Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) устанавливают основные положения по технической эксплуатации железных дорог и порядок действий работников дорог при их эксплуатации, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации.
Общий свод «Правил технической эксплуатации железных дорог» для железных дорог общего пользования был введен впервые в России в 1898 г. Для железнодорожной сети СССР ПТЭ были утверждены и изданы в 1935 г. ПТЭ содержат общие обязанности работников железнодорожного транспорта и положения, касающиеся сооружений и устройств, подвижного состава и организации движения поездов. ПТЭ требуют такого содержания локомотивов, устройств сигнализа ции, централизации и блокировки и других технических средств, которое обеспечивает бесперебойное и безаварийное движение поездов с установленными скоростями. Важнейшее требование обеспечения безопасности движения — строгое соблюдение сигналов. Сигнал является приказом и подлежит безусловному выполнению. ПТЭ дают четкие указания по организации движения на основе графика движения поездов, объединяющего работу всех подразделений железной дороги. В ПТЭ установлен точный порядок работы должностных лиц по приему и отправлению поездов. Особо выделены вопросы, связанные с порядком вождения поездов машинистами.
ПТЭ обязательны для всех подразделений и работников федерального железнодорожного транспорта, а их выполнение обеспечивает слаженность всех звеньев железнодорожного транспорта, четкую и бесперебойную работу железных дорог и безопасность движения. Все инструкции и другие руководящие указания, относящиеся к технической эксплуатации, проектированию и строительству железных дорог, сооружений, устройств и подвижного состава, должны соответствовать требованиям ПТЭ. ПТЭ утверждает министр путей сообщения, и они могут быть изменены только его приказом.