Материал из ЖД cправочник
Перейти к: навигация, поиск

Транспортная продукция

Транспортная продукция — результат пространственного перемещения пассажиров и грузов с целью удовлетворения производственных, социально-культурных и других потребностей населения страны, ее регионов и отдельных граждан. Осуществляя перевозки внутри предприятий, между предприятиями и районами страны, транспорт существенно влияет на масштабы производства и его темпы, относится к главнейшим сферам материального производства.
Транспортной продукции свойственны определенные особенности. Транспорт не производит новой вещественной продукции, а, являясь продолжением процесса производства, участвует в процессе обращения, доставляя продукцию к месту потребления. Транспортную продукцию нельзя накопить, поэтому в задачу транспортного производства входит не создание запасов, а обеспечение оптимальной пропускной и провозной способности, в первую очередь на направлениях с быстрорастущими объемами перевозок. Особенностью транспортной продукции является и то, что она не содержит сырья. Доля заработной платы в ее себестоимости на транспорте примерно вдвое выше, чем в промышленности, а затраты на амортизацию, топливо и электрическую энергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов. Для снижения себестоимости перевозок необходимо увеличивать производительность труда, более эффективно использовать транспортные мощности (особенно подвижной состав), сокращать расходы топлива и электроэнергии. Кругооборот средств, выделяемых на развитие транспорта, отличается от кругооборота средств, направляемых на развитие промышленности и сельского хозяйства. На транспорте реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс. Следовательно, требование полного и своевременного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение эффективности и качества работы транспортной системы относятся не только к перевозке — конечному результату транспортной деятельности, но и непосредственно к процессу транспортного производства. Вследствие этого важное значение на транспорте имеют ускорение и бесперебойность перевозок, сокращение сроков доставки и улучшение сохранности грузов, безотказность в работе всех производств, звеньев, а также каждого вида транспорта и транспортной системы в целом.
Перемещая средства и предметы труда, рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи между звеньями производства, порождаемыми технологическим разделением труда. Эти функции выполняет внутрипроизводственный транспорт. Перемещая различную продукцию между производителями (грузоотправителями) и потребителями (грузополучателями), транспорт осуществляет связи, возникающие из-за территориального разделения труда. Эти функции выполняет транспорт сферы обращения, который в ходе процесса общественного разделения труда выделился в специфический межотраслевой комплекс. Перевозки в сфере обращения выполняются всеми видами транспорта общего пользования — ж.-д., морским, речным, автомобильным, воздушным и трубопроводным, которые вместе с системой складов и подъездными путями предприятий и организаций составляют материальную основу процесса обращения.
В качестве измерителей транспортной продукции используются показатели перевозочной работы — грузооборот и пассажирооборот.


Ремонтные предприятия

В соответствии с принятой на ж.-д. транспорте классификацией предприятия хозяйств ж. д. и ремонтные заводы составляют в совокупности ремонтную промышленность отрасли. К предприятиям хозяйств ж. д. относятся депо, находящиеся на балансе основной деятельности ж. д. и выполняющие текущий ремонт и техническое обслуживание локомотивов, деповской и текущий ремонт вагонов, а также заводы дорожного подчинения (шпалопропиточные, щебеночные), рельсосварочные поезда, ремонтные мастерские, Дорстрой-трест и др. Отраслевая система ремонтных заводов удовлетворяет потребности ж. д. в специфической ремонтной продукции — капитальном ремонте и модернизации подвижного состава, производстве запасных частей и некоторых видов нового подвижного состава (цистерн, электропоездов).
Ремонтные заводы МПС — экономически самостоятельные промышленные предприятия ж.-д. транспорта, состоящие на самостоятельном балансе и имеющие собственную производственную программу, действующие на правах полного хозяйственного ведения и распоряжающиеся основными и оборотными фондами, а также другими видами имущества и ценностями. Они образуют ремонтное производство (РП) МПС, включают в себя акционерные общества (АО), производственные объединения (ПО), а также ассоциации (АС). На ремонтные заводы приходится наибольшая доля в производстве промышленной продукции (около 75 %).
Ремонтное производство — сложная многопрофильная система, в которой в соответствии с технологической и предметной специализациями выделяются заводы по ремонту подвижного состава, электромеханические («Транссигналсвязь»), механические и литей-но-механические заводы, стрелочные, по ремонту и выпуску запасных частей, заводы по ремонту путевых машин (ГУП «Ремпутьмаш»), заводы по изготовлению железобетонных шпал и др. Кроме того, в подчинении департаментов МПС функционируют Кусковский завод консистентных смазок, Московский энергомеханический и Грязи-Орловский мотовозоремонтный заводы.
По видам ремонтируемого подвижного состава ремонтные предприятия разделяются на заводы: тепловозоремонтные (ТРЗ), электро-возоремонтные (ЭРЗ), электровагоноремонтные (ЭВРЗ), по ремонту дизель-поездов, грузовых и пассажирских вагонов (ВРЗ) и др. На этих заводах выполняются следующие виды (объемы) ремонта: для локомотивов и электроподвижного состава — капитальный с продолжением срока службы (КРП), капитальный (КР-1, КР-2); для вагонов грузовых и пассажирских — капитальный (КР), капитально-восстановительный (КВР).


