При снегопадах даже при хорошей контурной (лесопосадки, заборы) и внутристанционной (щиты) защите снег попадает на территорию станций; при этом ок. 10% снега может переноситься по станции. Сдуваемый ветром, снег задерживается около стоящего подвижного состава и других препятствий, затрудняя маневровую работу и движение организованных поездов. Очистка заносимых путей станций и ж.-д. узлов осуществляется в соответствии с оперативным планом снегоборьбы, ежегодно составляемым и корректируемым дистанцией пути, согласуется с начальником отдела движения, локомотивного хозяйства и пути и утверждается начальником отделения дороги. Оперативный план снегоборьбы включает:
- схематическую карту ограждения всех снегозаносимых участков пути;
- ведомость расстановки и организации работы снегоочистителей и снегоуборочных машин;
- план привлечения от других предприятий и организаций дополнительной рабочей силы и транспортных средств для уборки снега в периоды интенсивных снегопадов и метелей и ликвидации их последствий;
- организацию работ по очистке путей на перегонах, станциях и узлах, увязанную с графиком движения поездов, маневровой работой в единую технологию работы станций;
- порядок использования средств пневматической обдувки и электрообогрева стрелок.
План организации работ по очистке от снега станций составляется для расчетной толщины снежного покрова, которая может приниматься равной 10, 20 и 30 см. При этом учитывается, что уборка снега со всех станционных путей должна быть произведена не более чем за 3 сут. после прекращения интенсивного снегопада или метели при снего-отложении, равном половине его максимальной высоты. Технология уборки снега должна предусматривать очередность очистки станционных путей и способы производства работ. Очередность очистки станционных путей устанавливается в зависимости от их значимости в технологии работы станции в целом по приему, отправлению поездов и маневровой работе. В первую очередь должны быть очищены главные пути приема и отправления поездов, горочные, сортировочные пути, маневровые вытяжки, приемо-отправочные пути с расположенными на них стрелочными переводами, пути стоянок восстановительных и пожарных поездов, снегоочистителей и снегоуборочных поездов, а также пути, ведущие к складам топлива и дежурным пунктам контактной сети. Очистка этих путей и стрелок должна начинаться немедленно с момента снегопада и метели. Ко второй очереди очистки относятся пути малодеятельных парков, пакгаузные и погрузочные, деповские, пути локомотивных, вагоноремонтных и других мастерских; к третьей очереди – все прочие пути, в т. ч. для отстоя вагонов под ремонт, стоянки служебных вагонов и др.
Очистка путей, стрелочных переводов и горловин включает очистку снега, погрузку его в полувагоны снегоуборочных машин или на платформы специально формируемых снеговых поездов, вывоз снега и выгрузку в заранее установленных местах. Очистка путей от снега на промежуточных станциях производится, как правило, снегоочистителями и стругами; уборка снега на сортировочных, участковых и крупных пассажирских станциях осуществляется снегоуборочными машинами (основные технические характеристики снегоочистителей и снегоуборочных машин см. Средства механизации путевых работ).
Технология очистки зависит от типа и числа имеющихся снегоуборочных машин, необходимое число которых в свою очередь определяется объемом снега, подлежащего уборке, производительностью загрузочного устройства и скоростью машины, дальностью транспортировки снега к местам его выгрузки, а также интенсивностью движения поездов и работы станции. Главные и два приемо-отправочных пути в пределах всех раздельных пунктов очищают снегоочистителями при проходе на участке во время снегопадов. В парке прибытия в первую очередь очищают путь, на который будут принимать последующие поезда. При этом используется двух- или одностадийная технология работ.
При двухстадийной технологии сначала двухпутным снегоочистителем и (или) стругом последовательно очищают пути перевалкой снега на один из путей, а затем убирают собранный снег снегоуборочной машиной. Более производительной является одностадийная технология уборки снега – с использованием снегоуборочных машин последних выпусков, в которых очистительные щетки крепятся не в середине машины, а на задней стороне крыльев, что позволяет убирать снег за один проход.
