Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификация является эффективным инструментом, позволяющим осуществлять контроль за безопасностью продукции; может осуществляться в обязательной и добровольной сферах. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных соответствующими техническими регламентами с учетом степени недостижения их целей. Продукция, подлежащая обязательной сертификации, не может быть реализована без наличия сертификата соответствия.
Добровольная сертификация объектов проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольной сертификации являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
На ж.-д. транспорте сертификация осуществляется в рамках государственной Системы сертификации на федеральном ж.-д. транспорте (ССФЖТ), созданной МПС России в соответствии с Федеральным законом «О федеральном железнодорожном транспорте» и законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». Необходимость наличия такой системы также определена вступившим в силу в мае 2003 г. Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». ССФЖТ функционирует в соответствии с зарегистрированным в Минюсте России и в Госстандарте России документом «Правила Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации» (основные положения — П ССФЖТ 01-96). Руководителем ССФЖТ является заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации, за которым закреплены вопросы стандартизации, сертификации и метрологии. Центральный орган ССФЖТ (ЦОС) создан на базе Департамента технической политики, руководитель которого по должности является руководителем ЦОС. Для всех объектов ж.-д. транспорта единым органом по сертификации является специально созданное МПС России Государственное учреждение «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» (PC ФЖТ), который в установленном порядке аккредитован МПС России на право проведения работ по обязательной и добровольной сертификации ж.-д. объектов. Объектами сертификации в ССФЖТ являются: путь и путевое хозяйство (верхнее строение пути; земляное полотно; искусственные сооружения; путевые машины, автомотрисы, мотовозы, их детали, составные части и оборудование); станционные технические средства; аппаратура и устройства ж.-д. автоматики и телемеханики (средства сигнализации, централизации и блокировки, технические средства обеспечения и контроля безопасности движения); локомотивы, вагоны и моторва-гонный подвижной состав (их детали, составные части и оборудование); контейнеры сред-нетоннажные универсальные и специализированные; оборудование и устройства систем электроснабжения электрифицированных железных дорог (тяговые подстанции, контактная сеть); изделия из металлопродукции для ж.-д. транспорта (элементы верхнего строения пути, колеса, оси, бандажи, колесные центры, тормозные колодки, надрессорные балки, контактный провод и др.); изделия из неметаллических материалов для ж.-д. транспорта (опоры, шпалы и др.); услуги, предоставляемые на ж.-д. транспорте при перевозке грузов и пассажиров; системы качества и производство ж.-д. технических средств; средства измерений, неразрушающего контроля и диагностики отраслевого применения. Конкретная номенклатура объектов ж.-д. транспорта, подлежащих обязательной сертификации, утверждается МПС России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и опубликовывается в открытой печати.
Обязательная сертификация объектов проводится на соответствие их требованиям технических регламентов. До принятия соответствующих технических регламентов действуют утвержденные МПС России нормативные документы, устанавливающие требования безопасности движения, безопасности для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды. Указанные нормативные документы разработаны в категории Норм безопасности на железнодорожном транспорте. В 1998—2003 гг. разработаны нормы на большинство подлежащих обязательной сертификации объектов. Состав и номенклатура обязательных требований устанавливаются исходя из их максимально возможной минимизации при условии гарантированного обеспечения безопасности. Типовые методики проведения сертификационных испытаний объектов ж.-д. транспорта устанавливаются стандартами ССФЖТ. В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» разработка методик испытаний возложена на федеральные органы исполнительной власти, а их утверждение -на Правительство Российской Федерации.
По инициативе Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества Независимых Государств начаты работы по формированию единой системы сертификации на ж.-д. транспорте, основой которой будут гармонизированные правила процедуры, сертификационные требования и методики испытаний (разработка МТК «Железнодорожный транспорт») Советом по железнодорожному транспорту утверждены основные принципы формирования системы обязательной сертификации ж.-д. техники государств — участников Содружества, перечень продукции, поставляемой ж.-д. транспорту, подлежащей обязательной сертификации, и три документа, устанавливающие порядок сертификации ж.-д. продукции — требования к органам по сертификации, испытательным центрам (лабораториям) и порядок их аккредитации. Указанные документы приняты также в качестве правил по межгосударственной стандартизации (ПМГ 38-2001, ПМГ 39-2001 и ПМГ 40-2001) Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации.
ЦОС сформирована сеть аккредитованных МПС России экспертных центров по сертификации (ЭЦС) и испытательных центров (лабораторий) — ИЦ. По поручению PC ФЖТ ЭЦС осуществляют оценку заявленных на сертификацию ж.-д. объектов на соответствие их установленным требованиям, ИЦ проводят по договору с заявителями сертификационные испытания. В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» предусматриваются испытания, проводимые ИЦ по договору с PC ФЖТ. В качестве ЭЦС аккредитуются ведущие научно-исследовательские, проектно-конструкторские и проектно-технологические организации ж.-д. транспорта. В качестве ИЦ может быть аккредитована любая организация независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, удовлетворяющая установленным ССФЖТ критериям аккредитации. Независимые от изготовителя и потребителя ИЦ аккредитовываются на техническую компетентность и независимость и имеют право самостоятельно проводить сертификационные испытания на основе выдаваемого МПС России аттестата аккредитации. Не обладающие независимостью ИЦ, аккредитовываются только на техническую компетентность и могут проводить сертификационные испытания под контролем PC ФЖТ. Непосредственно работы по сертификации проводят эксперты, в установленном порядке аттестованные и внесенные в Государственный Реестр ССФЖТ. Соответствие прошедших сертификацию объектов ж.-д. транспорта установленным требованиям подтверждается сертификатом соответствия установленной формы, зарегистрированным в Госстандарте России знаком соответствия ССФЖТ, который наносится на сертифицированное изделие и товаросопроводительную документацию. В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» вся продукция, прошедшая подтверждение соответствия требованиям технических регламентов, кроме того, маркируется единым знаком обращения на рынке. В течение срока действия сертификата соответствия PC ФЖТ осуществляет инспекционный контроль за сертифицированными объектами ж.-д. транспорта с целью установления, что объект продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации. ССФЖТ взаимодействует с другими системами сертификации в смежных областях деятельности на основе соответствующих соглашений. Сертификаты соответствия, выданные на объекты ж.-д. транспорта в других системах сертификации, признаются, если это предусмотрено соглашением с этой системой. В противном случае вопрос о признании сертификата соответствия решается PC ФЖТ по результатам экспертизы доказательных документов, на основании которых выдан сертификат соответствия.