Различают следующие виды путепровод-ных развязок: по направлениям движения (рис. 4.67,а) – сооружаемые в местах пересечения или примыкания ж.-д. линий без специализации путей для грузового и пассажирского движения; по линиям (рис. 4.67,6) – сооружаемые на пересечении однопутной линии с двухпутной или двух однопутных линий при незначительной корреспонденции поездопотоков между ними либо при наличии на пересекающихся линиях разных видов тяги; по роду движения (рис. 4.67,в) – сооружаемые при необходимости выделения на самостоятельные главные пути на прилегающих к узлу подходах отдельных категорий поездов, например грузовых, пассажирских дальних, пригородных.
Если строительство развязки ж.-д. линий в разных уровнях не оправдывается технико-экономическими расчетами, то может сооружаться развязка в одном уровне — шлюз. Различают шлюзы двух типов: простейший (рис. 4.68,а), который облегчает пересечение двух главных путей, так как разъединяет их и позволяет пересекать в разное время; полный (рис. 4.68,6) – с дублирующими главными путями для основного направления, пропускная способность которого не должна снижаться (на рисунке – направление движения от А к Б). Безопасность движения с использованием шлюзов обеспечивается соответствующими устройствами СЦБ и предохранительными тупиками. Применение шлюзов наиболее целесообразно для пропуска локомотивов и маневровых составов.