Совокупность материально-вещественных объектов, составляющих часть имущества, используемого в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг или для управления предприятием в течение периода, превышающего 12 месяцев, представляет собой основные фонды предприятия. К ним относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, принадлежности и т. п.
Основные фонды (ОФ), функционирующие в сфере материального производства, относят к производственным, а используемые в непроизводственной сфере (жилые дома, школы, больницы и т.п.) – к непроизводственным. Производственные фонды вместе с оборотными фондами образуют производственные фонды организации.
На начало 2000 г. 91,8% основных фондов ж.-д. транспорта имели производственное назначение. От общей их стоимости 58,7% составляли сооружения, в т. ч. 37,7 – земляное полотно и верхнее строение пути, 24,6 – транспортные средства, 8,3 – машины и оборудование, 7,9 – здания и 0,5% – другие виды ОФ.
Для оценки состояния ОФ определяют коэффициент износа или годности (см. Износ основных фондов).
Качество использования производственных ОФ оценивают по показателям фондоотдачи – съема приведенной работы, доходов или чистой прибыли с одного рубля среднегодовой стоимости фондов. Для отдельных групп ОФ показатели фондоотдачи исчисляют как средний объем выполненных работ в натуральном или условно-натуральном выражении, приходящийся на один объект данной группы или на единицу его площади, протяженности и т. п. Так определяют показатели среднесуточной производительности вагонов и локомотивов в грузовом движении, густоты перевозок и др. Предприятия экономически заинтересованы в росте фондоотдачи, поскольку при этом снижаются эксплуатационные расходы (в части затрат на амортизацию и ремонт ОФ), возрастает чистая прибыль. См. Основные средства.
Амортизация основных фондов -постепенное перенесение стоимости основных фондов по мере их износа на себестоимость произведенной продукции, работ, оказанных услуг и использование этой стоимости для последующего воспроизводства фондов. Начисление амортизации производится ежемесячно до полного погашения стоимости объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
До 1998 г. амортизация начислялась линейным способом, т. е. равномерным перенесением стоимости основных фондов на расходы предприятия. Согласно Единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства, утвержденным 22.10.1990 г., норма амортизации при этом способе начисления, например, для земляного полотна ж. д. равна 1%, верхнего строения пути – 4,8%, металлических мостов – 2%, ж.-д. железобетонных платформ – 1,3%, контактной сети – 2%, электровозов – 3,3%, тепловозов – 5%, грузовых вагонов – 3,1%. С начала 1998 г. амортизационные отчисления могут производиться любым способом (линейным, уменьшаемого остатка, списанием стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования либо пропорционально объему продукции). Однако применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего их срока полезного использования.
Амортизационные отчисления не приостанавливаются в течение срока полезного использования объектов, за исключением случаев их нахождения на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации или переведения основных средств на консервацию по решению руководителя организации на срок более 3 мес.
Ряд объектов не подлежит амортизации -жилищный фонд, объекты внешнего благоустройства, объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (например, земельные участки, объекты природопользования и т.д.). По объектам основных средств, сданным в аренду, амортизационные отчисления, как правило, производятся арендодателем.
В целях создания условий ускорения внедрения более прогрессивных машин и оборудования предприятиям ж.-д. транспорта предоставлено право использовать ускоренную амортизацию активной части производственных основных фондов, при которой используется линейный способ исчисления с увеличением нормы годовых амортизационных отчислений на коэффициент ускорения, не превышающий 2. Ускоренная амортизация распространяется не на все объекты активных фондов. Перечень машин, оборудования и транспортных средств, на которых разрешается применять ускоренную амортизацию на ж.-д. транспорте, приведен в Указании МПС РФ № 5-4215 от 25 апр. 1999 г.
Капитальные вложения – затраты (в стоимостной форме) на создание новых и реконструкцию действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. В общем случае они включают в себя прямые, сопутствующие и сопряженные затраты. К капитальным относятся также вложения в подвижной состав и оборудование, не входящее в сметную стоимость объектов.
Прямые капитальные вложения (строительные затраты) состоят из затрат на строительно-монтажные работы (СМР), приобретение оборудования, инструмента и инвентаря для различных служб дороги, а также из прочих затрат (на отвод земельных участков, выполнение проектно-изыскательских работ, содержание дирекции строящегося предприятия и т.д.). Доля СМР в прямых капитальных вложениях ж.-д. строительства составляет более 80%.
Сопутствующие капитальные вложения связаны с объектами, на которые реализация проекта оказывает непосредственное влияние. Например, вложения на усиление участков существующей сети, примыкающих к сооружаемой новой ж.-д. линии.
Сопряженные капитальные вложения связаны с инвестициями в смежные отрасли, обеспечивающие основными и оборотными фондами строительство и последующую эксплуатацию вводимого объекта.
В зависимости от воспроизводимой структуры различают вложения в новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение. На ж.-д. транспорте источниками финансирования капитальных вложений выступают бюджетные, собственные, привлеченные и заемные средства. Основным источником (св. 80%) являются собственные средства.
