В пассажирском хозяйстве сети железных дорог система «Экспресс», являясь базой информатизации, обеспечивает решение основных стратегических задач по увеличению объемов перевозок и сокращению транспортных расходов. С помощью системы «Экспресс» осуществляется сбор и обработка информации, необходимой для принятия оперативных решений по регулированию перевозок, снижению затрат и получению дополнительных доходов. На сети железных дорог работает несколько десятков взаимодействующих между собой систем «Экспресс-2» и «Экспресс-3», которые образуют вычислительную сеть. Системы «Экспресс» работают в реальном масштабе времени с большим числом абонентов (в том числе билетными кассами), охватывают с помощью линий связи всю территорию сети железных дорог, дают возможность сконцентрировать первичную обработку всей основной исходной информации о перевозках пассажиров и их требованиях, обеспечивая комплексный подход к автоматизации других взаимодействующих технологических процессов всего пассажирского хозяйства. Многофункциональная система «Экспресс» охватывает через сети связи все железные дороги, а также другие виды транспорта. Это позволяет централизованно управлять пассажирскими перевозками на уровне дорог и министерства путем создания центров управления перевозками,
взаимодействующих между собой. Таким образом, «Экспресс» в пассажирском хозяйстве является не только системой продажи билетов и резервирования мест, но и механизмом, с помощью которого можно решать самые разнообразные проблемы в области управления пассажирскими перевозками.
Содержание
Продажа билетов
Продажа билетов в системах «Экспресс» реализуется через автоматизированные билетные кассы, оборудованные терминальными и билетопечатающими устройствами. Билетно-кассовое оборудование системы «Экспресс-2», называемое терминалом кассира, устанавливается в билетных кассах пунктов продажи и предназначено для выполнения кассиром всех билетно-кассовых операций, связанных с оформлением, продажей и учетом проездных документов на поезда дальнего следования.
Терминал кассира позволяет осуществлять следующие операции: заказывать и печатать все виды проездных документов; возвращать и гасить неиспользованные проездные документы; получать отчетные документы о работе билетного кассира за смену и оперативные отчетные документы о работе пункта продажи в целом; составлять различные виды справок, финансовой и статистической отчетности; управлять работой системы, бронировать и получать места и т. п. В общей сложности с помощью терминала может выполняться до 100 различных видов работ. Однако не все эти виды работ необходимы билетному кассиру. В связи с этим в системе «Экспресс-2» каждый подключаемый терминал кассира имеет свой «паспорт», в котором указывается перечень разрешаемых видов работ и номеров броней для работы. Этот перечень по всем терминалам утверждается пассажирской службой соответствующей железной дороги.
Технология продажи билетов включает продажу проездных документов и бронирование мест, возврат неиспользованных проездных документов, гашение испорченных проездных документов. Оформление проездных документов производится в прямом и обратном сообщениях, по прямой плацкарте и с пересадками по пути следования, по всем видам расчета, включая за наличные деньги и по чековым книжкам сберегательного банка, по безналичному расчету, по воинским требованиям. Обеспечивается оформление льготных бесплатных проездных документов и посадочных талонов.
Процесс оформления заказа пассажира в системах типа «Экспресс-2» включает набор заказа на клавиатуре терминала, визуальную проверку и редактирование подготовленного на индикационном табло заказа, передачу отредактированного заказа в систему, прием ответа из системы, визуальный просмотр, печать полученного ответа на бланках проездных документов.
При оформлении заказа используется единый формализованный язык, базирующийся на символах латинского и русского алфавитов, графических обозначениях и арабских цифрах. Все запросы в систему закодированы двузначными номерами видов работ.
Ответ на заказ делится на две части: в первой — информация кассиру о выполнении заказа; во второй — информация, которая предназначена пассажиру. Билетный кассир ведет диалог с пассажиром по стандартной форме в соответствии с Памяткой-вопросником, задавая ему следующие вопросы: станция назначения (при пересадке — станция пересадки); номер поезда (желательно несколько номеров поезда); дата выезда (число и месяц), можно ли изменить дату выезда; тип вагона (мягкий, купейный, плацкартный, общий, межобластной), возможна ли его замена; число билетов (взрослые, детские, детские без занятия места, льготные, бесплатные, воинские, по чеку). Параллельно билетный кассир набирает информацию на клавиатуре терминала.
Возврату в системе подлежат оплаченные пассажиром и выданные ему на руки проездные документы, не использованные им для поездки. Гашению подлежат испорченные и неоплаченные пассажиром проездные документы. Заказы проездных документов оформляются на станции формирования поезда (нитка) и по ходу поезда (на промежуточных станциях). Проездные документы без места, кроме воинских и детских билетов без занятия места, в системе не оформляются. Оформление документов без места может производиться только по особому указанию МПС.
При заказе учитываются требования пассажира к поездке, в том числе к местам (верхнее, нижнее, у окна, у прохода, места только в одном купе, в одном отсеке и т. д.); к номеру вагона; к номерам мест в вагоне.
В одном заказе может выдаваться до четырех проездных документов по разным видам расчета, причем в каждом проездном документе может быть оформлено до 12 мест. В документе без места может быть оформлен проезд до 70 чел. При оформлении мест в разных вагонах каждый документ должен быть оформлен только на 1 чел.
