Материал из ЖД cправочник
Версия от 13:46, 16 августа 2011; Kst (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Техника безопасности – система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных факторов, которые в определенных условиях приводят к травматизму или ухудшению здоровья работающих.
Организационные мероприятия по технике безопасности включают: инструктаж и обучение работающих безопасным методам работы; обучение пользованию защитными средствами, разработку режимов труда и отдыха при выполнении опасных операций.
Технические мероприятия по технике безопасности включают: совершенствование технологических процессов, применение безопасной техники, установку оградительных и блокирующих устройств, внедрение автоматической сигнализации и т. д. Условия труда во многом зависят от определения безопасных рабочих зон. Размеры рабочей зоны определяются в соответствии с полем зрения работающего и с учетом размеров тела человека. Безопасность работ на контактной сети регламентируется также допустимыми расстояниями приближения к опасным элементам и выбором правильной рабочей позы.
Автоматический контроль и сигнализация помогают персоналу осуществлять безопасную эксплуатацию машин, оборудования, контролировать технологические процессы и т. д. К устройствам контроля относят вольтметры, термометры, манометры, указатели уровня масла, на циферблатах которых отмечены красной чертой предельные допустимые значения контролируемых величин. В электроустановках, электровозных и моторвагонных депо применяется двухцветная сигнализация. Красный цвет над канавой в депо указывает, что контактный провод находится под напряжением. При зеленом цвете – напряжение с сети снято. Звуковой сигнализацией снабжают локомотивы, краны, электрокары, дрезины, мотовозы. Звуковые сигналы предупреждают о приближении перемещаемого груза, об опасности наезда, надвиге конструкций пролетных строений, о достижении предельно допустимого уровня жидкости в резервуарах, предельной температуры, давления. Требованиями по технике безопасности предусмотрены: ограждения опасных частей машин и оборудования; защита персонала от пыли, газа, шума, вибраций, поражения электрическим током; создание нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочих местах, в кабинах машиниста, на снегоуборочных и др. машинах, а также в пассажирских вагонах; применение научной организации труда. В технологическом оборудовании и транспортных машинах применяют предохранительные устройства (клапаны, ограничители грузоподъемности, конечные выключатели подъемно-транспортных машин). При выполнении опасных, вредных для здоровья работ используют дистанционное управление. На предприятиях ж.-д. транспорта созданы автоматические и механизированные линии на участках ремонта вагонов и локомотивов, автоматизированы процессы сварки и наплавки, внедрена механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ и т. д.
Знаки безопасности служат для запрещения определенных действий работающих, предупреждения их об опасности и о необходимости применения средств защиты. Например, на границах зон, где не обеспечивается безопасность работающих, устанавливают предупреждающий знак «Осторожно! Негабаритное место!». На сортировочных горках, в местах расцепки подвижного состава устанавливают предписывающий знак с надписью «Работать расцепным рычагом».


Безопасность работ на путях

Безопасность работ на путях обеспечивается комплексом средств защиты, в том числе поездными и путевыми сигналами, ограждениями, оповещением звуковыми и световыми сигналами. Особенность работы на ж. д. состоит в расположении рабочих зон в непосредственной близости или контакте с движущимся или готовым к движению подвижным составом. Из-за увеличения интенсивности и скорости движения поездов, повышения их массы увеличиваются тормозные пути и возрастает опасность наезда на работающих. Наезды составляют более половины случаев производственного травматизма на ж. д., что обусловливается разносторонним движением, ограниченным расстоянием между осями смежных путей, малыми зазорами между габаритами подвижного состава и сооружений, протяженностью фронта работ при ограниченном обзоре, недостаточной освещенностью в рабочей зоне. Эффективность поездных сигналов определяется своевременностью их восприятия машинистом и его действиями. Безопасность работ при сигналах ограждения зависит от машиниста, а в случаях, требующих восприятия поездных сигналов монтерами пути, кроме того, и от сигналистов. Уровень сигналов устройств оповещения выбирается таким, чтобы обеспечить надежное восприятие их работниками, находящимися на ж.-д. пути. Применяют звуковые, световые (в дополнение к звуковым) сигналы, а также кожные раздражители (электрическим током). Для определения времени и характера оповещения используют автоматические устройства, которые измеряют скорость приближения поезда к месту работ. Однако полной гарантии безопасности устройства оповещения не дают. При субъективных ошибках работников, увеличивающих время выхода из опасной зоны, вероятность опасной ситуации резко возрастает. Гарантию безопасности дают только устройства ограждения, исключающие вход подвижного состава в зону работ.

