Материал из ЖД cправочник
Версия от 11:21, 16 августа 2011; Kst (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Тарифная сетка

Тарифная сетка — устанавливает определенные соотношения в размерах тарифных ставок в зависимости от квалификации, сложности труда. Разряды и соответствующие им коэффициенты тарифной сетки показывают, во сколько раз оплата труда соответствующего разряда выше оплаты работ, тарифицируемых по 1-му разряду. На ж.-д. транспорте основой для расчета тарифной ставки является отраслевая единая тарифная сетка, которая состоит из 18 разрядов и предусматривает дифференциацию оплаты труда с соотношением 18-го разряда к 1-му как 1:10,07 (таблица 1). Тарифные коэффициенты сгруппированы по категориям работников и уровню управления и возрастают с более высоким разрядом квалификации. Межразрядная разница в тарифных коэффициентах установлена на уровне 10 % и выше.

Zd 18 tb 6.jpg

Оплата труда рабочих локомотивных бригад производится по видам выполняемой работы в зависимости от видов движения поездов (таблица 2).

Zd 18 tb 7.jpg

При работе в одно лицо (машинист без помощника) тарифные ставки повышаются в зависимости от видов движения и загрузки локомотивов. Также увеличиваются тарифные ставки при работе с тяжеловесными и длинносоставными поездами.
Оплата труда грузчиков и механизаторов, занятых на погрузо-разгрузочных работах, осуществляется в зависимости от рода и массы груза.


Нормирование труда

Нормирование труда — составная часть (функция) управления производством, включающая в себя определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции) отдельными работниками (бригадами) и установление на этой основе норм труда.
Необходимыми считаются затраты, соответствующие эффективному для конкретных условий производства использованию трудовых ресурсов при соблюдении обоснованных режимов труда и отдыха. Нормы трудовых затрат должны устанавливаться и поддерживаться на таком уровне качества, чтобы обеспечивались дальнейший рост производительности труда и повышение эффективности работы всех подразделений ж.-д. транспорта.


Организация труда

Организация труда на предприятии — комплекс мероприятий, обеспечивающий рациональное использование рабочей силы. Она включает в себя соответствующую расстановку исполнителей в процессе производства, разделение и кооперацию, нормирование и стимулирование труда, организацию рабочих мест, их обслуживание и создание необходимых условий труда.
Уровень организации труда определяется уровнем развития средств производства, прогрессивностью применяемой технологии, формами и методами управления трудовым коллективом, состоянием материально-технического обеспечения и др. Организация труда решает три взаимосвязанные задачи: экономическую, психофизиологическую и социальную.


Аккордная система оплаты труда

Аккордная система оплаты труда — характеризуется оплатой не за каждую производственную операцию в отдельности, а за весь комплекс работ, входящих в производственное задание. Размер ее определяется на основе действующих норм времени (выработки) и расценок, а при их отсутствии — на основе норм и расценок на аналогичные работы.
Аккордная оплата труда подразделяется на простую аккордную и аккордно-премиальную. При аккордно-премиальной системе премирование осуществляется за сокращение срока выполнения задания при качественном выполнении работ. Премия устанавливается в размере определенного процента от общей суммы аккордной платы. Аккордная система применяется, например, при оплате работ по ремонту пути, погрузочно-разгрузочных и др.


Повременная оплата труда

Повременная оплата труда — характеризуется тем, что заработок работнику начисляется за фактически отработанное время и определяется умножением тарифной ставки рабочего 1-го разряда на тарифный коэффициент присвоенного разряда квалификации. По способу начисления заработной платы данная система подразделяется на три вида: почасовую, поденную и помесячную.
При почасовой оплате расчет заработной платы осуществляется исходя из часовой тарифной ставки рабочего данного разряда и фактического числа отработанных им часов за расчетный период.
При поденной оплате заработная плата определяется на основе дневной тарифной ставки работника данного разряда и фактического числа отработанных дней (смен).
При помесячной оплате заработная плата рассчитывается исходя из месячных окладов (ставок), числа рабочих дней, предусмотренных графиком работы на данный месяц, и числа рабочих дней, фактически отработанных работником в данном месяце. Повременная система оплаты труда в целях стимулирования труда применяется в сочетании с премированием работников за выполнение и перевыполнение важнейших показателей их работы.
Повременную оплату труда целесообразно применять в следующих условиях: рабочий не может оказывать непосредственного влияния на увеличение выпуска продукции; отсутствуют количественные показатели выпуска продукции; организован строгий контроль и ведется учет фактически отработанного времени, а также при правильной тарификации рабочих в соответствии с их квалификацией и сложностью выполняемых работ.


