Ремонтно-строительный комплекс обеспечивает эффективную деятельность железнодорожного транспорта, осуществляя конкретные работы, которые, в первую очередь, обусловливают способность отрасли постоянно поддерживать и своевременно развивать материально-техническую базу с учетом внутренних потребностей и изменяющихся условий внешней среды. В решении этих важнейших задач участвуют все подотраслевые хозяйства и предприятия, но реализация инвестиционных проектов в основном обеспечивается ремонтно-строительным комплексом.
С начала создания железных дорог, и особенно в период высоких темпов их строительства во второй половине 19 в., возникла необходимость координации этой деятельности со стороны государства. В составе Министерства путей сообщения было создано Управление по сооружению железных дорог, которое ведало государственным строительством и координировало концессионные формы строительства железных дорог. После 1917 г. Управление возобновило свою деятельность в составе Комитета государственных сооружений ВСНХ СССР. В 1924 г. железнодорожное строительство вновь было передано в транспортное ведомство – Народный комиссариат путей сообщения (НКПС). Создание этой структуры сыграло важную роль в период восстановления железнодорожного транспорта после Первой мировой и Гражданской войн и особенно в годы Великой Отечественной войны, в организации строительства и восстановлении железных дорог в прифронтовых и освобожденных районах страны, в обеспечении потребностей воинских перевозок и оборонной промышленности. В послевоенный период задачи строительного комплекса значительно возросли. Помимо восстановления и модернизации железнодорожных магистралей освобожденных районов Европейской части страны требовалось ускоренное развитие железнодорожного транспорта в восточных районах, в которых за время войны значительно увеличились объемы промышленного производства, что сказалось на росте объемов перевозок. Развития железнодорожного транспорта требовало и освоение новых месторождений полезных ископаемых в восточной части страны. Одновременно с этим значительно возросли капиталовложения в развитие других видов транспорта – сооружение и модернизацию морских и речных портов, аэродромов и автомагистралей.
В этих условиях 4 авг. 1954 г. на базе строительных организаций и предприятий Министерства путей сообщения СССР и Министерства морского и речного флота СССР Указом Президиума Верховного Совета СССР образовано общесоюзное Министерство транспортного строительства СССР (Минтранс- строй). В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 14 авг. 1954 г. № 1723 ему были переданы из состава МПС проектно-изыскательские институты, ремонтно-строительные и строительно-монтажные тресты и отдельные организации, предприятия строительной индустрии. Специальным решением Правительства предусматривалось включение в сметы строек и объектов средств на развитие материально-технической базы организаций и предприятий Министерства пропорционально объемам выполняемых ими строительно-монтажных работ. Предусматривалось, что Минтрансстрой в основном обеспечит потребности железнодорожного транспорта в необходимых объемах проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ. Однако эти потребности быстро превзошли возможности Минтрансстроя. Сложилась практика, когда Минтрансстрой осуществлял строительство новых магистралей, вторых путей, электрификацию, строительство и реконструкцию крупных объектов, а строительство и реконструкция множества относительно небольших объектов сети железных дорог, в том числе и в малообжитых районах, осуществлялись имевшимися и вновь создаваемыми предприятиями ремонтно-строительного комплекса МПС. К концу 80-х гг. 20 в. в ремонтно-строительный комплекс входило 36 строительно-монтажных трестов, в том числе 3 специализированных. В их составе 46 предприятий строительной индустрии выпускали строительные материалы и свыше 2 млн. м3 железобетонных конструкций, включая конструкции крупнопанельного и крупноблочного домостроения, заводы и мастерские по выпуску строительных металлоконструкций и средств малой механизации. Практически все выполняемые ими работы обеспечивались проектно-сметной документацией собственных проектно-изыскательских институтов железнодорожного транспорта. Трудности, пережитые страной в 90-е гг., отразились и на железнодорожном транспорте, однако в условиях спада объемов перевозок и реструктуризации отрасли в основном удалось сохранить мощности и структуру ремонтно-строительного комплекса железнодорожного транспорта. Министерство путей сообщения Российской Федерации формирует ежегодные и перспективные инвестиционные программы развития материально-технической базы железнодорожного транспорта общесетевого, междорожного или внутридорожного значения, которые финансируются почти полностью за счет собственных средств МПС России либо полностью