Особые условия предусматривают перевозку грузов, которая не может быть осуществлена на основании общих правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Железные дороги организуют перевозки на особых условиях совместно с заинтересованными грузоотправителями (грузополучателями) на основании договоров. Необходимость перевозок грузов на особых условиях обусловливается обстоятельствами, при которых, например, тара (упаковка) предъявляемого к перевозке груза либо его техническое и качественное состояние не соответствуют требованиям правил перевозок железнодорожным транспортом. На особых условиях могут перевозиться скоропортящиеся, негабаритные, опасные, тяжеловесные и другие грузы. МПС рассматривает заявку на перевозку груза с его краткой характеристикой, согласовывает приемлемые для всех сторон условия перевозки и ответственность за сохранность груза и оформляет единый документ (договор, указание, приказ и т. д.). Имущественная ответственность сторон при организации такой перевозки может быть установлена этим документом. Общие правила ответственности за несохранность груза применяются в том случае, если будет установлено, что утрата, порча (повреждение), недостача, нарушение безопасности движения произошли по причине, не связанной с особыми условиями перевозки грузов.
Ответственность за перевозку
Исполнение обязательства по принятой заявке на перевозку влечет за собой обязательство грузоотправителя предъявить груз к перевозке вместе с накладной и обязательство железной дороги принять груз к перевозке. Между железной дорогой и грузоотправителем заключается договор перевозки. Принятие железной дорогой от грузоотправителя накладной вместе с грузом удостоверяет заключение договора. Железная дорога несет полную ответственность за сохранность принятого к перевозке груза с момента принятия его к перевозке до выдачи грузополучателю или до передачи его согласно установленным правилам другому предприятию или организации.
Ответственность железной дороги за исполнение договора перевозки влечет за собой обязанность возместить грузовладельцу ущерб, причиненный полной или частичной утратой груза, повреждением или несоблюдением сроков его доставки.
Железная дорога несет имущественную ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки и до выдачи его грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить или устранение которых от нее не зависело, например вследствие причин, зависящих от грузоотправителя или грузополучателя; особых естественных свойств перевозимых грузов; недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза при приеме его для перевозки, либо применения тары (упаковки), не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары (упаковки) в пути; сдачи для перевозки груза, влажность которого превышает установленную норму.
Груз, отправленный по соответствующей накладной, но не прибывший в пункт назначения по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки либо 4 месяцев со дня приема груза к перевозке в прямом смешанном сообщении, считается утраченным. Недостача груза — разница между количеством (массой) груза, указанным в накладной, и фактическим количеством (массой) груза, прибывшим в пункт назначения. Повреждение (порча) груза — результат такого воздействия на груз, которое привело к ухудшению его качества и снижению стоимости.
Железная дорога освобождается от имущественной ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, если груз прибыл в исправном вагоне, контейнере и исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо в исправном подвижном составе без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза; если недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом подвижном составе; если перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя; если недостача груза не превышает норму естественной убыли и погрешности измеренной массы нетто; если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие недостоверных, неточных или неполных сведений, указанных грузоотправителем в транспортной ж.-д. накладной.
Железная дорога возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в следующем порядке: в размере стоимости утраченного или недостающего груза в случае его утраты или недостачи; в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза в случае его повреждения (порчи), или в размере его стоимости при невозможности восстановить поврежденный груз; в размере объявленной стоимости груза или доли его объявленной стоимости, соответствующей утраченной, недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, в случае утраты груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, либо из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Наряду с возмещением ущерба железная дорога возмещает взысканную за такой груз плату за перевозку груза и иные причитающиеся железной дороге платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входила в стоимость такого груза.
За просрочку доставки груза, а также порожних вагонов, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими, железная дорога назначения, а в прямом смешанном сообщении сторона, по вине которой допущена просрочка доставки груза, уплачивает пени за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза, если не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, связанных с устранением угрожающей жизни и здоровью людей неисправности транспортных средств или иных не зависящих от железной дороги обстоятельств.
Отправка груза
Под отправкой груза понимается партия груза, перевозимая по железной дороге от грузоотправителя в адрес грузополучателя по одной транспортной железнодорожной накладной. Перевозки грузов железнодорожным транспортом могут осуществляться повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми и маршрутными отправками. Повагонная отправка — груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона. Повагонная отправка может состоять из грузов одного наименования в одной или разной упаковке или грузов разных наименований. Предъявляемый груз разных наименований считается сборной повагонной отправкой. Контейнерная отправка — груз, для транспортировки которого требуется предоставление одного контейнера. Мелкая отправка — груз, для перевозки которого не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера. Количество груза, предъявляемого к перевозке мелкой отправкой, не должно превышать по объему более одной трети вместимости вагона или более одной четверти вместимости (по внутреннему объему) контейнера массой брутто 3, 5, 24 и 30,5 т. Общая масса груза, предъявляемого к перевозке мелкой отправкой, не должна превышать 20 т. При этом масса одного места груза (непакетированного и пакетируемого, размещенного на поддоне или на подкладках) должна составлять: для грузов, перевозимых в крытых вагонах,- не менее 20 кг и не более 1500 кг; для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе,- не менее 1500 кг и не более Ют; для грузов, перевозимых в крупнотоннажном универсальном контейнере,- не более 1500 кг, в среднетоннажном универсальном контейнере — не более 1000 кг. Длина одного места груза, предъявляемого к перевозке мелкой отправкой, должна составлять: для грузов, перевозимых в крытых вагонах,- не более 2 м; для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе,- в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах; для грузов, перевозимых в универсальных контейнерах,-исходя из внутренних размеров контейнеров с учетом требований правил перевозок грузов в универсальных контейнерах на ж.-д. транспорте. Перевозка мелких отправок может производиться в вагонах и универсальных контейнерах (сборный контейнер). Групповой отправкой считается груз, для перевозки которого требуется предоставление более одного вагона, но менее маршрутной отправки. Маршрутная отправка груза осуществляется по одной накладной, для перевозки груза требуется предоставление вагонов, соответствующих нормам, установленным для маршрутов по массе и длине. Масса и длина сетевых маршрутов (маршруты, следующие от станции погрузки до станции назначения в пределах двух и более железных дорог) устанавливаются МПС России, внутридорожных маршрутов (маршруты, следующие от станции погрузки до станции назначения в пределах одной железной дороги) — начальником железной дороги или его заместителем. Перевозка грузов маршрутными или групповыми отправками допускается при соблюдении следующих условий: грузы должны быть однородными; погрузка и выгрузка должна производиться в местах необщего пользования; отправка грузов предъявляется одним грузоотправителем на одной железнодорожной станции отправления; отправка грузов направляется в адрес одного грузополучателя на одну железнодорожную станцию назначения; масса груза и количество вагонов в пути следования грузоотправителем, грузополучателем или железной дорогой не изменяются. Переадресовка отдельных вагонов, следующих в составе маршрутной или групповой отправки, допускается только на железнодорожных станциях назначения с оформлением дальнейшей перевозки по новым перевозочным документам.