Схема сертификации — форма сертификации, определяющая совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательства соответствия объекта сертификации установленным требованиям. В качестве указанных действий выступают испытания, анализ состояния производства, проверка и оценка системы качества или производства, оценка процесса и результата предоставления услуги, аналитические исследования документации.
Сертификация систем качества — процедура, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что система качества соответствует установленным требованиям выбранной модели по международным стандартам ИСО серии 9000 или иным нормативным документам. Под системой качества (в международных стандартах ИСО серии 9000 — система менеджмента качества, 2000 г.) понимается совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Общие требования к системам качества установлены в международных стандартах ИСО серии 9000 и соответствующих им государственных стандартах Российской Федерации, дополнительные специфические требования, предъявляемые к системам качества на ж.-д. транспорте, установлены в документах ССФЖТ. Такими требованиями являются обязательное наличие отдела технического контроля у заявителя; осуществление разработки конструкторской документации в соответствии со стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД); проведение цикла технологической подготовки производства в соответствии со стандартами Единой системы технологической подготовки производства (ЕСТПП); применение стандартов Системы разработки и постановки продукции на производство (СРПП); проведение окончательного испытания и контроля в аккредитованных испытательных лабораториях и др.
Сертификация производства — процедура, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что состояние некоторого конкретного производства соответствует относящимся к нему требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 или иных нормативных документов и способно обеспечить стабильность конкретных характеристик продукции или работ в соответствии с нормативными документами. По мере повышения технического уровня и уровня культуры производства сертификация производства, охватывающая только отдельные элементы системы качества, будет заменяться сертификацией систем качества.
Сертификация услуг предоставляется при перевозке пассажиров и грузов. При перевозке пассажиров сертификация осуществляется в законодательно регулируемой сфере в соответствии с Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Правила процедуры установлены утвержденным МПС России и зарегистрированным Минюстом России документом «Правила сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на федеральном железнодорожном транспорте». Сертификации подлежат услуги на железнодорожных вокзалах до отправления поезда, услуги по перевозке пассажиров, услуги в пути следования поезда и услуги, предоставляемые пассажирам по прибытии поезда к месту назначения. Сертификация проводится по показателям безопасности для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды. При сертификации в зависимости от выбранной схемы сертификации оценивается процесс предоставления услуги, результат предоставления услуги, система качества исполнителя услуги. В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» с 1 июля 2003 г. обязательная сертификация услуг должна быть заменена добровольной.
При перевозке грузов сертификация услуг осуществляется в добровольной сфере по инициативе исполнителей услуг с целью подтверждения их соответствия требованиям документов, определяемых заявителем. Номенклатура требований может также определяться потребителем в условиях контракта. Добровольная сертификация услуг, предоставляемых на ж.-д. транспорте при перевозке грузов, введена МПС России с целью оценки соответствия экспедиторских организаций и организаций-операторов установленным МПС России требованиям, предъявляемым к организациям, претендующим на установление партнерских отношений с железными дорогами. Основными требованиями являются наличие у заявителя необходимого опыта работы, финансовой стабильности, материального, кадрового, информационного и организационно-технического обеспечения, необходимого для приема груза к перевозке, прослеживания в пути следования и доставки его потребителю.
Сертификация предприятий, обеспечивающих ремонт железнодорожных технических средств, проводится в добровольной сфере с целью оценки возможности предприятия обеспечивать стабильность показателей безопасности отремонтированных технических средств железнодорожного транспорта. Результаты сертификации учитываются железными дорогами при размещении заказов на ремонт подвижного состава и других технических средств, а также лицензирующим органом (МПС России) при проведении лицензирования деятельности предприятий по ремонту этих средств. При сертификации проверке подвергается техническая оснащенность предприятия и квалификация персонала, оценивается система испытаний и окончательного контроля отремонтированной продукции, проводится анализ состояния производства, проверка системы качества или ремонтного производства.
