Материал из ЖД cправочник
Донецкая железная дорога – пролегает по территории юго-восточной части Украины, по Донецкой, Луганской, частично Днепропетровской, Запорожской и Харьковской областям. Управление дороги в Донецке. В состав дороги входят пять Дирекций по железнодорожным перевозкам: Ясиноватская, Краснолиманская, Попаснянская, Луганская, Дебальцевская. Дорога граничит с рядом ж. д. Украины: Южной (по ст. Сватово, Букино, Лозовая, Старобельск); Приднепровской (ст. Чаплино, Камыш-Заря); России (ст. Квашино, Красная Могила, Изварино, Ольховая, Лантратовка).
Эксплуатационная длина дороги (01.01. 2000 г.) 2927,6 км A3% общей длины ж.-д. сети Украины). Дорога связывает в единый транспортный конвейер Донбасс с Приднепровьем, центральные районы Российской Федерации и Украины с Поволжьем и Кавказом. На юге Донецкая железная дорога имеет выход к Азовскому морю через Мариупольский торговый порт. На долю перевозок по дороге приходится 47% погрузки и 36% выгрузки от общего объема грузовой работы ж. д. Украины. В пределах дороги расположены 100 углепогрузочных станций и крупнейшие на Украине сортировочные станции, на которых формируются угольные маршруты и другие ж.-д. составы: Ясиноватая, Дебальцево, Красноармейск, Попасная, Красный Лиман, Волноваха.
Старейший участок дороги введен в эксплуатацию 5 янв. 1870 г. в составе Курско- Харьковско-Азовской железной дороги: линия Лозовая-Славянск, Славянск—Харцызск, Харцызск-Таганрог общей протяженностью 332 км. В 1872 г. была сооружена Константиновская железная дорога протяженностью 90 км, были построены станции Петровская (Кривой Торец), Железная (Фенольная), Ясиноватая, Юзово (Донецк), Рудничная (Рутченково), Еленовка. В 1878 г. была построена Донецкая каменноугольная железная дорога общей протяженностью 413 км, в т.ч. линии: Дебальцево-Зарево, Дебальцево—Никитовка, Дебальцево-Попасная, Попасная- Краматорская, Дебальцево-Луганск. В 1879 г. вошли в эксплуатацию участки: Попасная- Луганск, Хацапетовка (Углегорск )-Криничная-Ясиноватая; в 1872-1882 гг. Мариуполь- Доля-Ясиноватая; в 1884 г. Чаплино- Красноармейск-Ясиноватая; в 1911 г. Красный Лиман-Родаково, Красный Лиман-Сла- вянск, Красный Лиман-Краматорская. Новое ж.-д. строительство в районах Донбасса осуществлялось в 1921 г. на линии Луганск—Лу- тугино, в 1935 — Красноармейское-Доброполье, в 1940 Старобельск (от Валуек)-Кондрашевская и в 1941 г.- Кондрашевская- Должанская. Железная дорога в Донбассе является основным видом транспорта, по густоте сети не имеет себе равных в мире. Дорога обслуживает более 3000 предприятий (в Донецкой и Луганской областях – 94%, остальные – в Харьковской, Днепропетровской, Запорожской областях), в т. ч. угольные шахты, металлургические, коксохимические и трубные, машиностроительные и станкостроительные заводы, обогатительные фабрики, заводы горного оборудования, металлоконструкций и металлоизделий, сотни предприятий химической, легкой, пищевой и других отраслей промышленности, предприятий по добыче и производству строительных материалов, химических и минеральных удобрений, ряд сельскохозяйственных предприятий. По отправлению каменного угля дорога занимает 1-е место иа Украине. Примыкающие к дороге предприятия имеют развитую сеть подъездных путей (св. 7,5 тыс. км), протяженность которых в 2,6 раза превышает эксплуатационную длину дороги. В конце 1980-х гг. на них осуществлялось св. 94% грузовой работы. Наряду с развитием ж.-д. путей и станций на дороге проводится большая работа по использованию высокопроизводительных методов погрузки, уплотненного размещения грузов и др. В 1935 г. машинист депо Славянск П. Ф. Кривонос впервые на сети осуществил скоростное вождение поездов повышенного веса.
На дороге в 1988 г. введено диспетчерское управление с Дорожным центром в Донецке и районами управления, объединяющими станции Ясиноватского и бывшего Мариупольского отделений дороги; с 1991 г. на станциях Иловайского и Краснолиманского отделений дороги, с 2000 г.- Луганского и По-паснянского. В районах управления работает автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП). Управление движением поездов обеспечивает система контроля диспетчерского управления, действующая на основе автоматического получения информации с применением ЭВМ, что позволяет осуществлять объективный контроль за поездной ситуацией на управляемом участке. В старейшем на сети ж.-д. локомотивном депо Красный Лиман внедрены крупноагрегатный метод периодического ремонта, созданы комплексы по «оздоровлению» узлов и агрегатов локомотивов на поточных линиях и механизированных позициях (механизировано до 96% работ); осуществляется заводской ремонт электровозов по прогрессивной технологи. Вагонное депо Красноармейск – одно из первых на сети высокомеханизированных предприятий с поточным методом ремонта полувагонов. На дороге разработана вагоноремонтная машина «Донбасс», успешно применяемая на пунктах подготовки вагонов к погрузке на других ж. д. Вагоноколесные мастерские в Дебальцево ремонтируют колесные пары для всей дороги. В 1988 г. на базе вагонного депо Мариуполь организован ремонт пассажирских вагонов. На станциях Красный Лиман, Ясиноватая, Дебальцево, Волноваха внедрены автоматизированные системы управления работой сортировочных станций (АСУСС).