Качество транспортного производства

Качество транспортного производства, как сложнейшей производственно-экономической системы, включает в себя четыре подсистемы разных совокупностей показателей, характеризующих соответственно качество: эксплуатационной работы транспорта в грузовом и пассажирском движении; транспортной продукции; транспортного обслуживания грузовладельцев и населения; транспортного обеспечения страны и ее регионов.
Различают простое, сложное и интегральное качество работы (продукции и услуг).
Простое качество работы характеризуется каким-либо одним главным натуральным показателем, отражающим потребительную стоимость. Например, по отношению к работе вагонов или локомотивов — соответственно статической нагрузкой вагонов и массой поезда брутто; по отношению к продукции (перевозке) — временем перемещения грузов или пассажиров; по отношению к обслуживанию грузовладельцев или пассажиров — уровнем удовлетворения потребности в услугах по объему и структуре.
Сложное качество характеризуют всеми основными натуральными показателями работы. Например, для характеристики работы подвижного состава используют обобщающие натуральные показатели: время оборота и производительность вагона, локомотива, в которых находят отражение основные натуральные показатели простого качества. Для характеристики качества транспортной продукции (перевозок) могут быть использованы такие натуральные показатели, как время или скорость доставки грузов, уровень их сохранности, степень бесперебойности (регулярности), равномерности и ритмичности, экологичности и безопасности перевозок и др.
Интегральное качество оценивают не только соответствующими натуральными показателями простого или сложного качества, отражающими потребительную стоимость, но и показателями затрат (себестоимости, стоимости) на производство и потребление (использование) работы (продукции, услуг). Следовательно, их интегральное качество характеризуется совокупностью всех основных эксплуатационно-технических, натуральных и стоимостных показателей и математически выражается отношением потребительной стоимости работы (продукции, услуг) к их реальной стоимости. Мерой интегрального качества транспортного производства является в конечном счете уровень экономической эффективности работы (продукции, услуг). В этом обобщающем стоимостном показателе все результаты (эффекты) от повышения качества соизмеряются с необходимыми затратами. Наилучшие показатели интегрального качества отражают получение наибольшего результата (эффекта) на единицу затрат (прямых, сопутствующих и сопряженных), которые при повышении качества, как правило, возрастают. Объективная стоимостная количественная оценка динамики интегральных показателей качества по совокупности простых натуральных показателей качества вышеназванных трех подсистем с достаточной полнотой отражает сущность комплексного системного подхода к его изучению и практическому применению.
Четвертая подсистема показателей, в отличие от первых трех, носит особый характер сложного качества транспортного производства, в которой эксплуатационная протяженность сети путей сообщения и выполняемые на ней объемы перевозок грузов и пассажиров, грузооборота и пассажирооборота, а также тарифные платы (доходы), эксплуатационные расходы (издержки) и прибыль соизмеряются с площадью территории страны или ее регионов, объемом производства промышленной и с.-х. продукции и численностью населения.


Качество транспортного обслуживания

Качество транспортного обслуживания — количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств транспортной услуги, составляющих ее качество в соответствии с установленными требованиями и нормами. При грузовых перевозках к показателям качества транспортного обслуживания пользователей относятся скорость доставки груза или срок доставки груза, сохранность грузов, полнота и равномерность (ритмичность) перевозок, комплексность обслуживания (доставка «от двери до двери»), безопасность и экологичность перевозок. Показателями качества транспортного обслуживания пассажиров являются: своевременность перевозок, комфортность поездки, безопасность перемещения, удобство расписания движения транспортных средств, информированность пассажиров, пассажирский сервис в пунктах отправления, пересадок и прибытия пассажиров. Важным качественным показателем является транспортная доступность для пользователей транспортом.


