Совокупность взаимодействующих или конкурирующих (независимо от формы собственности) видов транспорта и их предприятий при организации перевозок пассажиров и грузов в целях наилучшего удовлетворения спроса на транспортные услуги населения и грузовладельцев и получения необходимой экономической выгоды или социального эффекта образует единую транспортную систему. В ее состав входят пути сообщения, транспортные средства и производственно-управленческий персонал. Единство транспортной системы обеспечивается общей концепцией государственной транспортной политики развития транспортно-дорожного комплекса (ТДК) страны и регионов, предусматривающей полное, своевременное и качественное обслуживание пользователей транспортом и его эффективное функционирование.
Распределение объемов перевозок пассажиров, грузов и грузооборота в транспортной системе России приведены в таблицах 1-3. Удельный вес ж.-д. транспорта во внутренних перевозках составляет 38,7 %, а по грузообороту — ок. 80 %. Доля ж.-д. транспорта в междугородных перевозках пассажиров достигает почти 40 %. Эти показатели свидетельствуют о том, что для России ведущим видом транспорта является железнодорожный.
Транспортно-дорожный комплекс включает около 1,5 млн км наземных путей сообщения с различными обустройствами, зданиями и сооружениями, а также транспортные средства. В этой сфере работает почти 6 млн чел. Транспортная сеть России состоит из 86 тыс. км магистральных ж.-д. путей, более 60 тыс. км ж.-д. подъездных путей предприятий, 1 млн км автомобильных дорог, 95 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 148 тыс. км магистральных газопроводов и св. 65 тыс. км нефте- и нефтепродуктопроводов.
Содержание
Амодальные перевозки
Амодальные перевозки — логистически организованные перевозки грузов различными видами транспорта с единым диспетчерским центром управления перевозочным процессом. Как правило, это смешанные перевозки массовых грузов (угля, руды, контейнеров) в железнодорожно-водном и железнодорожно-автомобильном сообщении. Организация таких перевозок практикуется в странах Западной Европы с разветвленной транспортной инфраструктурой и в некоторых крупных транспортных узлах России.
Трубопроводным транспортом России доставлено нефтяных грузов и природного газа (млн. т): в 1990 г. — 1101, в 1995 г. — 795 и в 2000 г. — 828,9. Грузооборот составил (млрд. ткм): в 1990 г. — 2168; 1995 г. — 1079; 2000 г. — 1916,5.
Интермодальные перевозки
Интермодальные перевозки — без перегрузочный способ доставки груза, при котором в пунктах перевалки груз не перегружается из подвижного состава, а передается на другой вид транспорта в той емкости или вместе с тем транспортным средством, в которые он был загружен в пункте зарождения потока (отправления). В отечественной литературе такие перевозки относят к категории использования транспортно-технологических систем (ТТС). Примерами являются паромные переправы, предназначенные для перевозки грузов вместе с подвижным составом (ж.-д. вагонами или автомобилями) через водные преграды на специальных судах (паромах), ролкерные, лихтеровозные и барже-буксирные ТТС. Такой способ используется также для перемещения грузовых автомобилей с грузом или порожняком на специализированных ж.-д. платформах по участкам пути следования на территории отдельных стран или регионов, в которых введен запрет на движение автомобилей по экологическим соображениям, легковых автомобилей, принадлежащих пассажирам, в прицепных вагонах пассажирского поезда.
К интермодальным перевозкам можно отнести трейлерные, контрейлерные и роудрейлерные перевозки, при которых используется безперегрузочная система перемещения ж.-д. вагона на сменных автомобильных и ж.-д. тележках колесных пар (во Франции, Германии, Италии и других странах).
Мультимодальные перевозки
Мультимодальные перевозки — смешанные (комбинированные) перевозки грузов с последовательной передачей (перевалкой) груза с одного вида транспорта на другой. Различают железнодорожно-водные, железно-дорожно-автомобильные, железнодорожно-трубопроводные и другие смешанные перевозки. Факторами, повышающими эффективность таких перевозок, являются: применение централизованного завоза и вывоза грузов автотранспортом, концентрация перегрузочных, складских и других грузовых операций на крупных станциях и контейнерных терминалах с обеспечением доставки грузов и контейнеров «от двери до двери» и применением принципов логистических технологий по системе «точно в срок». На ж.-д. транспорте создаются собственные автохозяйства для обеспечения прямых смешанных мультимодальных перевозок грузов. На речном транспорте получило распространение смешанное сообщение «река — море», при котором грузы из морского порта в речной или в обратном направлении перевозят в специальных судах, приспособленных для плавания в морских иречных условиях. Объем смешанных перевозок возрастает и составляет ок. 40 % внешнеторговых перевозок грузов.
