Материал из ЖД cправочник
Перейти к: навигация, поиск

Рациональное природопользование — система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспектив развития ж.-д. транспорта и сохранения здоровья людей.


Использование природных ресурсов

Выполнение требований рационального природопользования, изложенных в природоохранных законах, санитарных нормах и стандартах в области охраны природы, обязательно при проектировании, сооружении и эксплуатации ж.-д. магистралей, предприятий и сооружений. Места строительства объектов ж.-д. транспорта определяются в соответствии с перспективами развития отрасли и требованиями законов о земле. Земли для размещения объектов ж.-д. транспорта выделяются государством с учетом требований рациональной организации территории комплексного землепользования. Так, при проектировании и строительстве ж. д. земля отводится под железнодорожное полотно, полосу отвода (см. раздел 3) и снегозащитные лесонасаждения, а также под различные здания и сооружения, принадлежащие данной дороге. При проектировании и строительстве локомотивного или вагонного депо, других производственных предприятий общая площадь отводимых земель равна сумме площадей под производственные и вспомогательные здания (с учетом коэффициента застройки), сооружения, подъездные пути и санитарно-защитные зоны. Число и характеристика зданий и сооружений регламентируются видом и объемом производственной деятельности ж. д. или предприятия.
Объекты ж.-д. транспорта потребляют большое количество разнообразного топлива (уголь, газ, дизельное топливо, бензин и т. п.) для обеспечения работы подвижного состава, выполнения технологических процессов на производстве, отопления как производственных, так и непроизводственных зданий (в том числе жилых). Расход топлива подвижным составом зависит от типа используемых энергетических установок, их мощности, режимов работы, технического состояния.
Любой объект ж.-д. транспорта в процессе функционирования потребляет воздух (например, для вентиляции помещений, при сгорании топлива, в производственных процессах) и воду (для питьевых, хозяйственно-бытовых и производственных нужд). Общее потребление воды ж.-д. транспортом России составляет ок. 300 млн м3 в год. Нормы расхода воды на основные и вспомогательные производственные процессы предприятий ж.-д. транспорта разработаны ВНИИЖТ. Например, для наружной обмывки электровоза установлена норма водопотребления 2-3 м3, пассажирского вагона — 1-2 м3, грузового вагона — 0,7-2 м3, тепловоза — 6-15 м3, для пропитки 1000 м шпал — 90 м3; очистки, ремонта, сварки 1 км рельсов — 10 м3. Объекты ж.-д. транспорта обеспечиваются водой централизованно от городских и специализированных водопроводов, а также из водоемов, одиночных скважин и колодцев. Большая часть воды (до 80 %) после использования в производственных процессах отводится в виде промышленных и хозяйственно-бытовых стоков.


Охрана окружающей среды

Под охраной окружающей среды понимается система мер, направленных на сохранение, рациональное (неистощительное) использование и восстановление живой (растительный и животный мир) и неживой (вода, почва, воздух, климат и т. п.) природы, предупреждение прямого и косвенного негативного влияния хозяйственной деятельности человека на его здоровье и окружающую среду.

Защита воздушной среды

Для снижения уровня загрязнения атмосферы выбросами ж.-д. предприятий прежде всего ликвидируются источники выброса, используются менее токсичные виды топлива, совершенствуются технологические процессы, осуществляется герметизация технологического оборудования, строятся различные очистные сооружения. Основной способ предотвращения вредных выбросов — применение эффективных газоочистных устройств.
Для очистки газовоздушных смесей, образующихся при различных технологических процессах на стационарных объектах ж.-д. транспорта, от газообразных, парообразных и пылевидных токсичных веществ применяют абсорбенты, адсорбенты, каталитические нейтрализаторы, индукционные преобразователи газа, скруберы, термокатализаторы, разнообразные фильтры, пылеуловители, циклоны, пенные сепараторы, температурно-инерционные осадители, золоуловители, установки каталитического окисления паров растворителей, вихревые трибоэлектрические фильтры и др. газоочистные средства и устройства.
Выбросы загрязняющих веществ подвижными источниками загрязнений (в частности, тепловозами) контролируются пунктами экологического контроля ШЭК); на ПЭК не только определяют количество и состав выбрасываемых загрязнений, но и регулируют при необходимости работу двигателя по экологическим параметрам, что позволяет уменьшить вредные выбросы в атмосферу на 60-80 %.