Стимулирование труда

Стимулирование труда — система мер воздействия на поведение работника для достижения высоких производственных результатов. Для этого на предприятиях используются различные системы премирования. Премия выплачивается за обеспечение рентабельной работы предприятия, улучшение качества выполняемых работ, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции (работ) и др. Премии выплачиваются в соответствии с положениями, разработанными на предприятиях. Для работников, занятых в основной деятельности ж. д., введена ежемесячная выплата вознаграждения за выслугу лет. Размер вознаграждения устанавливается в процентах от месячной ставки (оклада) и зависит от стажа непрерывной работы.


Сдельная оценка оплаты труда

Сдельная оценка оплаты труда — расценка за каждую единицу производственной продукции (выполненной работы). Сдельные расценки исчисляются двумя методами: если рабочим устанавливаются нормы выработки, то сдельная расценка определяется делением дневной тарифной ставки рабочего соответствующего разряда на норму выработки, если применяются нормы времени, то сдельная расценка исчисляется умножением часовой тарифной ставки рабочего соответствующего разряда на норму времени.


Сдельная оплата труда

Сдельная оплата труда — характеризуется тем, что труд рабочего (бригады рабочих) оплачивается по установленным сдельным расценкам за объем фактически изготовленной продукции или выполненной работы. Она устанавливает более тесную связь между объемом выработанной продукции и размером заработка. Прямая сдельная оплата дополняется премией, начисляемой за выполнение количественных и качественных показателей.
Сдельная система оплаты труда эффективна при установлении технически обоснованных норм выработки или норм времени, хорошо поставленном учете выполненной работы (изготовленной продукции) и строгом контроле качества работ.


Численность работников

Численность работников — число работников на определенную дату. Планирование численности работников предприятия связано с показателем использования рабочего времени в течение года, измеряемым в человеко-часах и человеко-днях.
Для планирования численности работников необходимо располагать данными о структуре и объеме производимых работ, выраженных в трудовых затратах, нормах выработки, числе рабочих мест, нормах обслуживания.
Явочная численность работников определяется:

  • по плановым объемам работы и нормам выработки или плановой трудоемкости и нормам времени;
  • по количеству оборудования, технических устройств, обслуживаемых рабочих мест и нормам обслуживания в смену на одно рабочее место;
  • по числу предприятий и штатному расписанию. В зависимости от класса и группы предприятия определяется штат аппарата управления и от структуры предприятия — цеховой персонал.

Списочная численность определяется с учетом работников, назначаемых на замещение во время отпуска и болезни. Дополнительная численность определяется продолжительностью отпуска и рассчитывается по каждой группе работников отдельно.
По сети ж. д. численность работников, занятых эксплуатацией, в 1999 г. составила 1053,5 тыс. человек.


Производительность труда

Производительность труда — показатель эффективности труда, измеряемый объемом продукции, вырабатываемой в единицу времени, или рабочим временем, затрачиваемым на единицу продукции.

Для работников по ремонту подвижного состава показателем производительности труда может служить затрата времени в человеко-часах на ремонт единицы — локомотива или вагона.
Для отраслевых линейных предприятий применяют показатели производительности труда (выработки) одного работника списочного состава, отражающие специфику их работы в едином транспортном конвейере: по железнодорожным станциям (эксплуатационная работа) — число отправленных вагонов; по локомотивным депо — тонно-километры (ткм) брутто.
По сети ж. д. производительность труда составила в 1999 г. 1411 тыс. приведенных ткм. Пути повышения производительности труда на ж.-д. транспорте: научно-технический прогресс, более эффективное использование имеющихся технических средств и, прежде всего, подвижного состава, организация производства и труда, совершенствование
управления.