Приведенная длина транспортных линий
Приведенная длина транспортных линий — сумма сопоставимой протяженности путей сообщения различных видов транспорта. Для наземных видов транспорта она определяется с помощью коэффициентов приведения путей сообщения с учетом сопоставимых уровней их провозной и пропускной способности. При этом за единицу принят 1 км однопутной железной дороги. Для автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием I и II категорий коэффициент приведения равен 0,45, с обычным твердым покрытием III и IV категорий — 0,15, для речного пути −0,25, для магистральных газопроводов — 0,30, нефтепроводов среднего диаметра — 1. Приведенная длина используется для определения комплексного показателя транспортной обеспеченности страны или региона — средней густоты транспортной сети.
Промышленный железнодорожный транспорт
Промышленный железнодорожный транспорт — транспорт необщего (ведомственного) пользования, выполняющий технологические перевозки грузов в сфере материального производства, а также их доставку на магистральный ж.-д. транспорт. В его состав входят ж.-д. подъездные пути предприятий с необходимыми устройствами и оборудованием, в ряде случаев собственный подвижной состав (вагоны и локомотивы) с ремонтным сервисом и соответствующий производственный персонал. Ок. 80 % погрузки-выгрузки грузов, перевозимых по магистральным ж. д., осуществляется на подъездных путях предприятий-грузовладельцев. Промышленный ж.-д. транспорт России включает в себя более 60 тыс. км подъездных путей и выполняет объем перевозок в 2 раза больший, чем магистральный. В 1999 г. перевезено 2437,6 млн т грузов и выполнено 25,3 млрд т-км транспортной работы. Однако средняя дальность этих перевозок составила только 10,6 км.
На базе промышленных предприятий ж.-д. транспорта созданы самостоятельные акционерные общества (АО) по транспорту в металлургической, горнорудной, угольной, лесной, нефтеперерабатывающей, энергетической и других отраслях промышленности. На базе подъездных путей МПС также создано АО Промжелдортранс, развернутая длина путей которого превышает 10 тыс. км. Многие предприятия и организации промышленного транспорта выполняют функции операторских компаний перевозчиков, совмещая также и функции транспортно-экспедиционного обслуживания пользователей магистральных ж. д.
Транспортные коридоры
Транспортные коридоры — условное название совокупности магистральных транспортных коммуникаций с соответствующими обустройствами различных видов транспорта, согласованно функционирующих в определенном направлении и отвечающих стандартам международного уровня. Перевозки по путям сообщения различными государствами предполагают выполнение особых требований, предъявляемых к транспортной инфраструктуре, унификации различных норм и ограничений по техническим условиям безопасности движения и параметрам подвижного состава на отдельных видах транспорта, к транспортным путям, искусственным сооружениям, информационным коммуникациям и комплексу сервисных услуг (терминалы, порты и т. д.).
Географическое положение России позволяет ей с помощью обустройства транспортных коридоров не только улучшить сотрудничество со странами Европы и Азии, но и быть транзитной страной. Транспортные коридоры формируются с учетом развития не только ж. д., но и автомагистралей, речных и морских путей (например, Северный морской путь). См. Международные транспортные коридоры.
Транспортоемкость
Транспортоемкость — макроэкономический показатель уровня транспортной работы страны, определяемый как удельная величина приведенного грузо- и пассажирооборота (в тонно-километрах) всех видов транспорта, приходящаяся на 1 руб. (доллар) валового внутреннего продукта (ВВП) государства. В России этот показатель составляет примерно 14 прив. т-км/руб., в США — 4, Японии — 1,2 прив. т-км/руб. Очевидны спорность и неточность сопоставления этого показателя по странам, так как он зависит от размеров территории страны, уровня развития производительных сил, в том числе транспорта, и состояния экономики. Однако при сопоставимых условиях сравнение этого показателя между регионами может быть использовано для определения уровня транспортного обслуживания. При этом не всегда большее его значение является положительным фактором. Необходимо стремиться к оптимизации транспортоемкости ВВП.
Экономическая дальность перевозки грузов
Экономическая дальность перевозки грузов — показатель, определяемый делением общих размеров транспортной работы всех видов транспорта (грузооборота в тонно-километрах) на объем произведенной продукции. В 1999 г. в России общий объем произведенной продукции (в физическом исчислении) составил ок. 4,7 млрд т, при этом средняя экономическая дальность перевозки равнялась 730 км. Этот показатель может применяться для общих сопоставлений использованных транспортных ресурсов при макроэкономическом анализе, однако следует учитывать некоторые неточности при его определении (технологические перевозки, перевозки импортной продукции, международный транзит, перевозки грузов из запасов, не учтенные в произведенной продукции).