При очистке стрелочных переводов и глухих пересечений от снега в первую очередь очищают пространство между рамными рельсами и остряками стрелок, тяги электроприводов, подвижные сердечники крестовин, контррельсовый и крестовинные желоба. Периодическая очистка от снега стрелочных переводов производится щеточными снегоуборочными машинами ЦНИИ, состоящими из одного полувагона, оборудованного, как и самоходная машина СМ, ротором-питателем, транспортером и другими устройствами. Для текущей непрерывной очистки стрелок применяют пневмоочистительные и электрообогревательные устройства с ручным или (для центральных стрелочных переводов) автоматизированным дистанционным управлением с поста электрической централизации (ЭЦ) или стрелочного поста. Пневмообдувка используется при сухом снеге в течение 2-4 ч с начала снегопада или метели. После этого снегоуборочными поездами или другими средствами убирают снежные валы, образуемые у стрелочных переводов в результате работы пневмообдувочных устройств.
Пневмообдувочные устройства, разработанные институтом Гипротранссигнал-связь (ГТСС), включают: трубопроводы из однодюймовых труб, располагаемые вдоль рельсов, подводящие и распределяющие сжатый воздух к отводам с соплами; отводы с соплами, из которых воздух под давлением не менее 0,354 МПа (3,5 кг/см2) на выходе подается в пространство между отжатым остряком и рамным рельсом; трубы диаметром 1,5 дюйма, подводящие воздух от электропневматического клапана дистанционного управления к трубопроводам.
В зависимости от степени снегозаносимо-сти, интенсивности поездной и маневровой работы различают следующие автоматические устройства и способы очистки пневмообдувом:
- однопрограммное пневмоочистительное устройство с шаговой системой управления для крупных станций и узлов в районах слабой заносимости, обеспечивающее поочередную очистку стрелок;
- многопрограммное пневмоочистительное устройство с блочной системой управления для крупных станций и узлов с интенсивной поездной и маневровой работой в районах средней и сильной снегозаносимости;
- пневмоочистительное устройство с малым компрессором для промежуточных станций, участков с ДЦ, пологих стрелок, а также для одиночных стрелочных переводов, удаленных от станции.
Блочная система управления осуществляет три способа снегоочистки: циклический – на всех стрелках; групповой — на наиболее деятельных стрелках, выделенных в отдельную группу; индивидуальный – на любой стрелке с учетом погодных условий. При этом возможны три режима работы – нормальный, облегченный и усиленный, характеризуемые продолжительностью продувки и интервалами между продувками. Обычно продолжительность продувки при циклическом и групповом способах составляет при нормальном и об-
легченном режимах 4 с через каждые 10 мин, при усиленном – 5 с через каждые 4 мин. Продолжительность индивидуальной продувки составляет 8 мин.
При отключенной автоматике очистка стрелочных переводов производится шланговой ручной обдувкой, которая должна выполняться двумя монтерами пути. Один из них (старший) следит за проходом поездов, открывает разобщительный кран воздухоразборной колонки и переносит шланг, а второй выполняет работу собственно по очистке снега на стрелке.
Электрообогрев с дистанционным и местным управлением предназначен для текущей очистки от снега и льда стрелочных переводов, не оборудованных ДЦ. Электронагревательное устройство стрелок состоит из нагревательных элементов, расположенных в зоне прилегания остряков к рамным рельсам, распределительных шкафов, системы энергопитания, пульта дистанционного управления и автоматического прибора – сигнализатора контроля изоляции. В качестве электронагревателей используются стержневые трубчатые элементы (ТЭН) диаметром 13-16 мм или более эффективные – подошвенные.
Чтобы обеспечить полное испарение влаги с элементов стрелки и исключить образование наледей на остряках, рамных рельсах и подушках, электрообогрев должен включаться не менее чем за 40-60 мин до начала снегопада, а выключаться – через 30-40 мин после его окончания. Установочная мощность электрообогрева на одну стрелку составляет 6-8 кВт для Центральной части России, 8,5-10,4 кВт – для Севера и Сибири.