Защита водной среды

Наиболее прогрессивный способ охраны водной среды — применение замкнутых систем водопользования. При проектировании, строительстве и эксплуатации ж.-д. объектов водоохранные мероприятия направлены на сокращение водопотребления на производственные и хозяйственно-бытовые нужды и уменьшение сброса загрязняющих веществ со сточными водами.
Для этого на объектах ж.-д. транспорта предусматривается строительство и эксплуатация систем биологической, физико-химической и механической очистки производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод; сооружений и установок первичной очистки сточных вод (нефтеловушек, жироловок, станций нейтрализации, флотаторов, установок обезвреживания шламов) и доочистки стоков, включая поля орошения; систем оборотного и повторного водопользования; систем производственной, хозяйственно-бытовой и ливневой канализации.
Наиболее эффективным мероприятием по снижению негативного воздействия ж.-д. объектов на водную среду является создание замкнутых систем водоиспользования и очистка стоков при сбросе их в поверхностные водоемы, промышленную, коммунальную и ливневую канализацию, осуществляемая на локальных очистных сооружениях в отдельных технологических процессах.
Метод и технологию очистки выбирают с учетом санитарных и технологических требований, предъявляемых к качеству очищенных вод; количества сточных вод; наличия у предприятия необходимых для обезвреживания стоков энергетических и материальных ресурсов (пар, топливо, сжатый воздух, электроэнергия, реагенты, сорбенты), а также необходимых площадей для размещения очистных установок; эффективности процесса обезвреживания стоков.

Защита почвы, растительности и животного мира

Самым надежным и эффективным средством защиты почвы, растительности и животного мира от загрязнений и шума, производимых объектами ж.-д. транспорта, являются защитные лесонасаждения. Вдоль ж. д. и в санитарно-защитных зонах других объектов ж.-д. транспорта сажают деревья и кустарник для защиты от снежных и песчаных заносов, селей, лавин, обвалов, оползней. Зеленые насаждения располагают не ближе 15 метров от полотна железной дороги. Они защищают прилегающие населенные пункты и среду обитания животных от шума и тепловых излучений, поглощают основную долю вредных веществ от выбросов двигателей внутреннего сгорания тепловозов, рассеиваемых сыпучих грузов. Защитные зеленые полосы относят к лесам первой категории. Обслуживает и ухаживает за ними специальная служба, входящая в организационную структуру железной дороги.
При строительстве многих объектов ж.-д. транспорта приходится снимать плодородный слой почвы, который затем складывают в бурты для последующего использования. Нормы снятия плодородного слоя зависят от его состава и свойств, типа почв, массовой доли гумуса в нижней границе и составляют 0,3-1,2 м. По окончании строительства нарушенные земли рекультивируют (восстанавливают). Рекультивация земель проводится в два этапа: 1-й этап технический — планирование поверхности, отвалов террас; приведение в устойчивое состояние откосов и отвалов; утилизация отходов и каменных пород; приведение земель в состояние, пригодное для биологического восстановления; 2-й этап биологический — выкладка слоя почвы из буртов, внесение в почву торфа, органических и минеральных удобрений, посев трав, насаждение зеленых полос, проведение противоэрозийных мероприятий.
Для защиты флоры и фауны от отрицательного воздействия ж.-д. транспорта при строительстве и проектировании ж. д. изучают места обитания животных, учитывают их численность и все случаи гибели на ж.-д. путях, проводят специальные мероприятия для защиты животных (ограждения ж.-д. путей, проходы для животных и т. п.) и ценных видов флоры (применяют новые лесосберегающие технологии), создают новые заповедники и охраняемые государством природные комплексы.
Существенное значение в защите природных ресурсов имеют утилизация и переработка отходов ж.-д. транспорта. Утилизация и переработка твердых отходов (70-90 % от всех отходов) в большинстве случаев связаны с необходимостью либо их разделения на компоненты (в процессах очистки, обогащения, извлечения ценных составляющих) с последующей переработкой отсепарированных материалов, либо придания им определенного вида, обеспечивающего возможность последующей их утилизации. Наиболее распространенные способы подготовки и переработки твердых отходов: грохочение, гидравлическая классификация, сепарация (воздушная, магнитная, электрическая), дробление, помол, гранулирование, таблетирование, брикетирование, высокотемпературная агломерация, обогащение, выщелачивание, растворение, кристаллизация. Из-за сложности и многообразия состава твердых отходов не существует универсального способа их утилизации. Наиболее подходящими считаются технологии комплексной переработки твердых отходов, ориентированные на выделение из массы отходов таких компонентов, которые имеют потребительскую ценность (металлы, пластмасса, стекло, текстиль, макулатура и т. п.), и улучшение качества как выделенных компонентов, так и остающихся масс отходов для дальнейшего использования в качестве сырья, топлива и т. п.