Качество эксплуатационной работы

Качество эксплуатационной работы железнодорожного транспорта определяется качеством поездной и станционной работы, использования и ремонта технических средств (подвижного состава и постоянных устройств). Качество поездной работы характеризуется показателями использования вагонов и локомотивов, к которым относятся: уровни статической и динамической нагрузок грузового вагона, населенность пассажирского вагона, среднесуточный пробег вагона (локомотива), коэффициент порожнего пробега. Качество станционной работы оценивается совокупностью показателей качества технической и грузовой работы на станциях. К ним относятся уровни выполнения норм и планов по приему, отправлению и переработке поездов, организации погрузки, выгрузки, сортировки, размеры приема, выдачи грузов, подачи, уборки вагонов, коэффициенты местной и маневровой работы. Общими для всех предприятий ж.-д. транспорта показателями качества работы являются отсутствие брака, аварий и крушений, точное и в установленные сроки выполнение технических условий, правил и норм технологических процессов, графиков и расписаний движения, уровень производительности и охраны труда. Интегральным показателем качества эксплуатационной работы ж. д. является обеспечение эффективного использования пропускной и провозной способности на единицу затрат при высоком качестве перевозок.


Транспортная доступность

Транспортная доступность — комплексный показатель качества транспортного обслуживания пользователей по времени, надежности и стоимости перемещения, которым учитываются топология (конфигурация размещения) транспортной сети на территории, безопасность, надежность и регулярность работы технических средств транспорта и возможности платежеспособного спроса пользователей по оплате перевозки (поездки). Уровень транспортной доступности по времени перемещения устанавливается отношением нормативного и фактического времени, необходимого пользователю транспортом для достижения любой точки территории из любой другой в рассматриваемом регионе с учетом разветвленности транспортных линий. Уровень транспортной доступности по надежности перемещения характеризуется числом отказов системы, наличием дублирующих транспортных связей, по стоимости перемещения — долей транспортных затрат в цене продукции или в душевых доходах граждан с оптимальными (доступными) нормами затрат платежеспособного спроса пользователей на перевозки (поездки). Транспортная доступность трактуется также как диспозиционный ресурс, определяемый рациональностью транспортно-географического положения (конфигурацией размещения) транспортных линий на территории страны или региона. По большинству этих параметров ж.-д. транспорт России является одним из наиболее доступных в транспортной системе страны.


Транспортная обеспеченность

Транспортная обеспеченность -показатель качества транспортной системы по транспортному обслуживанию территории. Она определяется делением протяженности эксплуатационной длины транспортной сети в километрах на площадь обслуживаемой территории в квадратных километрах. Для ж.д. России этот показатель составляет 5,1 км/1000 км2.


Комфортность поездки

Комфортность поездки — благоприятные условия пребывания пассажиров во время следования в транспортном средстве, один из важных показателей качества транспортного обслуживания пассажиров, определяемый площадью свободного пространства помещения транспортного средства (например, пассажирского вагона, автомобиля, пассажирского судна, самолета), приходящейся на 1 пасс. По этому показателю наиболее комфортными являются поездки на морских пассажирских судах, затем следуют ж.-д. вагоны, автомобильный и воздушный транспорт.


Нормативы качества транспортного обслуживания

Нормативы качества транспортного обслуживания — научно обоснованные технические и технологические нормы выполнения перевозочного процесса и других видов транспортных услуг, определяемые производственными возможностями наличных транспортных ресурсов и условиями перевозок. К ним относятся установленные нормативы скорости и сроков доставки грузов, естественной убыли продукции в процессе перевозок, загрузки транспортных средств, нормативы и правила погрузки, крепления, тарирования и перевозки грузов, нормы выполнения грузовых операций, правила по обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, юридические и страховые нормы взаимоотношений транспорта и клиентуры и т. д. Эти нормативы используются для установления размера ущерба от некачественных перевозок, определения размеров штрафов за несоблюдение (например, за просрочку доставки грузов), а также для определения уровня качества транспортного обслуживания клиентуры. Перечень единых требований к нормативам качества транспортного обслуживания в России содержится в государственных стандартах (ГОСТ Р51004-ГОСТ Р51005), Номенклатуре показателей качества грузовых и пассажирских перевозок. Стандарты являются основой для сертификации транспортных услуг и используются в нормативно-правовых документах, регламентирующих отношения железных дорог, пассажиров и грузовладельцев.