Основные средства – стоимость основных фондов. Эта стоимость изменяется в процессе эксплуатации основных фондов. Различают полную первоначальную, первоначальную за вычетом износа, полную восстановительную и восстановительную за вычетом износа стоимость основных фондов.
Полная первоначальная стоимость – фактические денежные затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных фондов за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Первоначальная стоимость остается неизменной до ликвидации объекта.
Первоначальная стоимость за вычетом износа отражает остаточную стоимость основных фондов. Она характеризует еще не перенесенную на производственную продукцию, работы или услуги стоимость основных фондов.
Полная восстановительная стоимость определяет стоимость воспроизводства основных фондов в действующих ценах. Для определения ориентировочной среднегодовой стоимости основных производственных фондов служит зависимость: Ф = (Фн + Фк)/2 при Фк = Фн + И – В, где Фн, Фк – стоимость основных фондов соответственно на начало и конец года; И – сумма годовых инвестиций; В – выбытие основных средств за год.
Переоценка основных фондов – установление стоимости основных фондов в действующих ценах (восстановительной стоимости). Инфляция, рост цен на продукцию машиностроения и строительные работы вызывают необходимость регулярно проводить переоценку основных фондов для обеспечения нормальных условий их воспроизводства. Организация имеет право не чаще 1 раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных фондов по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Для переоценки основных фондов на ж.-д. транспорте используются разрабатываемые Госкомстатом России соответствующие коэффициенты, а для отдельных специфических ж.-д. объектов – метод прямого счета, базирующийся на рыночных ценах объектов-аналогов, приведенных в «Методических положениях по переоценке важнейших видов и групп основных фондов железнодорожного транспорта с использованием рыночных цен», утвержденных МПС РФ 18.VI. 1997 г. Необходимость использования метода прямого пересчета обусловлена в первую очередь тем, что коэффициенты могут не устранять разницу в стоимости одних и тех же основных фондов, произведенных в различные годы.
Определение восстановительной стоимости подвижного состава при методе прямого пересчета осуществляется на основе рыночных цен базовых аналогов, в качестве которых принимается подвижной состав, поставляемый ж.-д. транспорту. При отсутствии поставок подвижного состава данного типа при расчете восстановительной стоимости на базе цен объектов-аналогов учитывается разность между объектами по важнейшим технико-экономическим параметрам машин, устройств и т. п. (мощность, грузоподъемность, вместимость, энергоемкость и др.).
Расчет восстановительной стоимости верхнего строения пути методом прямого пересчета базируется на установлении его стоимости по ценам типовых конструкций, учитывающим тип рельсов (закаленные, сырые), тип шпал (железобетонные, деревянные), эпюру шпал, род балласта (щебень, гравий, асбест и др.), тип рельсовой нити (звеньевой, бесстыковой), а также подразделение конструкций верхнего строения пути на главных и станционных путях.
Износ основных фондов – потери начальных потребительских свойств фондов во времени. Различают физический и моральный износ основных фондов. Физический износ вызван использованием фондов в производственном процессе, а также воздействием природно-климатических факторов. Моральный износ обусловлен научно-техническим прогрессом. Коэффициент износа основных фондов представляет собой отношение суммы амортизационных отчислений (износа) по объекту к полной его стоимости.
Износ основных фондов на ж.-д. транспорте составляет ок. 46%. Наиболее изношенными оказались производственные фонды хозяйства сигнализации и связи (св. 56%), локомотивного хозяйства (св. 52%), а также хозяйств электрификации и энергоснабжения (св. 51%). На ряде дорог высокую степень износа имеют основные фонды хозяйства пути (например, на Московской железной дороге
превышает 55%).
Оборотные средства – денежное выражение оборотных производственных фондов и фондов обращения. К оборотным производственным фондам относится часть производственных фондов, состоящая из запасов материалов, топлива, тары, незавершенного производства, к фондам обращения – готовая продукция, денежные средства, дебиторская задолженность.
Оборотные средства постоянно находятся в движении, проходят все стадии кругооборота. На первой стадии они меняют денежную форму на форму производственных запасов, на второй стадии, по мере потребления запасов, их стоимость в одном производственном цикле переносится на стоимость изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. На третьей стадии произведенная продукция, работы, услуги реализуются, и оборотные средства вновь принимают денежную форму.
Оборотные средства ж.-д. транспорта России на начало 2000 г. составили ок. 20% вложений в оборотные и внеоборотные активы, в т. ч. более 42% сформированы за счет собственных источников средств – уставного и добавочного капиталов, фонда социальной сферы, нераспределенной прибыли. Остальные вложения в оборотные средства осуществлялись из краткосрочных заемных источников (кредиторской задолженности поставщикам, бюджету, внебюджетным фондам, банкам и др.).
Повышение эффективности использования оборотных средств может быть достигнуто путем внедрения ресурсосберегающих техники и технологий; ускорения перевозочного процесса и расчетов за перевозки; усиления контроля за формированием и движением оборотных средств, своевременной реализации излишних и ненужных материалов и др.