Наезд подвижного состава

Наезд подвижного состава – наиболее частая причина травм у людей, находившихся в пределах опасных зон ж.-д. путей. Значительная часть наездов вызвана плохой видимостью, не позволяющей своевременно обнаружить приближающийся поезд, а машинисту -предпринять своевременное торможение поезда. Причиной плохой видимости могут быть неблагоприятные погодные условия или большая кривизна участков пути. Звуковые сигналы часто заглушаются шумом движущихся по соседним путям поездов, либо шумом механизированного инструмента. Однако большинство наездов обусловливаются субъективными ошибками людей. Основными причинами наездов на работников ж.-д. транспорта и лиц, переходящих пути, являются нарушение правил безопасности перехода перед приближающимся поездом, а также ошибочное занижение расстояния, гарантирующего своевременность выхода из опасной зоны. Значительная часть наездов происходит при пересечении пути, занятого вагонами. Внезапное трогание вагонов приводит к наезду на людей, пересекающих путь под вагонами или находящихся между вагонами. Особенно велика опасность наезда для регулировщиков скорости движения отцепов, составителей поездов, монтеров пути, работников пунктов технического обслуживания. Для предупреждения наезда разрабатываются специальные технические средства защиты, однако они не исключают необходимости субъективных средств защиты, которые приводятся в действие сознанием человека. В формировании индивидуальных средств защиты, приводимых в действие сознанием человека, важную роль играют обучение безопасным методам работы и систематическая проверка знаний по технике безопасности.

Опасная зона на ж.-д. пути

Опасная зона на ж.-д. пути – зона, в пределах которой возможно возникновение травм у людей в результате наезда подвижного состава. Ширина опасной зоны зависит от габарита подвижного состава В и от скорости движения по данному пути. Безопасным считается расстояние от оси пути, равное В/2 + l, где l – зазор безопасности. При скорости движения поезда от 60 до 120 км/ч зазор l принимается равным 900 мм. Ограничение скорости (до 60 км/ч и ниже) позволяет уменьшить l до 300 мм, так как амплитуда боковых колебаний подвижного состава снижается, а аэродинамические силы уже не оказывают влияния на стоящего рядом человека. При выполнении работ вблизи от стоящего состава или вагонов расстояние от стенки вагона должно быть не менее 100 мм. Это исключает возможность травмирования работников предметами, которые подчас выходят за габарит подвижного состава.
Пребывание в пределах опасной зоны еще не означает, что обязательно возникнет опасная ситуация. Степень опасности зависит от расстояния до подвижной единицы, скорости ее движения и времени выхода человека из пределов опасной зоны. Потенциальной опасностью обладает даже стоящий состав, который может внезапно двинуться с места. Поэтому переходить через пути, занятые вагонами, можно только через тормозные площадки либо на расстоянии не менее 5 м от крайнего вагона и не менее 8 м между группами вагонов. Протяженность опасной зоны, создаваемой движущимся поездом, равна его тормозному пути. Степень опасности при нахождении людей в пределах зоны оценивают вероятностью опасной ситуации, которая приводит к травматизму (наезду), если время подхода поезда окажется меньше времени выхода из опасной зоны. Одним из действенных средств повышения безопасности работающих на ж.-д. путях является применение специальных сигналов.

Ограждение от наезда

Ограждение от наезда подвижного состава предусматривает снижение скорости или полное прекращение движения по участку пути, на котором проводятся работы. Ограничения могут накладываться и на передвижения по смежным путям. Ограждение дополняется оповещением о поездных и маневровых перемещениях по ограждаемому и смежным путям. Для ограждения от наездов применяют специальные сигналы, а при необходимости дополнительно выделяют сигналистов. В результате субъективных ошибок машинистов или сигналистов, а также при плохой видимости не исключен проезд запрещающих сигналов. Поэтому наряду с поездными сигналами широко распространены специальные устройства ограждения, которые можно разделить на две группы. Защитное действие устройств 1-й группы основано на создании механического препятствия на участке, где ведутся путевые работы. При ограждении места остановки поезда на станционном пути все стрелки на подходе к этому месту переводят в такое положение, чтобы подвижной состав не мог пройти, а между остряком каждой стрелки и рамным рельсом устанавливают типовые вкладыши, что исключает возможность перевода стрелок, ограждающих зону работ. Широко применяются также тормозные башмаки, фиксируемые зажимами с замком. В пунктах технического обслуживания применяют систему ограждений с использованием тормозных башмаков и съемных сигналов ограждения, смонтированных в междупутье. Ограждение автоматически устанавливается после прохода последним скатом поезда рельсовой педали. Прибывший с поездом локомотив, отходя от состава, приводит устройство в рабочее положение. Система ограждения может включаться также оператором пункта технического обслуживания.
В устройствах 2-й группы ограждение осуществляется в результате воздействия на локомотивные приборы управления. Наиболее просто такое ограждение обеспечивается на участках, оборудованных устройствами автоблокировки и автоматической локомотивной сигнализации. Для этого используют специальные шунты, с помощью которых рельсовые цепи шунтируются. Показания светофоров, ограждающих путь, переводятся в запрещающее положение; на локомотивном светофоре при этом также загорается запрещающий сигнал. Более эффективны автоматические устройства ограждения, воздействующие на систему автоматического управления тормозами (САУТ) локомотива. Такие устройства содержат напольные блоки, сигналы от которых по каналу связи поступают на дополнительный приемник, установленный на локомотиве. С приемника сигналы подаются на дешифратор и далее через согласующее устройство на САУТ локомотива. В таких устройствах, как правило, предусматривается контроль исправного функционирования.


