Поперечный профиль земляного полотна – очертание земляного полотна в плоскости, перпендикулярной оси трассы (см рис. 3.11). Поперечный профиль выбирается так, чтобы обеспечить стабильность земляного полотна и создать нормальные условия для движения поездов. При проектировании ж. д. в большинстве случаев применяют типовые поперечные профили, разработанные как для обычных, так и для специфических условий (вечномерзлые грунты, скалы и т.п.). В зависимости от условий, для которых разработаны типовые поперечные профили, они различаются шириной основной площадки, крутизной откосов, наличием полок и т. д. Индивидуальные поперечные профили проектируют для конкретных местных условий, определяя поперечное сечение земляного полотна, обеспечивающее устойчивость откосов и стабильность основания. Их проектируют: для насыпей и выемок высотой (глубиной) более 12 м (в неблагоприятных инженерно-геологических условиях и для меньших размеров); на крутых оползневых и неустойчивых косогорах; при вскрытии водоносных горизонтов; при расположении насыпи на слабых и мокрых основаниях и при пересечении ими болот глубиной более 3-4 м, староречий, речных пойм, озер. К случаям индивидуального проектирования земляного полотна относятся также участки с угрозой обвалов, осыпей, снежных лавин, районы распространения карстовых пустот в земле, а также области возможных землетрясений с сейсмичностью 7 баллов и более. Проектная отметка поперечного профиля принимается равной высоте бровки земляного полотна, т. е. основной площадки земляного полотна (без учета сливной призмы).