Осмотр железнодорожного состава осуществляется для выявления и устранения технических и коммерческих неисправностей вагонов, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых в них грузов. Включает техническое обслуживание и проводимый параллельно с ним коммерческий осмотр вагонов в поездах и устранение обнаруженных неисправностей.
Техническое обслуживание (ТО) выполняют работники пунктов технического обслуживания (ПТО) вагонов, которые располагаются для грузовых поездов на сортировочных, участковых и некоторых других выделенных станциях, а для пассажирских поездов, кроме того, – в пунктах приписки и оборота составов. ТО включает осмотр, выявление и устранение технических неисправностей. На сортировочных станциях выполняются следующие виды ТО: в приемном парке – контроль технического состояния с целью выявления всех неисправностей вагонов, требующих отцепочного и безотцепочного ремонта, а также замена неисправных и постановка отсутствующих цепочек и рычагов расцепного привода автосцепок; в сортировочном парке – выявление повреждений, происшедших в процессе маневровой работы, текущий ремонт вагонов на специально выделенных путях; в отправочном парке – замена и ремонт неисправных деталей и узлов вагонов без отцепки от состава. Для сокращения времени ТО поездов в парках организуется неск. бригад, бригада делится на группы, которые работают параллельно.
Коммерческий осмотр составов, как правило, совмещается во времени с ТО. Цель коммерческого осмотра – выявление в поезде груженых вагонов, неисправных в коммерческом отношении, и устранение неисправностей в установленное технологическим процессом время.