Электробезопасность

Электробезопасность – совокупность методов и технических средств для предотвращения электротравматизма людей. Причины электротравм: прикосновение к токоведу-щим частям сетей или оборудования; прикосновение к нетоковедущим частям оборудования, оказавшимся под напряжением из-за аварии; попадание под шаговое напряжение, возникающее между двумя точками на расстоянии 0,8 м при растекании тока в земле в результате аварии или короткого замыкания. Напряжение на контактной сети постоянного тока 3 кВ или 25 кВ переменного тока. Исход электротравм (от легкого до гибели) зависит от силы тока, времени его действия, состояния окружающей среды, от пути прохождения, рода и частоты тока. При напряжении до 500 В переменный ток опаснее постоянного, при более высоком напряжении постоянный ток опаснее переменного. Сила тока, проходящего через тело человека,- основной фактор, определяющий степень электротравмы. Переменный ток силой 0,6-1,5 мА называется пороговым, ощутимым. При силе тока более 10-15 мА человек самостоятельно не может разжать пальцы руки и освободиться от электропроводов. Ток силой 50 мА поражает органы дыхания и сердечно-сосудистую систему. При 100 мА наступает фибрилляция сердца -беспорядочное сокращение и расслабление сердечной мышцы. При силе тока больше 5А происходит остановка сердца и паралич дыхания.
В ж.-д. электроустановках переменного тока напряжением б кВ и выше (в линиях два провода – рельс, в трехфазных сетях для питания нетяговых потребителей и т.д.) основным способом защиты служит защитное заземление, которое уменьшает напряжение прикосновения до допустимых значений. На предприятиях ж.-д. транспорта в электроустановках напряжением до 1000 В наряду с защитным заземлением применяют зануление, выравнивание электрических потенциалов, автоматическое защитное отключение. Кроме того, используют малые напряжения, не создающие опасности травмирования (6 и 12 В, но не выше 42 В); изолируют токоведущие части; в электрическую сеть включают разделяющие трансформаторы; применяют оградительные устройства, предупредительную сигнализацию, блокировки и знаки безопасности.

Зануление

Зануление в электроустановках напряжением до 1000 В осуществляют преднамеренным соединением частей, нормально не находящихся под напряжением, с глухозаземленной нейтралью генератора (или трансформатора) в сетях трехфазного тока либо с глухозазем-ленным выводом источника однофазного тока. Защитное действие зануления обусловлено автоматическим отключением поврежденного участка сети или электроприемника защитным аппаратом и существенным снижением напряжения на зануленной части в сравнении с фазным.

Выравнивание электрического потенциала

Выравнивание электрического потенциала достигается электрическим соединением металлических частей электроустановок со специальными металлическими элементами (в виде стержней, сеток и т.п.), закладываемых в землю или в электропроводящий пол (например, выравнивающая сетка трансформаторной подстанции, питаемой от линии два провода – рельс).

Автоматическое защитное отключение

Автоматическое защитное отключение обеспечивает быстродействующее отключение электроустановки при возникновении опасности поражения током, срабатывает при токе и напряжении т. н. нулевой последовательности. Автоматическая защита осуществляет также быстрое отключение зоны сети при замыкании на корпус и предотвращает появление пожаров, вызываемых токами утечки (при силе тока более 200 мА).

Электрическое разделение сети

Электрическое разделение сети на отдельные электрически не связанные участки осуществляется при помощи разделяющих трансформаторов, включаемых между приемником электроэнергии и электрической сетью и занулением или заземлением. Электрическое разделение сети позволяет предупредить поражение током благодаря уменьшению ее емкостной и активной проводимости.