В дорожных мастерских на станции Ступки ежесуточно выпускают до 240 м2 фигурной плитки и бордюров для мощения перронов и платформ станций. Отремонтировано 200 вокзалов, перроны, посадочные платформы.
На станциях Мариуполь-Порт и Дружковка полностью обновлено путевое хозяйство и все напольные устройства средств сигнализации и связи.
В дек. 1999 г. закончена электрификация одного из ключевых для магистрали направлений Щетово-Красная Могила общей развернутой длиной 137 км, что помогло решить проблему дефицита топлива, дало возможность увеличить грузопотоки. На дороге в мастерских Дебальцево изготавливают путевые машины, в т. ч. щебнеочистительные, путевой грейферный погрузчик на базе 4-осной платформы, дрезину ГД-5, платформу для перевозки стрелочных переводов на ж.-б. брусьях и др. Краснолиманские дорожные электромеханические мастерские выпускают различную ж.-д. продукцию: навесные буровые машины к дрезинам А ДМ, механизированные платформы для погрузки и разгрузки рельсов, буровые машины БМ-700, пускозарядочные и сварочные аппараты, автоматы освещения и комплекты аппаратуры люминесцентного освещения купейных вагонов.
На станциях Ясиноватая, Артёмовск, Ена- киево и Криничная внедрены цифровые АТС нового поколения Ф-1500, занимающие меньшую площадь, имеющие более низкое энергопотребление. В 1999-2000 гг. на дороге осуществлен капитальный ремонт 4 составов по современной технологии: в вагонах установлены холодильники, вмонтированы электропечи для приготовления пищи, купе вагонов СВ оборудованы видеомагнитофонами, телефонами сотовой связи. Открыты сервисные центры в Донецке, Ясиноватой и Луганске, где продаются билеты в прямом сообщении и на обратный выезд, можно заказать билет на самолет или на поезд от любой станции Украины и СНГ, можно забронировать места в комнатах отдыха, сделать объявление по радио, воспользоваться телефоном, факсом, ксероксом.
Дорога награждена орденом Ленина (1966 г ) и другими правительственными наградами.
Эксплуатационная длина дороги (01.01. 2000 г.) 2927,6 км A3% общей длины ж.-д. сети Украины). Дорога связывает в единый транспортный конвейер Донбасс с Приднепровьем, центральные районы Российской Федерации и Украины с Поволжьем и Кавказом. На юге Донецкая железная дорога имеет выход к Азовскому морю через Мариупольский торговый порт. На долю перевозок по дороге приходится 47% погрузки и 36% выгрузки от общего объема грузовой работы ж. д. Украины. В пределах дороги расположены 100 углепогрузочных станций и крупнейшие на Украине сортировочные станции, на которых формируются угольные маршруты и другие ж.-д. составы: Ясиноватая, Дебальцево, Красноармейск, Попасная, Красный Лиман, Волноваха.
