Планирование работы железнодорожного транспорта — разработка показателей всех разделов транспортного плана и принятие решений по стратегии деятельности ж. д. на определенный период времени. План работы ж. д. включает в себя планы: перевозок грузов и пассажиров, работы подвижного состава, содержания и ремонта подвижного состава и постоянных устройств, нового строительства и капитальных вложений, материально-технического снабжения, а также планы по труду и социальным нуждам, эксплуатационных расходов и доходов по основной и подсобно-вспомогательной деятельности. Планы разрабатывают на год с разбивкой по кварталам.
Планирование работы ж.-д. транспорта осуществляют экономические службы ж. д. с участием всех структурных подразделений.
В связи с переходом к рыночным отношениям вместо планирования работы транспорта осуществляют планирование и прогнозирование его финансово-экономической деятельности. Внедряется стратегическое планирование с использованием имитационного моделирования и разработкой оптимистического, пессимистического и базового (среднего) вариантов плана-прогноза.
Методы планирования — способы определения показателей планов и обеспечения их сбалансированности и эффективности. На ж.-д. транспорте применяют следующие методы: маркетинговые, технико-экономических расчетов (нормативные), балансовые, экономико-математические.
Маркетинговые методы предполагают согласование спроса потребителей товаров и услуг с их предложением при расчете всех показателей плана. Методы технико-экономических расчетов, или нормативные, заключаются в определении показателей плана на основе обоснованных прогрессивных норм и нормативов (эталонов) расхода ресурсов.
Балансовые методы заключаются в сопоставлении и сбалансированности потребностей с имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Так, на ж.-д. транспорте используют материальные балансы производства, потребления и перевозок продукции по территориям, балансы подвижного состава, производственных мощностей, запасных частей, рабочей силы, доходов и расходов и т. п.
Экономико-математические методы подразделяются на детерминированные, вероятностно-стохастические методы и др.
Стратегическое планирование — разработка и принятие стратегических решений в форме прогнозов, проектов, программ и планов, предусматривающих выдвижение целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления на ж.-д. транспорте, реализация которых позволит обеспечить эффективное функционирование этих объектов в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды; важнейший элемент управленческой деятельности в отрасли.
При стратегическом планировании создается и поддерживается стратегическое соответствие между целями организации, ее потенциальными возможностями и шансами на успех в области реализации продукции и услуг. Стратегическое планирование опирается на программное заявление о миссии (основной общей цели) организации, формулировку конкретных целей и задач, хозяйственный портфель и стратегию роста. Отличие стратегического планирования от перспективного заключается в направленности его формирования от будущего к настоящему, а не экстраполяция (перенесение) прошлых закономерностей на будущее, как это было ранее при долгосрочном планировании.
В годы экономического кризиса МПС выбрало стратегии низких издержек и более глубокого проникновения на транспортный рынок путем создания и функционирования Системы фирменного транспортного обслуживания. Применяются также стратегии: информатизации (технологическая), реформирования (диверсификации) и инновации. Стратегическое планирование является частью системы стратегического управления в отрасли.
Договор на перевозку — юридический документ (контракт), заключаемый между грузовладельцем или экспедитором и транспортной организацией (железной дорогой) на перевозку определенных объемов грузов в согласованные сроки, по конкретным пунктам отправления, пунктам или дорогам (областям) назначения и с необходимым перечнем юридических адресов и банковских реквизитов сторон. В договоре на перевозку указываются технические нормы погрузки, тип и количество подвижного состава или контейнеров, тарифные ставки и размеры тарифной платы за перевозку, размеры дополнительных плат или скидок, а также другие обязательства сторон. Договоры на перевозку (контракты) заключаются на срок до одного года, а в ряде случаев на несколько лет (долгосрочный договор). Такой контракт иногда называют офертой. Долгосрочные договоры заключаются в основном на перевозки массовых грузов.
Заявка на поставку грузов — основной официальный документ, определяющий запрос (заказ) грузоотправителя на подачу под погрузку грузов определенного подвижного состава. В заявке по форме ГУ-12 указываются наименования станции и дороги отправления, грузоотправитель, его банковские реквизиты и почтовый адрес, род груза, объем перевозки, статическая нагрузка, тип потребного подвижного состава и его количество, пункты назначения при перевозке в местном сообщении (в границах дороги отправления) и дорога назначения в прямом сообщении. Грузоотправитель подает заявку на перевозку в Управление дороги отправления (ДЦФТО) за 10 дней до подачи вагонов под погрузку при перевозке груза по ж. д. внутри страны и за 15 дней при перевозке в международном или смешанном сообщении. Заявки на перевозки грузов являются основанием для разработки технических планов работы ж. д.