Защита окружающей среды в чрезвычайных ситуациях

Экологическая чрезвычайная ситуация (ЭЧС) — крупная производственная или транспортная авария либо стихийное бедствие, приведшее к катастрофическим негативным изменениям в среде обитания и, как правило, к массовой гибели живых организмов и значительному экономическому ущербу. Последствия экологических чрезвычайных ситуаций оцениваются количественно и качественно. Основные качественные характеристики -число пострадавших и размер экологического ущерба. Для уменьшения катастрофических последствий экологической чрезвычайной ситуации система защиты окружающей среды должна иметь следующие свойства: открытость, универсальность, оперативность, мобильность, нормированность. Открытость -возможность включения в систему защиты новых сил и средств ликвидации чрезвычайной ситуации, а также их совершенствование при возникновении новых чрезвычайных ситуаций. Универсальность — наличие сил и средств, способных ликвидировать экологическую чрезвычайную ситуацию вне зависимости от причины ее возникновения, характера и специфики протекания. Мобильность — возможность быстрого развертывания средств связи и передислокации. Оперативность — свойство системы незамедлительно выполнять все необходимые действия по защите природы, начиная с оповещения о возникновении или угрозы возникновения
чрезвычайной ситуации. Оперативность системы защиты окружающей среды на ж. д. обеспечивается наличием сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые могут незамедлительно направляться в район катастрофы. Нормированность — возможность сведения сложной задачи защиты окружающей среды в условиях чрезвычайной ситуации к совокупности более простых задач, имеющих конкретные решения.
Основная задача управления в чрезвычайных ситуациях — это выработка оптимальных решений и осуществление их на основе действий в проблемных ситуациях при жестких временных ограничениях. Оперативные решения по ликвидации чрезвычайных ситуаций на ж.-д. транспорте регламентируются инструкциями, предписаниями о порядке определенных действий в экстремальных ситуациях; состав и последовательность таких действий вырабатываются на основе предшествующего опыта и анализа экологических чрезвычайных ситуаций на ж.-д. транспорте.


Ресурсосберегающие технологии на объектах железнодорожного транспорта

Ресурсосберегающими называются технологии, в которых производственный процесс обеспечивается при рациональном использовании природных ресурсов и энергии с минимальными расходами основных и вспомогательных материалов при сохранении заданного качества продукции.
На предприятиях и объектах ж.-д. транспорта проблема ресурсосбережения решается на всех стадиях материального производства — при проектировании, в процессах производетва и эксплуатации. На стадии проектирования ресурсосбережение обеспечивается за счет разработки малоотходных технологий, снижения материале- и энергоемкости производства, применения современных типовых конструкций и материалов, унификации технических средств и повышения их надежности. На стадии производства (строительства) рациональное использование ресурсов достигается путем внедрения безотходных и малоотходных технологий, автоматизации производственных процессов, сокращения потерь материалов, процента брака и нерациональных грузопотоков, совершенствования техники и оборудования, применения поточных и комплексных технологий при производстве шпал, ремонте подвижного состава и путевой техники, комплексного использования отходов производства.
Особое внимание уделяется сбережению и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов. Это достигается за счет рекуперации электроэнергии на электроподвижных составах, перевода предприятий отрасли на централизованное теплоснабжение, применения специальных добавок в топливе для повышения его теплоемкости, использования природных источников энергии (солнечной, ветровой).
К технологическим ресурсосберегающим мероприятиям на ж.-д. транспорте относятся обеспечение герметичности оборудования и аппаратуры, транспортировка токсичных веществ в специальных емкостях, замена «сухих» способов переработки пылящих материалов «мокрыми», очистка сырья от вредных примесей (например, удаление серы из топлива).