Участковые станции классифицируют: по типам схем, которые различаются взаимным расположением основных парков – поперечным, продольным, полупродольным, а также последовательным расположением пассажирских устройств и парков для грузового движения (рис. 4.53); по типу депо – с основным депо для ремонта локомотивов, с пунктами оборота локомотивов в конце участка их обращения (с обязательным наличием экипировочных устройств), со сменой бригад (с экипировкой локомотивов при необходимости); по числу главных путей на подходах – станции однопутных и двухпутных линий; по числу примыкающих подходов – неузловые станции, расположенные на одной однопутной или двухпутной линии, и узловые станции, имеющие примыкание подходов других линий.
Участковые станции на новых однопутных линиях сооружают обычно по схемам поперечного типа; при размещении локомотивного хозяйства и грузового района предусматривают возможность дальнейшего развития станции по продольному или полупродольному типу, которые на однопутных линиях применяются, когда со стороны пассажирского здания примыкают подъездные пути с крупным грузооборотом, предусматривается большой объем погрузочно-выгрузочных работ, вызывающих необходимость сооружения отдельного парка, а также при организации постоянного обращения соединенных поездов.
На двухпутных линиях, как правило, устраивают участковые станции продольного или полупродольного типа; станции поперечного типа встречаются на двухпутных линиях при небольших размерах пассажирского движения и медленном темпе роста грузооборота, а при больших размерах движения – в трудных топографических, геологических и других местных условиях.
Приведенные типовые схемы участковых станций в наибольшей степени обеспечивают оптимальную технологию эксплуатационных работ по приему, отправлению, расформированию и формированию составов поездов и производству маневровой работы по обслуживанию фронтов погрузки – выгрузки. Этому способствует и взаимное размещение на станции основных сооружений и устройств (пассажирское здание, грузовой район, локомотивное хозяйство, пункт обслуживания вагонов, служебно-техническое здание, пост электрической централизации и др.).