В системе «Экспресс-2» существует режим предварительной продажи проездных документов (период резервирования — 45 дней); режим суточной продажи (период резервирования — одни сутки до момента отправления поезда); режим текущей продажи (с момента отправления поезда до момента его прибытия на предпоследнюю станцию). Режим предварительной и суточной продажи используется в основном кассирами станций формирования поездов. Режим текущей продажи предназначен для касс, устанавливаемых на станциях по пути следования поездов. Однако кассы промежуточных станций могут также пользоваться режимами предварительной и суточной продажи.
Все терминалы системы «Экспресс-2» универсальны по своим возможностям. В зависимости от назначения они подразделяются на рабочие, служебные и административные. Рабочие терминалы выполняют служебные функции, связанные с выдачей финансовых справок и отчетов относительно того пункта продажи, где они установлены. В исключительных случаях с разрешения заместителя начальника вокзала или заведующего билетными кассами на этих терминалах допускается оформление проездных документов. Административные терминалы устанавливаются в главных управлениях МПС, в пассажирских и финансовых службах управления дороги, в отделах АСУ «Экспресс». Административные терминалы предназначены для корректировки нормативно-справочной информации, получения финансовой и воинской отчетности, оперативных справок о перевозках пассажиров.
Функции каждого терминала определяются его характеристикой, которая включает в себя: номер терминала и пункта продажи; код станции установки терминала; перечень видов работ; перечень номеров броней, разрешаемых терминалу при продаже проездных документов.
Все кассы, где установлена терминальная аппаратура системы «Экспресс-2», объединены в пункты продажи. Пункты продажи и кассы в системе являются самостоятельными финансовыми единицами, и их номера кодируются. Функция получения суточной финансовой отчетности в системе «Экспресс-2» непосредственно на пункте продажи возложена на старшего билетного кассира. В его обязанности также входит подготовка сборочных листов, на основании которых деньги сдают инкассатору.
Информация пассажиров
Информация пассажиров может осуществляться через связанные с системой «Экспресс» справочные устройства на вокзалах и станциях, информационные табло, справочные бюро, через билетных кассиров и Интернет. Пассажир имеет возможность получить в пунктах продажи предварительную справку о наличии мест на соответствующую дату и определенный поезд через справочное устройство, ознакомиться через информационные табло или справочные устройства с расписанием поездов, их прибытием и отправлением, получить по телефону необходимую справку через справочное бюро, в котором операторы работают на терминалах системы «Экспресс». Пассажир может обратиться в систему «Экспресс» за любой справкой через Интернет, может также получить ее через билетного кассира системы «Экспресс» (в этом случае справка может быть отпечатана). Пассажиру, находящемуся на перроне, предоставляется информация о времени прибытия и отправления поездов через платформенные указатели.
Сервисное обслуживание
Использование системы «Экспресс» обеспечивает повышение качества сервисного обслуживания пассажиров. При этом осуществляется:
- резервирование мест и оформление проездных документов на смешанные маршруты и другие виды транспорта;
- резервирование мест через персональные компьютеры и сеть Интернет;
- оформление заказов на дополнительные туристические поезда, прицепные вагоны с учетом сервисного обслуживания;
- заказ на обслуживание в вагоне-ресторане или на питание в купе;
- заказ на бронирование мест в гостинице;
- оформление проездных документов на обратный выезд;
- заказ на перевозку личного автомобиля.
Сервисные услуги, предоставляемые пассажирам через систему «Экспресс», постоянно совершенствуются и дополняются новыми.
Финансовый и статистический учет
Система «Экспресс» позволяет проводить финансовый и статистический учет применительно к внутригосударственному, межгосударственному и международному сообщениям. При этом учитывается финансовая деятельность билетных и багажных кассиров, выдаются отчетные документы как отдельных билетных и багажных касс, так и пунктов продажи в целом, ведется материальный учет бланков строгой отчетности по дорогам, пунктам продажи и билетным кассам, выдается вся необходимая статистическая отчетность о пассажирских перевозках.
Взаиморасчеты за перевозки
Взаиморасчеты за перевозки меж у дорогами и государствами осуществляются при помощи системы «Экспресс» в соответствии с установленными формами отчетности. Для повышения достоверности взаиморасчетов осуществляется ввод в систему «Экспресс» и учет проездных и финансовых документов, ранее оформленных вручную (вне системы).
Управление перевозками
Управление перевозками осуществляется в системе «Экспресс» путем установления оптимального соотношения между пассажиропотоками и имеющимся парком пассажирских вагонов. Проводится оценка эффективности назначения, регулирования составное™ и отмены пассажирских поездов по фактическим данным об использовании мест в поездах, применении коммерческих скидок и доплат за повышенный уровень сервиса.
На основании выдаваемых системой «Экспресс» данных о населенности и прогноза пассажиропотока вырабатываются рекомендации об изменении композиции поездов, назначении и отмене поездов и вагонов, изменении графика движения поездов и маршрутов их следования. Координация и управление работой по пассажирским перевозкам осуществляются на дорогах сети с помощью диспетчерских центров управления перевозками.
Ссылки