Сертификация новых технических средств проводится, как правило, параллельно с разработкой и подготовкой продукции к производству с целью экономии средств и сокращения сроков цикла разработки. При сертификации сложных технических средств по решению PC ФЖТ могут учитываться результаты приемочных и других испытаний при условии, что они проводились в аккредитованных в ССФЖТ испытательных центрах по согласованным с PC ФЖТ типовым методикам под контролем PC ФЖТ. Приемочные испытания могут быть учтены при сертификации только в том случае, если по их результатам в конструкцию изделия и технологию его изготовления не были внесены существенные изменения, требующие проведения повторных испытаний. Требования по сертификации вновь разрабатываемых технических средств в тех случаях, когда действующие требования не могут быть предъявлены к ним ввиду принципиальной новизны, разрабатываются и утверждаются МПС России параллельно с созданием технических средств. В тех случаях, когда к вновь разрабатываемым средствам не могут быть применены только отдельные действующие требования, разрабатывается документ — «сертификационный базис», содержащий ссылки на пункты действующих требований по сертификации и дополнительные требования по сертификации, утверждаемый МПС России. При принятии технического регламента в него должны быть внесены в установленном порядке соответствующие изменения. При сертификации вновь разрабатываемых средств, конструкторской документации на которые присвоена литера «О», предусматриваются испытания типа и выдача сертификата соответствия только на подвергшийся испытаниям образец (схема 1). Указанные технические средства предназначены для опытной поднадзорной эксплуатации и обязательной сертификации не подлежат. Для получения сертификата соответствия на другие образцы той же типовой конструкции, кроме испытаний типа должен проводиться анализ состояния производства (схема 1а). При положительных результатах анализа состояния производства может быть выдан сертификат соответствия, распространяющийся на все изделия данного типа, изготовленные по технологии, зафиксированной при проверке и оценке состояния производства. При отрицательных результатах анализа состояния производства сертификация опытных образцов с литерой «О» проводится по схеме 1 с осуществлением полного цикла испытаний. Опытные образцы аппаратуры ж.-д. автоматики и телемеханики, содержащие устройства дискретной и (или) вычислительной техники, подлежат обязательной сертификации (при включении соответствующей аппаратуры в номенклатуру технических средств ж.-д. транспорта, подлежащих обязательной сертификации). Выданный сертификат соответствия является основанием для передачи опытного образца на эксплуатационные испытания.
Сертификация серийно выпускаемых технических средств осуществляется с полным проведением цикла сертификационных работ, включая сертификационные испытания в аккредитованных в ССФЖТ испытательных центрах. Если для серийно выпускаемых средств отдельные требования нормативных документов, введенных в действие после даты утверждения технического задания на их разработку, не могут быть применены физически (отсутствие в конструкции оборудования и элементов, к которым предъявляются сертификационные требования, отнесение требований к новым поколениям средств и т. д.), сертификат соответствия может быть выдан и при отрицательном заключении о соответствии по этим требованиям при наличии соответствующих аргументированных пояснений. В случае несоответствия таких средств отдельным требованиям нормативных документов ввиду их низкого технического уровня, решение о неприменении к ним указанных требований должно быть принято должностным лицом МПС России, утвердившим нормативный документ, содержащий эти требования, исходя из степени потенциальной опасности и объема выпуска средств.
Сертификация серийно выпускаемых технических средств осуществляется с полным проведением цикла сертификационных работ, включая сертификационные испытания в аккредитованных в ССФЖТ испытательных центрах. Если для серийно выпускаемых средств отдельные требования нормативных документов, введенных в действие после даты утверждения технического задания на их разработку, не могут быть применены физически (отсутствие в конструкции оборудования и элементов, к которым предъявляются сертификационные требования, отнесение требований к новым поколениям средств и т. д.), сертификат соответствия может быть выдан и при отрицательном заключении о соответствии по этим требованиям при наличии соответствующих аргументированных пояснений. В случае несоответствия таких средств отдельным требованиям нормативных документов ввиду их низкого технического уровня, решение о неприменении к ним указанных требований должно быть принято должностным лицом МПС России, утвердившим нормативный документ, содержащий эти требования, исходя из степени потенциальной опасности и объема выпуска средств.
На серийные средства, заявляемые на сертификацию, должна быть оформлена конструкторская документация с литерой А (для средне- и крупносерийного производства) и литерой О1 (для мелкосерийного производства и производства ограниченного числа технических средств). Указанные технические средства предназначены для постоянной эксплуатации на сети железных дорог и подлежат обязательной сертификации (при включении их в номенклатуру технических средств ж.-д. транспорта, подлежащих обязательной сертификации). Сертификат на серийно выпускаемые средства может быть выдан только по заявке предприятия-изготовителя, а на опытные образцы — изготовителя или головного разработчика.