Предупредительная сигнализация

Предупредительная сигнализация используется при ограждении токоведущих частей, находящихся под напряжением. Она предупреждает об опасности прикосновения людей к этим частям. Временное ограждение выполняют в виде переносного барьера или натянутого каната с укрепленным на них плакатом: «Стой! Под напряжением». Постоянное ограждение делают из стального листа или сетки.

Блокировки безопасности

Блокировки безопасности исключают случайное снятие ограждений, открывание двери ячейки распределительного устройства, когда внутри ограждения токоведущие части находятся под напряжением. Для обеспечения электробезопасности при работе на контактной сети учитываются размеры рабочей зоны, ритм работы и выделенное время, надежность обслуживаемых устройств и факторы инженерной психологии. При проектировании, монтаже и эксплуатации электрических ж. д. создают объективные средства защиты в местах, представляющих повышенную опасность для персонала.

Изоляция токоведущих частей

Изоляцию токоведущих частей обеспечивают изоляторы, которые отделяют разнопо-тенциальные или находящиеся под напряжением элементы от заземленных. Нейтральные металлические элементы позволяют производить работы на некоторых узлах без снятия напряжения с контактной сети. Нейтральные элементы могут быть постоянными (изолирующие гибкие поперечины, узлы анкеровки проводов и несущих тросов) и временными (отъединенные от контактной сети провода разъединителей, разрядников и отсасывающих трансформаторов). Для обеспечения безопасности обслуживания устройств контактной сети, которые могут оказаться под напряжением при нарушении изоляции, применяют защитные заземления, в качестве которых обычно используют рельсовый путь, но иногда защитное заземление выполняется на самостоятельных контурах.
Электробезопасность при техническом обслуживании устройств электроснабжения и автоблокировки обеспечивается применением различных защитных и монтажных средств. К защитным средствам относятся переносимые и перевозимые устройства, служащие для защиты персонала от поражения током. Основные изолирующие защитные средства при работе в установках напряжением выше 1000 В – изолирующие штанги, указатели напряжения, изолирующие и измерительные клещи. К ним относятся также устройства для выполнения ремонтных работ под напряжением: изолирующие съемные вышки, рабочие площадки дрезин и телескопических вышек, лестницы. Защитными средствами при работе на установках напряжением выше 1000 В служат резиновые перчатки, боты, коврики и изолирующие подставки, а в установках до 1000 В – еще и инструмент с изолированными рукоятками. Техническое обслуживание контактной сети высоковольтных линий и связанных с ними устройств проводится с полным или частичным снятием напряжения. Перед работой осуществляют ряд организационных мероприятий: оформление работ нарядом, допуск к работе, надзор за работающими, оформление перерыва в работе, перехода на другое рабочее место и окончания работ. Электробезопасность работ обеспечивается снятием рабочего напряжения с линий и устройств, ограждением места работы, выдачей предупреждений, проверкой отсутствия рабочего напряжения, наложением заземлений, установкой шунтирующих штанг и электрических шунтов при работах под напряжением.
Силовое электрооборудование, кроме вращающихся машин и соединительных кабелей силовой цепи, располагается в высоковольтных камерах, а также на крышах электровозов и электропоездов. Блокирующие устройства исключают доступ к силовому оборудованию при наличии напряжения на токоприемнике и подъем токоприемника при открытых дверях шкафов и шторах высоковольтных камер. При открывании дверей высоковольтных камер электровозов постоянного тока обеспечивается заземление высоковольтной цепи токоприемника и силового ввода. Металлические кожуха электрооборудования, размещенного вне высоковольтных камер, шкафов, имеющих блокировку, а также ограждения заземлены на корпус локомотива. Высоковольтная камера электровоза полностью ограждена. Часть ограждений делается съемной или раздвижной, имеет блокировки безопасности, которыми оборудуются также входы в высоковольтную камеру и люки (лестницы) для подъема на крышу электровоза. От поражения электрическим током на электровозах защищают электропневматический вентиль и пневматическая блокировка. К средствам защиты людей, работающих на электровозах и тепловозах, относятся также устройства АЛ С и связи, автостопы, устройства проверки бдительности машиниста, контроля скорости движения, знаки безопасности, запрещающие некоторые действия («Не подниматься на крышу без заземления контактного провода», «Электрическое напряжение»). Работающие в системе электроснабжения ж.-д. транспорта проходят обучение, инструктажи и проверку знаний по охране труда.