или с долевым участием заинтересованных организаций. Одновременно могут осуществляться и федеральные программы развития железнодорожных связей, финансируемые из средств федерального бюджета, либо с частичным привлечением средств МПС России и других заинтересованных организаций. Практически по всем этим программам функции заказчика возлагаются на МПС России. Большинство из этих программ полностью или частично состоит из капитальных вложений в строительство, расширение, реконструкцию или техническое перевооружение объектов железнодорожного транспорта, которые осуществляются на основе специально разрабатываемой проектно-сметной документации. Координация деятельности по реализации инвестиционных программ в части капитальных вложений в строительство внутри системы МПС России возложена на Департамент капитального строительства. В его ведении имеются дирекции по управлению строительством объектов, проектно-изыскательские организации, дорожные строительно-монтажные тресты. Дирекции по управлению строительством — организации, выполняющие от имени МПС России функции заказчика-застройщика по стройкам и объектам общесетевого значения или реализацию общесетевых программ развития материально-технической базы железнодорожного транспорта. Дорожные службы (отделы) капитального строительства выполняют те же функции по объектам внутридорожного значения. Проектно-изыскательские организации – головные и специализированные проектно-изыскательские институты составляют проектно-сметную документацию на специализированные объекты железнодорожного транспорта, а дорожные проектно- изыскательские институты (жеддорпроекты) на основе изучения местных условий проектируют объекты железнодорожного транспорта и используют в своей работе типовые проекты, в т. ч. разработанные головными и специализированными проектно-изыскательскими институтами. Проектно-сметная документация разрабатывается по заданиям МПС России и железных дорог. Для выполнения проектных работ на конкурсной основе возможно привлечение сторонних проектно-изыскательских организаций. Дорожные строительно-монтажные и специализированные тресты – строительно-монтажные объединения, в которые помимо ремонтно-строительных и специализированных подразделений входят предприятия строительной индустрии, выпускающие основные строительные конструкции и материалы, заводы (или мастерские), выпускающие строительные металлоконструкции, производящие ремонт и выпуск средств механизации, и т. п.
Объекты железнодорожного строительства в подавляющем большинстве случаев размещены линейно, имеют протяженность сотни, а иногда и тысячи километров. Выполняемые работы могут быть равномерно распределены по всей длине строящейся линии (укладка пути, его балластировка, установка опор контактной сети) или сконцентрированы в отдельных местах (мостовые переходы, тоннели, глубокие выемки, высокие насыпи). Строительство зачастую требует особой организации, а также применения специальных средств механизации. Особое место на сети железных дорог занимают работы, связанные с переустройством существующих объектов, реконструкцией и развитием действующих железнодорожных линий и узлов, ремонт искусственных сооружений (пролетных строений мостов, пешеходных мостов и тоннелей, существующих железнодорожных тоннелей), а также сооружение новых мостов и тоннелей, противообвальных и берегоукрепительных сооружений.
Сравнительно небольшие строительные подразделения дорстройтрестов рассредоточены по железнодорожным линиям и узлам с расчетом максимального удовлетворения потребностей железных дорог в ремонтно-строительных услугах и нередко, особенно в малообжитых районах, являются единственными действующими на постоянной основе строительными оргакизациями. Такие подразделения используют технологии производства работ в онасиых зонах движения поездов, располагают «соответствующими техническими средствами и специально подготовленными работниками, которые являются основными исполнителями при ликвидации последствий чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий. Других проектно-строительных организаций, владеющих спецификой сооружения объектов железнодорожного транспорта в зоне движения поездов на рынке строительных услуг крайне мало, а в ряде регионов они просто отсутствуют. Именно поэтому в процессе структурной реформы железнодорожного транспорта в уставной капитал ОАО «Российские железные дороги» вносится имущество всех организаций ремонтно-строительного комплекса МПС России и на его базе создаются организации комплекса – филиалы.
Особую задачу выполняет действующее при МПС России Управление экспертизы проектов и смет, имеющее статус государственной экспертизы по специфическим объектам железнодорожного транспорта. Экспертиза осуществляет согласование проектно-сметных решений на всех этапах проектирования и строительства объектов железнодорожного транспорта.