Весовое хозяйство представляет собой комплекс устройств для взвешивания подвижного состава с грузом, грузов и багажа. Включает весы различных типов, контрольные весовые приборы и устройства, в том числе весоизмерительные вагоны-лаборатории и весоповерочные вагоны, а также производственно-ремонтную базу (вагоны-мастерские и стационарные мастерские). На ж. д. используются вагонные весы для определения массы грузов вместе с вагоном, в который они загружены, с наибольшим пределом взвешивания (НПВ) — 100, 150 и 200 т; автомобильные — для взвешивания грузов, перевозимых автомобильным транспортом (НПВ 10, 25, 30, 40 и 60 т); товарные (стационарные, врезные и передвижные) — для взвешивания тарных и штучных грузов (НПВ 0,1; 0,2; 0,3; 0,5; 1; 2; 3 т); элеваторные бункерные (ковшовые), установленные на складах, элеваторах для взвешивания зерновых грузов (НПВ 5, 10 и 20 т), а также установленные там же элеваторные автоматические порционные весы (НПВ 0,5; 1 и 2 т). По принципу действия весы (весоизмерительные устройства) делятся на механические и электромеханические.
Для взвешивания грузов, перевозимых в вагонах, и определения массы порожних вагонов на ж. д. применяются в основном автоматические рычажные весы, которые фиксируют массу каждого вагона и регистрируют ее на контрольном талоне. Все более широко внедряются электронные вагонные весы, позволяющие взвешивать вагоны в составе поезда при непрерывном его движении и получать автоматически регистрируемый результат при передаче данных на ЭВМ. При использовании таких весов выявляется общий перегруз вагонов, а также их неравномерная загрузка (по тележкам, осям, отдельным колесам и сторонам кузова), устранение которых положительно сказывается на повышении безопасности. Структура весового хозяйства и порядок метрологического контроля за весовыми приборами, технология взвешивания грузов, требования к содержанию и техническому обслуживанию весовых приборов определяются Министерством путей сообщения. Технические требования к весам и методика измерений и поверок установлены государственными стандартами (ГОСТ 29329-93 и ГОСТ 304114-96). К наиболее существенным метрологическим характеристикам, фиксируемым при поверке и калибровке весов, относятся: наибольший и наименьший пределы взвешивания, цена деления и допустимая погрешность измерения массы груза. При этом также проверяются чувствительность, независимость и непостоянство показаний весов.
Ведомственный контроль за весами в системе МПС осуществляется в виде годовых осмотров-проверок и инспекционных проверок правильности показаний весов, осуществляемых ревизорами. Обслуживание технических средств весового хозяйства, поверка и клеймение весов и весовых приборов производятся в мастерских и лабораториях для ремонта весов, оснащенных образцовыми средствами измерений, гирями и компараторами. Поверка и клеймение производятся при установке весов, после их контрольного и среднего ремонтов и периодически в установленные сроки. Взвешивание грузов на неисправных весах, а также на весах с просроченными датами поверки и клеймения не допускается. Железные дороги могут принимать на техническое обслуживание весы грузовладельцев. Организация взвешивания на весах и уход за ними возложены на приемосдатчиков груза и багажа (в местах общего пользования) или на работников грузовладельцев (в местах необщего пользования).
К 2000 г. на сети ж. д. насчитывалось св. 4500 весоизмерительных устройств, в том числе на станциях 3931 товарных и 443 вагонных весов, а также более 250 весоповерочных вагонов, весоизмерительных вагонов-лабораторий и вагонов-мастерских. Работает созданный на базе 4-осного полувагона весоповерочный вагон модели А-300 (ОАО «Алтайвагон»).