Плинирование перевозок — процесс определения показателей планов перевозок грузов и пассажиров на определенный предстоящий период времени. К таким показателям относятся: объем перевозок (отправление) грузов, в том числе по установленной номенклатуре; грузооборот в тарифных тонно-километрах; средняя дальность перевозок; густота (грузонапряженность) перевозок по важнейшим направлениям сети. На ж.-д. транспорте разрабатывают оперативные (месячные и квартальные), текущие (годовые) и перспективные планы-прогнозы перевозок. Показатели этих планов являются исходными данными для разработки производственно-финансового плана работы ж. д. и определения потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах.
Планирование перевозок осуществляется путем разработки бизнес-планов и формирования портфеля заказов по продаже транспортных услуг на основе маркетинговых исследований, проводимых в районах тяготения ж. д., а также прогнозов Минэкономразвития России, конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков с использованием методов прогнозирования и результатов стратегических исследований научно-исследовательских и проектных институтов. Планы-прогнозы перевозок разрабатывают одновременно с подготовкой финансово-экономических планов и согласуют с натуральными и стоимостными показателями работы ж. д. При этом широко используются новые информационные технологии и компьютерная техника.
Рационализация перевозки грузов — совокупность мероприятий по совершенствованию перевозочного процесса и транспортно-экономических связей между отправителями и получателями грузов. Основными целями этих мероприятий являются наилучшее удовлетворение спроса потребителей транспортных услуг, сокращение их издержек на транспорт, улучшение использования транспортных ресурсов, ускорение доставки грузов, выявление и устранение всех видов излишних, нерациональных перевозок грузов. К последним относят встречные перевозки (явные — на одной транспортной линии и скрытые — на параллельных линиях одного или нескольких видов транспорта) одинаковых или взаимозаменяемых по качественным и стоимостным характеристикам видов продукции в определенный период времени; чрезмерно-дальние перевозки, осуществляемые при наличии и возможности использования одинаковой по всем параметрам продукции; излишне-повторные перевозки одного и того же груза при возможности эффективного сокращения перевалок; малотранспортабельные перевозки необогащенных или неочищенных видов сырья, топлива и полуфабрикатов (неиспользование уплотненной погрузки машин, оборудования и другой продукции).
В сфере обращения проводятся оптимизация транспортно-экономических связей (грузопотоков) одноименных (однородных) грузов, рационализация размещения производства, оптовых баз и складов хранения материальных ресурсов. Эти мероприятия должны носить рекомендательный характер и не препятствовать конкуренции между субъектами рынка, обеспечивать полное удовлетворение их спроса на перевозки при минимально-возможном уровне транспортных издержек. Критерием рациональности перевозки является минимум производственно-транспортных затрат. На ж.-д. транспорте России накоплен большой опыт по рационализации перевозок грузов и оптимизации материальных потоков с использованием современных информационных технологий для решения логистических задач в цепи «производство—транспорт-потребление».
Траснспортно-экономический баланс (ТЭБ) — система распределения объемов производства, потребления и перевозок материальных ресурсов по территориальным единицам, как правило, по субъектам России (республикам, краям, областям и крупным экономическим районам). Основой ТЭБ являются территориальные и межотраслевые материальные балансы основных видов продукции: каменного угля, нефти и нефтепродуктов, железной руды, черных металлов, лесной и химической продукции, минеральных удобрений, некоторых строительных материалов, цемента, зерна, сахара и других товаров. В ТЭБ определяются необходимые размеры отправления, прибытия, вывоза и ввоза продукции по рассматриваемым территориальным единицам с распределением по видам транспорта, что служит основой для разработки планов перевозок грузов, установления оптимальных транспортно-экономических связей, в нем находят отражение также возможные размеры взаимного обмена одноименными товарами между регионами.
Транспортно-экономические балансы используются для прогнозирования спроса на транспортные услуги и стратегического планирования работы и развития ж.-д. транспорта, при обосновании инвестиционных программ. Материалы ТЭБ носят, как правило, рекомендательный характер и являются макроэкономическим ориентиром для хозяйствующих субъектов рынка в проблемах спроса и предложения.