддержки оперативных решений обеспечивает быстрое реагирование на опасности и угрозы интересам отрасли, заблаговременно выявленные подсистемой мониторинга и раннего предупреждения, а также на непредвиденные ею особые ситуации. Как правило, решения такого рода принимаются в условиях жестких временных
ограничений при наличии неполной, противоречивой и недостоверной информации. Разнообразие ситуаций, по которым может потребоваться принятие экстренных решений, – неисчерпаемо. И практически невозможно обеспечить одинаково высокий уровень поддержки принятия решений во всех ситуациях. Поэтому в ЦСУ предусмотрен набор средств, часть которых ориентирована на обеспечение некоторого минимального уровня поддержки принятия решений для максимально широкого круга ситуаций, а другая часть средств ориентирована на более высокий уровень поддержки, но для ограниченного числа конкретных ситуаций.
Подсистема поддержки стратегических решений обеспечивает принятие важных решений в условиях, позволяющих проанализировать ситуацию полностью, охватить каждую ее деталь и каждую возможность, когда решение можно принимать, получив максимально полную информацию. Работа этой подсистемы инициируется руководством отрасли по мере необходимости. Основой подсистемы является набор математических моделей, который в развитом варианте должен поддерживать принятие, по возможности, всего спектра решений, имеющих стратегически важный для отрасли и государства характер. Такие модели должны быть интегрированы с информационным хранилищем ИАС, которое служит для них основным источником исходных данных. Факторы внешней среды рассматриваются в математических моделях в виде совокупности рисков различной природы, рейтинговых показателей, факторов уверенности и ряда других количественных и качественных показателей, которые формируются на основе значений индикаторов внешней среды.
Технологическая подсистема информационной поддержки ЦСУ предназначена для реализации следующих основных функций:
- сбор информации о состоянии отрасли и среде ее непосредственного окружения, поступающей из информационных фондов других комплексов автоматизации МПС (прикладных систем структурных подразделений и служб отрасли);
- сбор, формализация и предварительная оценка исходной информации о внешней среде отрасли, поступающей из различных источников и представленной в различной форме;
- накопление и хранение информации о состоянии отрасли, среде ее непосредственного окружения и внешней среде;
- обработка информации о состоянии отрасли, среде ее непосредственного окружения и внешней среде в целях удовлетворения информационных потребностей пользователей ЦСУ и его функциональных подсистем.
Подсистема информационной поддержки в соответствии с возлагаемыми на нее задачами и ее ролью в ЦСУ МПС построена по принципам так называемой «корпоративной информационной фабрики».
Состав информации, содержащейся в информационном хранилище:
- отраслевые информационные фонды;
- фонды базовой экономической и финансовой информации по России;
- фонды внутриполитической и социально-экономической информации;
- фонд правовой информации (федерального уровня и по субъектам РФ);
- фонды международной экономической, финансовой и политической информации.
Подсистема аналитической поддержки управляет хранением и доступом ко всем информационным и математическим моделям формирования индикаторов состояния отрасли и ее внешней среды, сценариям или вариантам действий для предвидимых ситуаций, опасностей и угроз интересам, моделям оценки и прогнозирования состояния отрасли в целом и различных направлений ее деятельности.
Подсистема интерфейса пользователей обеспечивает интеграцию ИАС ЦСУ лиц, принимающих решение, в качестве ее активного компонента. Подсистема выполняет две основные функции:
- эффективное интерактивное взаимодействие лиц, принимающих решение, с ИАС ЦСУ в процессе выработки ими решения;
- визуализация динамической информационной модели решаемой проблемы на средствах отображения информации коллективного и индивидуального пользования.
Учитывая, что в состав МПС РФ входит множество организаций и предприятий, рассредоточенных по всей территории РФ, и со временем их автоматизированные системы управления будут интегрированы с ЦСУ, система поддержки принятия решений (СППР) реализована на сетевой технологии ATM и на программных продуктах компаний SAS и Informix; аналогичным образом организованы хранилища и витрины данных в других информационных системах МПС. В качестве устройства отображения информации выбрана видеостена фирмы SYNELEC.