Старейший участок дороги введен в эксплуатацию 5 янв. 1870 г. в составе Курско- Харьковско-Азовской железной дороги: линия Лозовая-Славянск, Славянск—Харцызск, Харцызск-Таганрог общей протяженностью 332 км. В 1872 г. была сооружена Константиновская железная дорога протяженностью 90 км, были построены станции Петровская (Кривой Торец), Железная (Фенольная), Ясиноватая, Юзово (Донецк), Рудничная (Рутченково), Еленовка. В 1878 г. была построена Донецкая каменноугольная железная дорога общей протяженностью 413 км, в т.ч. линии: Дебальцево-Зарево, Дебальцево—Никитовка, Дебальцево-Попасная, Попасная- Краматорская, Дебальцево-Луганск. В 1879 г. вошли в эксплуатацию участки: Попасная- Луганск, Хацапетовка (Углегорск )-Криничная-Ясиноватая; в 1872-1882 гг. Мариуполь- Доля-Ясиноватая; в 1884 г. Чаплино- Красноармейск-Ясиноватая; в 1911 г. Красный Лиман-Родаково, Красный Лиман-Сла- вянск, Красный Лиман-Краматорская. Новое ж.-д. строительство в районах Донбасса осуществлялось в 1921 г. на линии Луганск—Лу- тугино, в 1935 — Красноармейское-Доброполье, в 1940 Старобельск (от Валуек)-Кондрашевская и в 1941 г.- Кондрашевская- Должанская. Железная дорога в Донбассе является основным видом транспорта, по густоте сети не имеет себе равных в мире. Дорога обслуживает более 3000 предприятий (в Донецкой и Луганской областях – 94%, остальные – в Харьковской, Днепропетровской, Запорожской областях), в т. ч. угольные шахты, металлургические, коксохимические и трубные, машиностроительные и станкостроительные заводы, обогатительные фабрики, заводы горного оборудования, металлоконструкций и металлоизделий, сотни предприятий химической, легкой, пищевой и других отраслей промышленности, предприятий по добыче и производству строительных материалов, химических и минеральных удобрений, ряд сельскохозяйственных предприятий. По отправлению каменного угля дорога занимает 1-е место иа Украине. Примыкающие к дороге предприятия имеют развитую сеть подъездных путей (св. 7,5 тыс. км), протяженность которых в 2,6 раза превышает эксплуатационную длину дороги. В конце 1980-х гг. на них осуществлялось св. 94% грузовой работы. Наряду с развитием ж.-д. путей и станций на дороге проводится большая работа по использованию высокопроизводительных методов погрузки, уплотненного размещения грузов и др. В 1935 г. машинист депо Славянск П. Ф. Кривонос впервые на сети осуществил скоростное вождение поездов повышенного веса.
На дороге в 1988 г. введено диспетчерское управление с Дорожным центром в Донецке и районами управления, объединяющими станции Ясиноватского и бывшего Мариупольского отделений дороги; с 1991 г. на станциях Иловайского и Краснолиманского отделений дороги, с 2000 г.- Луганского и По-паснянского. В районах управления работает автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП). Управление движением поездов обеспечивает система контроля диспетчерского управления, действующая на основе автоматического получения информации с применением ЭВМ, что позволяет осуществлять объективный контроль за поездной ситуацией на управляемом участке. В старейшем на сети ж.-д. локомотивном депо Красный Лиман внедрены крупноагрегатный метод периодического ремонта, созданы комплексы по «оздоровлению» узлов и агрегатов локомотивов на поточных линиях и механизированных позициях (механизировано до 96% работ); осуществляется заводской ремонт электровозов по прогрессивной технологи. Вагонное депо Красноармейск – одно из первых на сети высокомеханизированных предприятий с поточным методом ремонта полувагонов. На дороге разработана вагоноремонтная машина «Донбасс», успешно применяемая на пунктах подготовки вагонов к погрузке на других ж. д. Вагоноколесные мастерские в Дебальцево ремонтируют колесные пары для всей дороги. В 1988 г. на базе вагонного депо Мариуполь организован ремонт пассажирских вагонов. На станциях Красный Лиман, Ясиноватая, Дебальцево, Волноваха внедрены автоматизированные системы управления работой сортировочных станций (АСУСС).
В дорожных мастерских на станции Ступки ежесуточно выпускают до 240 м2 фигурной плитки и бордюров для мощения перронов и платформ станций. Отремонтировано 200 вокзалов, перроны, посадочные платформы.
На станциях Мариуполь-Порт и Дружковка полностью обновлено путевое хозяйство и все напольные устройства средств сигнализации и связи.
В дек. 1999 г. закончена электрификация одного из ключевых для магистрали направлений Щетово-Красная Могила общей развернутой длиной 137 км, что помогло решить проблему дефицита топлива, дало возможность увеличить грузопотоки. На дороге в мастерских Дебальцево изготавливают путевые машины, в т. ч. щебнеочистительные, путевой грейферный погрузчик на базе 4-осной платформы, дрезину ГД-5, платформу для перевозки стрелочных переводов на ж.-б. брусьях и др. Краснолиманские дорожные электромеханические мастерские выпускают различную ж.-д. продукцию: навесные буровые машины к дрезинам А ДМ, механизированные платформы для погрузки и разгрузки рельсов, буровые машины БМ-700, пускозарядочные и сварочные аппараты, автоматы освещения и комплекты аппаратуры люминесцентного освещения купейных вагонов.
На станциях Ясиноватая, Артёмовск, Ена- киево и Криничная внедрены цифровые АТС нового поколения Ф-1500, занимающие меньшую площадь, имеющие более низкое энергопотребление. В 1999-2000 гг. на дороге осуществлен капитальный ремонт 4 составов по современной технологии: в вагонах установлены холодильники, вмонтированы электропечи для приготовления пищи, купе вагонов СВ оборудованы видеомагнитофонами, телефонами сотовой связи. Открыты сервисные центры в Донецке, Ясиноватой и Луганске, где продаются билеты в прямом сообщении и на обратный выезд, можно заказать билет на самолет или на поезд от любой станции Украины и СНГ, можно забронировать места в комнатах отдыха, сделать объявление по радио, воспользоваться телефоном, факсом, ксероксом.
Дорога награждена орденом Ленина (1966 г ) и другими правительственными наградами.